Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортной продукции (по грузовым перевозкам)
На конкурентоспособность транспортной продукции в значительной степени оказывают влияние внутренние факторы.
Внутренние факторы конкурентоспособности транспортной продукции
Индекс конкурентоспособности
Конкурентоспособность транспортной продукции (услуги) может быть оценена в определенном приближении. Индекс конкурентоспособности определяется по формуле:
гдеEU - конкурентоспособность предлагаемого варианта;
E*U - показатель конкурентоспособности базового аналога.
Решение выбирается, если Ik ≥ 1. Так как база сравнения постоянно меняется за счет развития научно-технического прогресса, то сравнение принимает динамичный характер.
Конкурентоспособность определяется аналогично показателю абсолютной экономической эффективности (т.е. отношением полезного результата к суммарным затратам). В общем случае данный показатель определяется по формуле:
где U - интегральный показатель, отражающий результативность работы с учетом качества транспортной продукции;
Цп- цена (стоимость) перевозки, определяемая на сопоставимый объем спросом и предложением, а также величиной транспортных затрат за полный жизненный цикл системы (объекта, технического средства, технологии или отдельной поставки);
Зпотр- затраты потребителя, зависящие от качества транспортного обслуживания.
Конкурентоспособность оценивается как отдельно на железнодорожном транспорте, так и в сравнении с другими видами транспорта по соотношению "количество - качество - цена", т.е. как выполненный объём перевозок (с учетом интегральной оценки качества) к затратам потребителя:
где Ро - потенциальный объём перевозок или совокупный технологический потенциал, т (определяют условиями и целями оценки);
φ - коэффициент интенсивности использования потенциала;
ui - показатели качества профильных услуг, оказываемых клиентуре: доступность, регулярность, сохранность, экологичность, безопасность и т.д.;
где Кi - уровень качества варианта по каждому из i-ых параметров;
Kсущ - существующий уровень качества.
ai - удельный вес каждого из показателей качества (∑ai = 1)
Управление и пути повышения конкурентоспособности на транспорте
Управление конкурентоспособностью транспортной продукции – это сознательное комплексное воздействие на факторы конкурентоспособности транспортной продукции для достижения определенных целей и задач при обеспечении оптимального сочетания цены и качества.
Составляющими термина «управление» в данном контексте являются: поиск (формирование), разработка и внедрение, поддержание, использование, развитие конкурентного преимущества.
Рис. 13. Механизм управления конкурентоспособность в сегментах транспортного рынка
Механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка включает в себя несколько этапов:
1) Информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте.
2) Планирование, выделение целей и приоритетов развития субъекта в данном сегменте, направленные на повышение эффективности транспортного производства.
3) Оценка существующего уровня конкурентоспособности в данном сегменте, собственного и конкурентов. Производится оценка уровня совокупных затрат транспортной организации или грузовладельца (пассажира) в зависимости от поставленных целей, оценка качества транспортного обслуживания, эксплуатационной работы, экономико-технологического потенциала, в том числе уровень пропускной и провозной способности.
Также важно оценить степень финансовой устойчивости транспортной организации, осуществляющей свою деятельность в сегменте, что является одним из главных критериев определения конкурентоспособности субъекта.
4) Выделение конкурентных преимуществ. В сегменте транспортного рынка в первую очередь необходимо оценить степень конкуренции для определения методов ведения конкурентной борьбы, а также выделить качественные характеристики (например, сохранность, сроки доставки), варьирование которыми позволит повысить конкурентоспособность. Выявление ценовых преимуществ связано со снижением тарифов и себестоимости перевозки, в том числе стоимости дополнительных услуг.
5) Применение инструментов управления конкурентоспособностью (тарифной и инновационной политики, использование методов изменения интегрального качества, оптимизация финансово-экономического механизма).
6) Учет, контроль и последующее регулирование (координация, синхронизация) транспортной деятельности в сегменте. Анализ индекса конкурентоспособности с отрицательным результатом возвращает процесс управления к четвертому этапу. Положительный результат заканчивает цикл вышеуказанных действий.
С целью повышения эффективности рыночной деятельности необходимо регулярно оценивать конкурентоспособность транспортных услуг на базе экономических, финансовых, технических и технологических показателей.
Для обеспечения эффективного функционирования транспортному предприятию необходимо постоянно повышать уровень конкурентоспособности. В связи с этим целесообразно выделить следующие организационные меры:
· сегментация рынка транспортных услуг с последующим выбором методов и инструментов управления конкурентоспособностью транспортной продукцией;
· анализ преимуществ и недостатков перевозок-аналогов, представляемых конкурентными видами транспорта, и соответствующее использование этих результатов для повышения конкурентоспособности транспортной продукции;
· обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке транспортных услуг;
· изменение качества эксплуатационной работы и транспортного обслуживания с учетом требований потребителей (грузовладельцев, пассажиров);
· использование гибкой тарифной политики, включая меры, применяемые конкурентами (скидка с тарифа, снижение ставки сборов, увеличение объема гарантий при обеспечении экономической устойчивости самого предприятия);
· дифференциация продукции транспорта, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение потребителей. Значение ценовой конкуренции в таких условиях снижается, поскольку пользователи транспортных услуг руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества обслуживания, особенностей эксплуатации, репутации транспортной организации;
· совершенствование маркетинговой политики транспортной организации, осуществление активной рекламной деятельности;
· воздействие непосредственно на грузоотправителя путем заключения обязательных для исполнения контрактов на перевозки грузов, предоставления дополнительных льгот постоянным клиентам.