Оценка точности счисления и счислимого места
Под точностью счисления Мс подразумевается рассогласование между фактическим и счислимым местом судна (за вычетом того рассогласования, которое обусловлено неточностью точки начала счисления), возникающим в процессе движения судна из-за погрешностей счисления (погрешности прокладки углов и расстояний, погрешности удержания судна на заданном значении курса, погрешности показаний приборов и учёта их поправок и др.). Погрешности основных элементов счисления представлены в табл. 4.4 МТ-2000 и показаны в табл. 3.
Таблица 3
Среднестатистические погрешности основных элементов счисления
№ п/п | Элемент счисления | Полная СКП |
Компасный курс | ||
- по гирокомпасу | 0,3 – 1,2˚ | |
- по магнитному компасу | 0,9 – 2,0˚ | |
Поправка | ||
- гирокомпаса | 0,3 – 1,3˚ | |
- магнитного компаса | 0,5 – 1,8˚ | |
Истинный курс | ||
- по гирокомпасу | 0,6 – 1,8˚ | |
- по магнитному компасу | 0,9 – 2,7˚ | |
Скорость по относительному лагу | 0,1 – 0,2 узла | |
Угол дрейфа | 0,5 – 1,5˚ | |
Направление течения | ||
- по навигационным пособиям | 30 - 60˚ | |
-совместно по абсолютному и относительному лагу | 10 - 20˚ | |
Скорость течения | ||
- по навигационным пособиям | 0,3 vт | |
- совместно по абсолютному и относительному лагу | 0,1 – 0,3 узла | |
- при отсутствии данных о течении | 0,2 – 0,7 узла |
Под точностью счислимого места Мсм понимается накопление погрешности счисления в процессе движения судна в сочетании с погрешностью обсервованного места Мо, от которого ведётся счисление.
Средняя квадратическая ошибка счисления Мс описывается формулой
(41)
где tсч–время плавания по счислениюот последней обсервованной точки, принятой к счислению, часы;
Кс – коэффициент точности счисления, определяемый экспериментально для различных условий плавания. В среднем находится в пределах от 0,8 до 1,6, причём,
Кс = 0,8 – 1,0 при плавании на тихой воде (без ветра и течения);
Кс = 1.0 – 1,2 при плавании с дрейфом и его учёте;
Кс = 1,2 – 1,6 при плавании с дрейфом на течении и их учёте.
Средняя квадратическая ошибка счислимого места Мсм описывается формулой
(42)
СКО счисления и счислимого места в графическом виде изображается окружностью радиуса R = Mc или R = Мсм, описываемой из оцениваемой счислимой точки, и обозначает границу зоны, в пределах которой с вероятностью P = 63% может находиться фактическое место судна, рис. 31.
Рисунок 31. Накопление ошибки счисления в процессе
движения судна.
Для увеличения вероятности P нахождения действительного места судна в круговой зоне относительно счислимой точки необходимо увеличить радиус R этой зоны в KP раз, т.е. необходимо вычислить новый радиус окружности, рис.32.
или (43)
Величина KP выбирается из таблицы 4.14 МТ-2000, выдержки из которой представлены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициент KP для расчёта радиальной погрешности RP заданной вероятности Р
P % | 99,9 | |||||||
KP | 0,60 | 0,83 | 1,00 | 1,10 | 1,52 | 1,73 | 2,15 | 2,63 |
Таблица рассчитана по формуле
(44)
Рисунок 32. Увеличение размеров области возможного нахождения
действительного места судна при возрастании Р