Штурманский прокладочный инструмент
Для графической работы на МНК судоводитель использует карандаши необходимой мягкости, стирательную резинку, параллельную линейку, штурманский транспортир, протрактор, циркуль и измеритель, кальку, линейку с разбивкой шкалы в метрической системе единиц (сантиметры, миллиметры), калькулятор.
Карандаши (их должно быть несколько: разной мягкости и заточки) для работы на карте должны быть остро заточенными (толщина следа около 0,2 – 0,5 мм) и достаточно мягкими. Российские графитовые карандаши необходимой мягкости имеют обозначение ТМ, М, 2М. Карандаши иностранного производства – ВТ, В, 2В. Более твёрдые и более мягкие карандаши для работы на карте неудобны: твёрдые не дают следа достаточной контрастности, что неудобно при слабом освещении штурманской рубки, а слишком мягкие дают размазываемые линии.
Стирательная резинка должна быть достаточно мягкой, чтобы стирать на карте только карандашные линии, но не сдирать верхний слой бумаги, особенно при многократном использовании карты. К сожалению, отечественная промышленность пока не смогла освоить выпуск качественных резинок для штурманской работы. Да и не каждый иностранный производитель выпускает пригодные для работы на карте резинки. Хороши резинки «PILOT» EE-102 Taiwan, «HI-POLYMER ERASER» Taiwan, «CITY» EruchKrause EK 19415 и некоторые другие, рис. 1.
Рисунок 1. Резинка, карандаши, измеритель, металлический
штурманский транспортир, параллельная линейка
Мягкие резинки имеют малую механическую прочность, особенно при знакопеременной нагрузке. Поэтому стирать карандашные линии мягкой резинкой нужно не шорканьем вперёд-назад, а особым приёмом, обеспечивающим нагрузку на резинку только в виде сжатия. Большой палец упирается в тыльную сторону резинки и толкает её переднюю рабочую сторону вдоль стираемой карандашной линии; возврат резинки на начало стираемой линии осуществляется без касания бумаги.
Параллельные линейки в настоящее время изготавливают из прозрачного пластика с довольно высокой точностью параллельности верхней и нижней кромок и их прямолинейностью. Некоторые зарубежные фирмы выпускают параллельные линейки, совмещённые с разбивкой транспортирной шкалы. Однако, дополнительные удобства в работе такой линейкой невелики, учитывая различную точность откладывания малых и близких к прямому углов.
Параллельная линейка представляет собой шарнирный четырёхзвенник в виде параллелограмма, у которого противолежащие стороны между осями шарниров равны и параллельны. Поэтому параллельная линейка позволяет переносить произвольную линию на карте параллельно самой себе в другое место карты. Для этого надо рабочую кромку верхней линейки (всегда верхнюю кромку) установить точно вдоль переносимой линии, затем, прижимая поочерёдно одну из линеек, передвигать другую до тех пор, пока рабочая кромка верхней линейки не пройдёт через ту точку, в которую необходимо перенести исходную линию.
Современный штурманский транспортир, рисунок 2, представляет собой пластиковый прямоугольный равнобедренный треугольник, внутри которого нанесена полукруговая градусная шкала с полнокруговой оцифровкой в два ряда
Учитывая, что в круге любой диаметр может рассматриваться как два противоположных радиуса, на штурманском транспортире верхние радиусы оцифрованы верхним рядом чисел, а нижние радиусы – нижним рядом чисел.
Штурманским транспортиром, как правило, работают совместно с параллельной линейкой. Линейку кладут под транспортир, транспортир прижимают к линейке и эту систему перемещают по карте. На карте прокладывают истинные направления ИП, ИК, которые отмеряют от меридиана. Поэтому систему транспортир-линейка перемещают относительно напечатанного на карте меридиана так, чтобы линия меридиана проходила через центр транспортира и нужное цифровое значение шкалы. В этом случае линейка окажется расположенной по такому направлению относительно меридиана, какое стояло на шкале транспортира по линии меридиана.
Отсчёт транспортира по верхнему ряду оцифровки даёт направление линейки в сторону верхней полуплоскости карты, а отсчёт по нижнему ряду оцифровки – в нижнюю полуплоскость карты.
Иногда транспортиром приходится измерять произвольные углы между двумя лучами, исходящими из одной точки. В этом случае транспортир без линейки накладывают на один из лучей так, чтобы центр транспортира был совмещён с исходной точкой, а ноль шкалы – с лучом. Тогда отсчёт угла снимается по положению второго луча на шкале транспортира.
Рисунок 2. Пластмассовые штурманский транспортир и параллельная
линейка, установленные по направлению 65˚ - 245˚
Протрактор, рис. 3, - это прокладочный инструмент для облегчения получения места судна на карте при обсервациях по двум смежным горизонтальным углам. На протракторе относительно неподвижной центральной линейки выставляются: левый угол – перемещением левой линейки на отсчёт лимба и барабана, равный левому горизонтальному углу на местности; правый угол – перемещением правой линейки на отсчёт лимба и барабана, равный правому горизонтальному
углу на местности.
Рисунок 3. Протрактор
Поэтому перед использованием протрактора необходимо найти на карте центральный объект, левый и правый объекты относительно центрального, между которыми на местности измерялся горизонтальный угол. Затем протрактор перемещается по полю карты и поворачивается таким образом, чтобы рабочие кромки линеек (на левой линейке правая, а на центральной и правой – левая) пролегали точно через объекты наблюдений, рис. 4.
По достижении этого положения центральной иглой делается укол на карте; отмеченная точка принимается за обсервованное место судна.
Циркуль и измеритель – обычные инструменты геометрических построений, используемые в разных задачах прокладки. В некоторых случаях удобнее пользоваться измерителем, а в других – циркулем, о чём будет указано в описании решения отдельных задач.
Калька в задачах графической прокладки используется как вспомогательный прозрачный материал, аналогичный наложению слоёв в компьютерных презентациях. На ней в масштабе карты могут быть начерчены изолинии навигационных параметров как бы из места судна, а затем перемещением кальки по карте подобрать такое место, которое соответствует проложенным изолиниям, рис. 5.
Рисунок 4. Наложение рабочих кромок линеек протрактора
на центры объектов наблюдения на карте
Рисунок 5. Использование кальки с нанесёнными изолиниями
навигационных параметров
Аналогичным образом калька может использоваться вместо протрактора при его отсутствии, рисунок 6.
Для этого нужно из произвольной точки на кальке начертить центральный луч, от которого под углами, равными измеренным на местности, провести левый и правый лучи. Затем наложить кальку на карту и перемещать её так, чтобы каждый луч прошёл над наблюдённым объектом.
Рисунок 6. Использование кальки вместо протрактора для обсервации
по двум горизонтальным углам
Как только такое совмещение будет достигнуто, уколом иглы циркуля отметить на карте положение центральной точки, из которой были проведены лучи. Эта точка соответствует обсервованному месту судна.