Концептуальные основы реформирования
ü акционирование и приватизация предприятий и объектов непрофильной сферы
ü создание конкурентной среды в сфере грузовых перевозок
ü оптимизация системы управления пассажирскими перевозками
ü трансформация социального комплекса
В ходе реформ на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществлялись акционирование и приватизацияпредприятий и объектов непрофильной сферы (предприятий по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, общестроительных подрядных организаций, предприятий сельского хозяйства).
Одним из важнейших элементов реформирования российских железных дорог является создание конкурентной среды в сфере грузовых перевозок. При этом инфраструктура железной дороги остается в полной государственной собственности, а независимые перевозчики конкурируют на рынке с ДЗО ОАО «РЖД», что будет способствовать формированию гибкой тарифной политики, повышению качества услуг, созданию приемлемых условий перевозок и т.д. При этом создание конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок способствует не только снижению стоимости перевозок, но и будет являться средством обновления подвижного состава и дефицита вагонов.
Программа структурной реформы предполагает также создание пригородных пассажирских компаний как дочерних обществ ОАО «РЖД» с участием органов власти субъектов федерации РФ и органов местного управления.
Структурная реформа железнодорожного транспорта предусматривает трансформацию социального комплекса. Социальное развитие железнодорожного транспорта является необходимым условием повышения качества перевозок, конкурентоспособности отрасли и представляет собой неотъемлемую системную составляющую технологического процесса, направленного на обеспечение устойчивой и безопасной работы железных дорог.
Стратегической целью структурной реформы железнодорожного транспорта является оптимизация расходов на содержание социальных объектов и на реализацию системы корпоративных социальных гарантий.
Реформирование социального комплекса железнодорожного транспорта предусматривает строительство специализированного жилищного фонда для работников по специальному перечню профессий, которое является неотъемлемой частью организации технологии работы компании ОАО «Российские железные дороги» и формируется для решения следующих задач. Первая - обусловлена особенностями организации технологии перевозок и обеспечивает социально-бытовые условия железнодорожников, работающих непосредственно на линии. Вторая - вызвана существующей технологией подготовки и расстановки кадров, обеспечением их обязательной ротации в процессе профессиональной подготовки путём наработки практического опыта и карьерного роста.
Этапы реформирования
Ый этап реформирования (2001 — 2003 гг.). Подготовка реформы
Цели и задачи первого этапа:
1. Создание механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках и неосновных видах деятельности;
Ø правовое обеспечение реформирования: принятие необходимых законодательных и иных правовых актов;
Ø создание Комиссии Правительства РФ по структурной реформе на железнодорожном транспорте;
Ø упорядочение существующей тарифной системы с целью повышения ее стабильности, гибкости и прогнозируемости;
Ø разработка механизма поддержки пассажирских перевозок;
2. Разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;
Ø передача функций хозяйственного управления из ведения МПС России специально создаваемому хозяйствующему субъекту – открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", 100% акций которого закреплены в государственной собственности, продаже или иному отчуждению не подлежат;
Ø развитие рынка железнодорожных перевозок:
формирование условий для создания и создание операторских грузовых компаний,
дерегулирование грузовых перевозок в конкурентных сегментах,
создание дирекций пригородных пассажирских перевозок;
Ø развитие внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и международной конкуренции в потенциально конкурентных секторах;
3. Подготовка к разделению хозяйственных видов деятельности:
Ø управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности:
построение бухгалтерского учета по видам деятельности с выделением их финансовых результатов,
формирование предпосылок для перехода от преимущественно территориальной системы управления к системе управления преимущественно по видам деятельности;
4. Организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал:
Ø приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор.