Перспективы развития электромобилей

Существует разработка, позволяющая намного уменьшить соб-
ственную массу снаряженного электромобиля. Суть разработки
заключается в индуктивном подводе энергии из-под дорожного |
полотна для питания тягового электродвигателя и заряда аккуму-
ляторных батарей.

Перспективы развития электромобилей - student2.ru Воздушный зазор

Рис. 52.5. Принцип функционирования системы индуктивного подвода

энергии к электромобилю:
1 — тяговыйэлектродвигатель; 2— приемник энергии, 3 — накопитель энергии;
4 — дорожный силовой кабель

Принцип действия такой системы подвода энергии к электро-
мобилю заключается в том, что под поверхностью дороги закла-
дывается токонесущий кабель, вокруг которого наводится элек-
тромагнитное поле. Приемник электромагнитной энергии распо-
лагается под днищем кузова электромобиля. Энергия передается с
использованием принципа магнитной индукции по воздуху. Ме-
ханический контакт между излучателем (кабелем под дорогой) и
приемником отсутствует (рис. 52.5).

Приемник 2 представляет собой катушку прямоугольной фор-
мы с проводом. Размеры катушки ограничены площадью днища
кузова. При движении электромобиля над кабелем обеспечивают-
ся работа тягового электродвигателя 1 и заряд батарей. Аккумуля-
торные батареи используют при движении по городским улицам,
не оборудованным токонесущим кабелем.

Предполагается, что основным источником энергии будет все
же аккумулятор, но его заряд может выполняться на любой маги-
стральной улице города, и не будет необходимости в оборудова-
нии токонесущим кабелем 4 всех дорог города.

Частота переменного тока, питающего кабель, составляет
180...200 Гц. Учитывая, что в любом кабеле происходят затухание

энергии по длине из-за активного и индуктивного сопротивле-
ний, а также утечки тока из-за несовершенства изоляции, через
каждые 8... 10 км необходимо иметь станцию подпитки кабеля.

52.5. Электроника в системе предотвращения
столкновений автомобилей

Одним из основных условий безопасного движения автомоби-
лей в транспортном потоке является достаточно большая дистан-
ция безопасности между ними, на которой возможна остановка
без риска столкновения с лидирующим автомобилем. Система уп-
равления скоростным режимом движения функционирует на ос-
нове информации об относительных координатах транспортных
средств. Эта система, как и водитель, должна принимать решения
на основе анализа дорожной обстановки. Такая система получила
название системы предотвращения столкновений автомобилей
(СПСА).

В основе критерия функционирования СПСА лежит дистанция
безопасности до препятствия,т.е. то минимальное расстояние до
препятствия движению (в частности, до лидирующего автомоби-
ля), при достижении которого в случае наличия относительной
скорости должно быть начато торможение. При этом торможение
должно осуществляться с замедлением (реализация которого воз-
можна при данной скорости движения и реально существующем
сцеплении шин с дорожным покрытием), обеспечивающим оста-
новку управляемого автомобиля без опасности столкновения с
препятствием.

Логическая последовательность рабочего процесса СПСА скла-
дывается из следующих операций:

обнаружение потенциально угрожающего объекта на пути дви-
жения;

измерение дистанции до угрожающего объекта;

измерение скорости угрожающего объекта;

измерение собственной скорости автомобиля, оборудованного

СПСА;

расчет дистанции безопасности на основе данных о возможных
тормозных путях управляемого и лидирующего автомобилей с уче-
том сцепных свойств шин с дорожным покрытием;

сравнение расчетной дистанции безопасности с действитель-
ной дистанцией между управляемым автомобилем и препятстви-
ем движению;

выявление необходимости изменения режима движения;
определение момента времени, когда должно быть начато из-
менение режима движения;

формирование сигнала водителю о начале изменения режима

движения.

12 3 4 5 6 7 Перспективы развития электромобилей - student2.ru Рис. 52.6.Локаторная система предотвращения столкновения автомобилей: 7 и 2— приемная иизлучающая антенны; 3 — тормоз; 4— приводтопливопода-чи; 5—механизмвыключения сцепления; 6 — акселерометр; 7 — датчик скоро- сти; 8— СВЧ-генератор; 9 — селектор — распределитель команд управления; 10 — модулятор; // — формирователь команд управления; 12 — блок защиты от ложных срабатываний; 13 — ключевое устройство; 14 — бортовой компьютер; 15— приемник



Поскольку опасность представляет только сближение, то от-
ветным действием водителе должно быть снижение скорости
путем торможения только двигателем, совместного торможения
двигателем и тормозами или только тормозами, а для автобусов
и большегрузных автомобилей — еще и использованием тор-
моза-замедлителя. Такая последовательность операций при под-
готовке информации для водителя осуществляется в индика-
торных СПСА.

