Прокладка на карте курсов и расстояний

Прямая задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; компасный курс по гирокомпасу ГКК или по магнитному компасу КК; начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту.

2. По ГКК вычислить ИК по формулам (6, 7) и КК по формулам (14 – 18). По отсчётам лага ол1, ол2 вычислить РОЛ, затем S по формулам (2, 3).

3. С помощью транспортира установить линейку по направлению ИК, сдвинуть линейку параллельно самой себе в начальную точку и провести карандашом линию ИК от начальной точки.

4. Вычисленную величину S взять на измеритель по боковой рамке карты и отложить по направлению ИК от начальной точки. Полученную точку отметить карандашом на линии ИК короткой чертой (длиной около 5 мм) перпендикулярно ИК.

5. Поставленные на карте начальную и конечную точки подписать соответствующим временем и отсчётом лага. Подпись точки ставится на свободном месте карты вблизи самой точки (т.е. черты на линии ИК) в виде обыкновенной дроби, в числителе которой проставляется время Т (две цифры –часы, точка, две цифры – минуты), а в знаменателе – отсчёт лага ол (две цифры – мили, запятая, одна цифра – десятые доли мили), например, Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru . Горизонтальную черту дроби следует проводить по линейке параллельно напечатанной на карте параллели. Все надписи следует выполнять достаточной жирности контрастным мягким карандашом каллиграфическим почерком, хорошо читаемым при любом, в том числе слабом освещении.

6. Над линией ИК подписать ГКК, в скобках ΔГК, КК, в скобках ΔМК, например, [1]: ГКК 53,7˚ (- 1,0˚) КК 60,5˚ (-7,8˚).

Обратная задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; истинный курс ИК, начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага либо плавание S.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту.

2. С помощью транспортира установить линейку по направлению ИК, сдвинуть линейку параллельно самой себе в начальную точку и провести карандашом линию ИК от начальной точки.

3. По известному ИК вычислить ГКК как обратную задачу по формулам (10, 11) и КК по формулам (14 – 18).

4. По отсчётам лага ол1, ол2 вычислить РОЛ, затем S по формулам (2, 3) или использовать известное значение S.

5. Величину S взять на измеритель по боковой рамке карты и отложить по направлению ИК от начальной точки. Полученную точку отметить карандашом на линии ИК короткой чертой 5 мм перпендикулярно ИК.

6. Поставленные на карте начальную и конечную точки подписать соответствующим временем и отсчётом лага.

7. Над линией ИК подписать ГКК, в скобках ΔГК, КК, в скобках ΔМК. Если для размещения надписи над линией ИК места мало, нужно использовать выносную черту аналогично применяемым в машиностроительном черчении.

УЧЁТ ВЕТРОВОГО ДРЕЙФА

Расчёт угла дрейфа

Угол отклонения пути судна от истинного курса (направления диаметральной плоскости судна) под суммарным воздействием ветра и ветрового волнения в навигации называется ветровым дрейфом. Он зависит от скорости и курсового угла кажущегося ветра, от площадей надводной и подводной поверхности судна, от формы надводной поверхности и её воздушного сопротивления, от скорости судна относительно воды и других факторов.При этом часто, но не всегда, направление волнения оказывается совпадающим с направлением истинного ветра. Направлением ветра считается то направление, откуда дует ветер (мнемоническое правило: ветер в компас).

Учёт ветрового дрейфа в навигации означает определение угла ветрового дрейфа и установление связи между истинным курсом ИК судна и направлением его движения под действием судовых движителей и ветра – ·путевым углом ПУα ветрового дрейфа.

В навигации рассматривается несколько способов определения угла дрейфа судна, в том числе с использованием дрейфометра или высокоточных обсерваций по РЛС или СНС. Получаемые таким путём конкретные определения угла дрейфа α остаются справедливыми до тех пор, пока не изменятся ветровые условия, курс или скорость судна или его осадка.