В автоматизированной СПСА изменение режима движения осу-
ществляется исполнительными механизмами, управляемыми че-
рез селектор команд от бортового компьютера в случаях, если
водитель к нужному моменту не предпринял никаких действий.

Автомобиль оснащается средствами искусственного (техничес-
кого) зрения. В качестве устройств технического (искусственного)
зрения используют радиолокаторы, ультразвуковые локаторы,
оптические лазерные или телевизионные локаторы. Наиболее рас-
пространены радиолокационные СПСА.

В автоматизированной СИСА (рис. 52.6) радиолокатор имеет
излучающую антенну 2, питаемую СВЧ-генератором 8, и прием-
ную антенну 1. Отраженный от препятствия зондирующий сиг-
нал, несущий информацию о дистанции до препятствия и скоро-
сти сближения с ним, поступает в приемник /5 и далее в борто-
вой компьютер 14. В компьютер вводится информация о собствен-
ной скорости движения от датчика скорости 7 и замедлении (от
акселерометра 6).

В бортовом компьютере рассчитываются потребные значения ди-
станции безопасности и необходимого замедления. Через ключевое
устройство 13 расчетные данные поступают в формирователь 11
команд для исполнительных механизмов, далее осуществляется пре-
образование формы командного сигнала в модуляторе 10. Селек-
тор 9распределяет команды по исполнительным механизмам при-
вода 4топливоподачи, тормоза 3 и выключения сцепления 5. Для
повышения надежности функционирования СПСА в компьютере
присутствует блок 12защиты отложных срабатываний.

Реализация необходимого замедления осуществляется испол-
нительными механизмами отработкой трех процессов, при кото-
рых на первом этапе снижается скорость движения торможением
двигателем.

В экстренных случаях торможение двигателем практически не
используется, а время совместного торможения ограничивается
0,4...0,5 с, затем частота вращения колес автомобиля снижается
до нуля и возникает опасность остановки двигателя. Следователь-
но, переход на торможение только тормозными механизмами дол-
жен быть выполнен раньше, т.е. через 0,3...0,35 с после начала
торможения.

Автоматизация перехода с совместного торможения на тормо-
жение только тормозными механизмами осуществляется порого-
вым элементом по сигналу датчика частоты вращения коленчато-
го вала двигателя. При снижении ее до значения, соответствую-
щего холостому ходу двигателя, пороговый элемент бортовой си-
стемы управления формирует командный сигнал на выключение
сцепления.

Задачу распределения сигналов бортового компьютера для вклю-
чения в работу отдельных исполнительных механизмов или всех
вместе в определенной последовательности выполняет блок логи-
ки (селектор). В нем формируются дискретные сигналы для управ-
ления электромеханическими элементами:

подача сигнала водителю при достижении предельно допусти-
мой безопасной дистанции с учетом времени реакции водителя;

подача командного сигнала на торможение двигателем, если
водитель не предпринял никаких действий, а дистанция безопас-
ности сократилась до значения, достаточного для срабатывания
системы автоматического торможения;

подача командного сигнала на совместное торможение двига-
телем и тормозными механизмами, если замедление при тормо-
жении двигателем не обеспечивает предотвращения столкнове-
ния;

подача командного сигнала на выключение сцепления (для
автомобиля с механической трансмиссией), если при совместном

Перспективы развития электромобилей - student2.ru 16 Рис. 52.7. Структурная схема устройства распред ел ения команд управления исполнительными механизмами: /, 6, 17, 21 и 22 — схемы сравнения; 2и 7— усилители; 3 — ждущий мультивиб- ратор: 4 — звуковой сигнализатор; 5— резистор; 8 — триггер; 9— формирователь командного сигнала управлениятопливоподачей; 10, 11, 12, 15— ключевые эле- менты; 13 — формирователь сигналауправления приводом тормозов; 14 — форми- рователь сигнала управления приводом сцепления; 16 —задатчик частоты враще- ния коленчатого вала, соответствующей принудительному холостому ходу; 18— датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 19 — акселерометр; 20— сумматор; 23 — датчик положения дроссельной заслонки; Sa — действитель- ная дистанция; S&2 — безопасная дистанция; аг — действительное ускорение (замедление) управляемого автомобиля; vOT — относительная скорость; v2 — ско- рость управляемого автомобиля; а — необходимое, или расчетное, ускорение (замедление) управляемого автомобиля

торможении частота вращения коленчатого вала двигателя снизи-
лась настолько, что совместное торможение не обеспечивает мак-
симальной эффективности, а также возникает опасность останов-
ки двигателя.

Первая операция реализуется при сравнении информации о
значениях дистанции (рис. 52.7), получаемых от локаторного
датчика, и безопасной дистанции ^52, рассчитываемой компью-
тером. Равенство этих параметров фиксируется в логической схе-
ме 1 сравнения, формирующей логическую единицу в момент со-
впадения напряжений сигналов. Выходной сигнал схемы 7 после
усилителя 2 запускает ждущий мультивибратор 3, подключенный
к звуковому сигнализатору 4.

Если водителем не совершаются никакие управляющие воз-
действия, то условие 5Д = S§2 нарушается. В логической схеме 6

сравнения, как и в схеме 7, проводится сравнение значений и
Sq2, но сигнал Sq2 подается в нее уменьшенным с помощью рези-
стора 5. Поэтому на выходе схемы б равенство £д= ^достигается
несколько позднее.

Выходной сигнал схемы 6 после усилителя 7 и триггера 8 вы-
полняет функции стробирующего для разрешения перехода на
режим торможения двигателем при открывании ключевого эле-
мента 10. Через этот ключевой элемент на формирователь 9 сигна-
лов управления поступает информация о необходимом замедле-
нии. Одновременно сигнал от триггера 8 поступает на один из
входов ключевого элемента 11, подготавливая его к работе.

Процесс перемещения органа топливоподачи контролируется
датчиком 23 отрицательной обратной связи. С этой целью сигналы
расчетного и текущего положений органа топливоподачи в про-
тивофазе поступают на сумматор 20 перед вводом их в ключевой
элемент 10.

Если в процессе торможения двигателем не достигнуто необ-
ходимое замедление и не выполняются условия v0T = 0 и Sa = 5б2,
то осуществляется совместное торможение двигателем и тормоз-
ными механизмами. Каждой скорости движения соответствует оп-
ределенное замедление, при котором обеспечивается наибольшая
эффективность совместного торможения. При сравнении в соот-
ветствующих масштабах величин гъ и ав логической схеме 21
получают второй стробирующий сигнал разрешения совместного
торможения, который поступает на второй вход ключевого эле-
мента 11. Наличие одновременно двух сигналов на входе этого эле-
мента позволяет открыться ключевому элементу 12 и пропустить
на вход формирователя 13 сигнала управления информационный
сигнал разности заданного a2il и действительного а2 замедлений
автомобиля, получаемого от сумматора 20. Акселерометр /Рана-
логично выполняет функции датчика обратной связи.

В момент начала совместного торможения выполняется опера-
ция подготовки к работе канала выключения сцепления. Для это-
го ключевой элемент 75 открывается сигналом элемента 77. На два
входа логической схемы7 7 сравнения подаются напряжения дат-
чика 18 частоты вращения коленчатого вала двигателя изадатчи-
ка 16 минимально допустимой частоты вращения. Установка зна-
чения пвmin выполняется индивидуально для двигателя каждого
типа. При открытом ключевом элементе 75 сигнал логической еди-
ницы с выхода схемы 77 сравнения переключает формирователь
сигнала управления 14, напряжение которого поступает через по-
следующий усилитель мощности к исполнительному механизму
привода сцепления.

После выключения сцепления автомобиль переходит на ре-
жим торможения только тормозными механизмами вплоть до ос-
тановки.

Применение дискретного режима управления исполнительны-
ми механизмами имеет преимущества по сравнению с непрерыв-
ным: наилучший (ключевой) режим работы элементов, задающих
командный сигнал управления в электронных блоках; меньшая за-
висимость от температуры бортовых вычислительных устройств;
неизменность конструкции механизмов управления автомобилем.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о принципе действия и особенностях устройства плаз-
менной системы зажигания.

2. Сформулируйте проблемы, стоящие перед конструкторами электро-
мобилей.

3. Как устроен автомобиль с комбинированной энергетической уста-
новкой?

4. Каковы перспективы передачи энергии на движущийся электромо-
биль?

5. Как устроена система предотвращения столкновения автомобилей
и каков принцип ее действия?

6. Расскажите об особенностях выбора необходимого замедления для
предотвращения столкновения с препятствием движению.

7. Каковы особенности построения алгоритма функционирования
СПСА?

8. Как осуществляется связь компьютера СПСА с комплексом испол-
нительных механизмов?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобиль: Основы конструкции /Н.Н.Вишняков, В.К.Вахла-
мов,А.Н.Нарбут и др. — М.: Машиностроение, 1986: — 304 с.