В более общем случае угол дрейфа α можно вычислить по формуле Н.Н.Матусевича

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru , (21)

где W – скорость кажущегося ветра, м/с;

КУw – курсовой угол кажущегося ветра;

Vc – скорость судна, выраженная в м/с;

kд – коэффициент угла дрейфа, определяемый экспериментально.

Для вычисления коэффициента дрейфа kд используются навигационные определения угла дрейфа α, сопровождающиеся замером посадки судна, фактической скорости судна Vc, скорости W и курсового угла КУw кажущегося ветра, после чего вычисляют коэффициент дрейфа

Накопленные при одинаковой осадке значения kд можно осреднять различными статистическими методами. В целом нужно иметь значения kд для нескольких осадок судна при типовых загрузках.

Экспериментально определённое значение коэффициента дрейфа УПС «Иван Ползунов» (прототип – судно смешанного плавания типа «Балтийский) в грузу kд = 1,7. Для архитектуры морских грузовых судов, [2],

kд = 1,3.

При вычислении α по (21) необходимо знать элементы кажущегося ветра W, КУw. Если известен истинный ветер (направление КU и скорость U), то получать элементы кажущегося ветра удобно в процессе графической прокладки построением ветрового скоростного треугольника, рис. 11.

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru

Рисунок 11. Построение ветрового скоростного треугольника
на навигационной карте (длина векторов подписана только
для наглядности)

На линии ИК или ПУ из счислимой точки отложить скорость судна Vc в одинаковых единицах измерения со скоростью ветра (например, в м/с) в выбранном масштабе скоростей. В конец вектора скорости судна направить вектор истинного ветра (отложить направление КU, откуда дует ветер, и на нём в выбранном масштабе отложить скорость истинного ветра U). Из начала вектора истинного ветра в счислимую точку проложить отрезок, который представляет собой вектор кажущегося ветра: его длина – это скорость W в выбранном масштабе скоростей, а угол между линией пути и направлением вектора кажущегося ветра в счислимую точку – это курсовой угол кажущегося ветра КW.

В судовом журнале информацию о кажущемся ветре и учитываемом угле дрейфа записывают в виде «направление-скорость ветра, угол дрейфа», например, W = 110˚ - 11 м/с, α = + 4˚, рис. 12.

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru

Рисунок 12. Запись в судовом журнале информации о кажущемся ветре и принятом угле дрейфа

Необходимо представлять, с какой точностью может быть получен результат по формуле (21).

Во-первых, эта формула даёт удовлетворительный результат при углах дрейфа α<10с. Во-вторых, коэффициент дрейфа содержит в себе трудно учитываемые теоретически особенности обтекания воздухом корпуса, надстроек, рубок, выступающих частей, что по-разному проявляется в частных ситуациях. Фиксированное значение kд не может точно описывать величину угла дрейфа для любых случаев. В таблице 4.4 МТ-2000 даётся средняя квадратическая погрешность определения углов дрейфа в пределах 0,5 – 1,5˚. Поэтому:

- в практике судовождения принято углы дрейфа округлять до 0,5˚ (в учебных задачах округлять до 0,1˚);

- скоростной ветровой треугольник для определения элементов кажущегося ветра W и КУW можно строить на тех линиях пути, которые известны

на момент построения этого треугольника. Предпочтительность использования линий пути следующая: ПУс; ПУα; ИК.

Путевой угол дрейфа ПУα, истинный курс ИК и угол дрейфа α связаны следующим аналитическим выражением:

Знак угла дрейфа α определяется по следующему правилу:

- если судно идёт левым галсом (ветер слева), то α считается положительным (α > 0);

- если судно идёт правым галсом (ветер справа), то α считается отрицательным (α < 0).

Геометрически выражение (23) иллюстрируется на рис. 13.

Лаг достаточно корректно учитывает пройденный судном путь с дрейфом в пределах небольших углов дрейфа до 15˚, поэтому пройденное судном расстояние нужно откладывать на линии ПУα.