2. Вахламов В. К. Автомобили ВАЗ. — М.: Транспорт, 1993. — 192 с.

3. Ветлицкий В. ЮрчевскийА.А., Кошев К. Н. Бортовые автоном-
ные системы управления автомобилей. — М.: Транспорт, 1984. — 189 с.

4. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн.Кн.1. Теория рабочих про-
цессов: Учебник /В.Н.Луканин, К. А. Морозов,А.С.Хачиян и др.; Под
ред.В.Н.Луканина. — М.: Высш.шк., 1995. — 368 с.

5. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн. Кн. 2. Динамика и констру-
ирование: Учебник / В.Н.Луканин, И.В.Алексеев, М.Г.Шатров и др.;
Под ред.В.Н.Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. — 319 с.

6. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный прак-
тикум: Учебник / В.Н.Луканин, М.Г.Шатров,А. Ю.Труш и др.; Под
ред. В.Н.Луканина. — М.: Высш.шк., 1995. —256с.

7. Теория и конструкция автомобиля /В. А. Иларионов, М.М.Мо-
рин,Я.Е.Фаробин и др. —М.: Машиностроение,1992. — 416 с.

8. Электромобиль / В.А.Щетина,Ю.Я. Морговский, Б.И.Центер и
др. —Л.: Машиностроение. — 253с.

СОДЕРЖАНИЕ

1.6. Работа двигателя в составе транспортного средства...................

Глава 2. ТОПЛИВА И ИХ СВОЙСТВА........................................... ".'.................. гг

2.1. Состав и свойства топлив.................................................................. f"5

2.2.Элементный состав рабочего тела и продуктовсгооани»........ 28

Глава з ПРОЦЕССЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ..................................... 30

3.1. Процессы газообмена.................................................................................

3.2. Процесс сжатия.......................................................................................... ^

3.3. Процессы смесеобразования и сгорания..............................................

в двигателях с искровым зажиганием................................................. ^

3.4. Процессы смесеобразования и сгорания в дизелях......................... ^

3.5. Процесс расширения....................................................................... *........

Глава 4. ИНДИКАТОРНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ......... fc1

4.1. Индикаторные показатели........................................................................

4.2. Механические потери в двигателе...................................................... ?!

4.3. Эффективные показатели двигателя. ....................................................

Глава 5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ......

5.1. Общие положения........................................................................................

5.2. Система питания двигателей с искровым зажиганием................... ^

5.3. Топливные системы дизелей.....................................................................

5.4. Системы наддува....................................................................................... "

5.5. Устойчивость и автоматическое регулирование ...............................

частоты вращения............................................

Глава 6. ТОКСИЧНОСТЬ И ШУМ ДВИГАТЕЛЯ...........

6.1. Токсичность отработавших газов двигателя................................ 1 л*

6.2. Акустические показатели двигателя.................................................... it

Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ............. ZZZZZZZ.',................... \

7.1. Регулировочные характеристики.................................... *"...................

Введение................................................................................................................ РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ, ДИНАМИКА И КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ДВС......................... 1.1. Классификациядвигателе........ й 1.2. Рабочие процессы двигателя........................................................ 1.3. Энергетический баланс и экономико-энергетические.......... показатели двигателя................................................... 1.4. Методы форсирования двигателя.............................................. 1.5. Понятие о характеристиках двигателя.....................................

7.2. Нагрузочные характеристики............................................................ * ^

7.3. Скоростные характеристики...................................................... 123

Глава 8. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА

КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА...................... 131

8.1. Кинематикакривошипно-шатунного механизма............. 131

8.2. Динамика кривошипно-шатунного механизма..................... 133

8.3. Влияние конструктивных соотношений
кривошипно-шатунного механизма

на параметры двигателя..................................................................... 139

Глава 9. УРАВНОВЕШИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ.......................................... 142

Г Общие положения.............................................................................. 142

9.2. Уравновешивание одноцилиндрового двигателя................. 143

9.3. Уравновешивание многоцилиндровых

линейныхдвигателей............................................................................ 144

9.4.Уравновешивание многоцилиндровых

V-образных двигателей...................................................................... 147

9.5. Равномерность хода двигателя................................................. 149

Глава 10. ЦИЛИНДРОВАЯ ГРУП ПА И КАРТЕРЫ....................................... 151

10.1. Общие положения........................................................................ 151

10.2. Корпусные элементы двигателей жидкостного

охлаждения............................................................................................. 152

10.3.Цилиндры и картеры двигателей

воздушного охлаждения..................................................................... 160

10.4. Надежность газового стыка...................................................... 162