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru

а) угол дрейфа отрицательный (α = - 4˚);

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru

б) угол дрейфа положительный (α = +4˚)

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru

в) различие в истинном и компасных курсах при разных знаках α

Рисунок 13. Геометрическая связь ИК, ГКК, КК, α и ПУα

Прокладка на карте

Прямая задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; истинный курс ИК и скорость судна Vc; истинный ветер КU, U; начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту и подписать временем и отсчётом лага.

2. С помощью транспортира и линейки провести из начальной точки линию ИК (тонкая линия).

3. Решить ветровой скоростной треугольник:

- выбрать масштаб для прокладки скоростей;

- отложить на линии ИК скорость судна, выраженную в одинаковых единицах со скоростью ветра. Для перевода скорости из узлов в м/с использовать соотношение

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru . (24)

- в конце вектора скорости судна с помощью транспортира и линейки провести направление истинного ветра КU и на этой линии отложить в выбранном масштабе скорость истинного ветра U. Вектор истинного ветра направлен в конец вектора скорости судна;

- из начала вектора скорости истинного ветра провести вектор кажущегося ветра в начальную точку. Измерить длину этого вектора и оцифровать в масштабе скоростей – получить скорость кажущегося ветра W. Измерить угол между линией ИК и вектором кажущегося ветра (навстречу ветру) – получить курсовой угол кажущегося ветра КУW. Измерить угол между нордовой частью меридиана и вектором кажущегося ветра в круговом счёте – получить направление кажущегося ветра КW.

4. Рассчитать угол ветрового дрейфа α по (21) и определить знак α.

5. Вычислить путевой угол дрейфа ПУα по (23).

6. Из начальной точки провести линию ПУα (средней жирности).

7. Над линией ПУα (или над выносной чертой) подписать:

ГКК (ΔГК) КК (ΔМК) α (25)

8. При необходимости рассчитать пройденное судном расстояние S по ол1, ол2, kл по формулам (2, 3) и отложить его от начальной точки по линии ПУα, пользуясь масштабом на боковой рамке карты. Полученную точку подписать временем и отсчётом лага.

9. Проверить правильность расчётов и построений: алгебраическая сумма ГКК + ΔГК + α должна быть равна снятому транспортиром с карты направлению ПУα:

аналитически ГКК + ΔГК + α = ПУα графически. (26)

10. В судовой журнал помимо обязательных Т, ГКК, КК, ол внести запись ΔГК, ΔМК, направление, скорость и курсовой угол кажущегося ветра, учитываемый угол дрейфа.

Обратная задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; путевой угол дрейфа ПУα и скорость судна Vc; истинный ветер КU, U; начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту и подписать временем и отсчётом лага.

2. С помощью транспортира и линейки провести из начальной точки линию ПУα (средней жирности).

3. На линии ПУα решить ветровой скоростной треугольник аналогично п.3 прямой задачи. Определить скорость, курсовой угол и направление кажущегося ветра.

4. Рассчитать угол ветрового дрейфа α по (21) и определить знак α.

5. Вычислить истинный курс судна

Прокладка на карте курсов и расстояний - student2.ru . (27)

6. Из начальной точки с помощью транспортира и линейки тонкой линией провести короткий отрезок (около 5 см) истинного курса.

7. Рассчитать поправку гирокомпаса и гирокомпасный курс по
(10, 11).

8. Рассчитать компасный курс по магнитному компасу по (14 – 18).

9. Над линией ПУα подписать ГКК (ΔГК) КК (ΔМК) α.

10. При необходимости рассчитать пройденное судном расстояние S по ол1, ол2, kл по формулам (2, 3) и отложить его от начальной точки по линии ПУα, пользуясь масштабом на боковой рамке карты. Полученную точку подписать временем и отсчётом лага.

11. Проверить правильность расчётов и построений по (26).

12. В судовой журнал внести запись ΔГК, ΔМК, направление, скорость и курсовой угол кажущегося ветра, учитываемый угол дрейфа.

УЧЁТ ТЕЧЕНИЯ

Наши рекомендации