Глава 11. ПОРШНЕВАЯ ГРУППА................. ,.................................................. 164

Общие положения................................................................................. 164

11.2. Поршень......................................................................................... 166

1Поршневой палец...................................................................... 174

11-4- Поршневые кольца..................................................................... 175

Глава 12. ШАТУННАЯ ГРУППА....................................................................... 180

Глава 13. ГРУППА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.................................................... 186

13.1.Общие положения........................................................................ 186

13.2. Состав и структура коленчатого вала.................................. 186

13.3. Прочность коленчатого вала и методы ееповышения..189

13.4. Основные сведения окрутильных колебаниях................. 190

Глава 14. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ......................................... 193

'4-1- Схемы механизмов газораспределения................................. 193

14.2. Элементы механизма газораспределения............................ 200

14.3.Профилирование кулачков........................................................ 209

Глава 15. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА................................................................. 212

15.1.Общие положения........................................................................ 212

15.2. Работа смазочной системы....................................................... 213

15.3.Моторные масла.......................................................................... 214

15.4. Агрегаты смазочной системы 215

Глава 16. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ.............................................................. 217

16.1. Общие положения........................................................................ 217

16.2. Жидкостная система охлаждения 217

16.3. Воздушная система охлаждения............................................. 221

Глава 17. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ.............................................. 223

17.1.Общие положения....................................................................... 223

17.2. Воздухоочистители 223

17.3.Глушители шума впуска.......................................................... 225

17.4.Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом....... 225

Глава 18. СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.................. 228

18.1.Общие положения....................................................................... 228

18.2.Система глушения шума выпуска......................................... 228

18.3. Нейтрализаторы отработавших газов................................. 229

Глава 19. СИСТЕМЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ.............................................. 232

19.1. Способы пуска двигателя........................................................ 232

19.2. Средства, облегчающие пуск двигателя............................. 233

Глава 20. КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ.................................................... 235

РАЗДЕЛ II
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ

Глава 21. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ......... 250

21.1.Свойства автомобиля, их оценочные параметры

иопределения...................................................................................... 250

21.2.Взаимодействие колеса с опорной поверхностью.......... 252

21.3.Силы сопротивления движению автомобиля.................... 260

21.4.Коэффициент полезного действия трансмиссии............... 262

21.5.Тяговая характеристика и уравнения движения автомобиля .... 265

21.6.Нормальные реакции дороги................................................. 269

Глава 22. ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

АВТОМОБИЛЯ.................................................................................... 273

22.1.Силовой и мощностной балансы автомобиля.................. 273

22.2.Динамическая характеристика автомобиля....................... 276

22.3.Неустановившиеся режимы движения автомобиля......... 281

22.4.Влияние конструктивных факторов на тяговую динамичность
автомобиля................................................................................... 288

22.5.Тяговые возможности автопоезда......................................... 291

Глава 23. ИСПЫТАНИЯТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ

АВТОМОБИЛЯ.................................................................................... 296

23.1. Показатели, условия, виды и методы испытаний............. 296

23.2.Аппаратура для дорожных испытаний........................ -..... 297

23.3. Стенды для испытаний............................................................. 304

Глава 24. ТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ.................................................... 309

24.1. Тормозная сила и уравнение движения автомобиля

при торможении................................................................................... 309

24.2. Распределение тормозной силы между мостами автомобиля .... 315

24.3. Способы торможения автомобиля........................................ 316

24.4. Определение показателей эффективности тормозных систем
автомобиля................................................................................... 319

Глава 25. ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ............... 324

25.1. Измерители и показатели топливной экономичности.... 324

25.2. Топливно-экономическая характеристика автомобиля 326

25.3. Влияние конструктивных и эксплуатационных

факторов на расход топлива............................................................ 328

25.4. Топливная экономичность автопоезда.......................................... 331

25.5. Понятие о нормах расхода топлива............................................... 333

Глава 26. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ................................................. 335

26.1. Показатели устойчивости................................................................. 335

26.2. Занос переднего и заднего мостов.................................................. 340

26.3. Влияние конструктивных и эксплуатационных

факторов на поперечную устойчивость......................................... 341

26.4. Продольная устойчивость................................................................. 345

Глава 27. УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ............................................. 347

27.1. Показатели управляемости............................................................... 347

27.2. Критическая скорость по условиям управляемости.................. 347

27.3. Увод колеса............................................................................................ 349

27.4. Поворачиваемость автомобиля....................................................... 353

27.5. Соотношение углов поворота управляемых колес................... 358

27.6. Колебания управляемых колес........................................................ 359

27.7. Стабилизация управляемых колес.................................................. 361

Глава 28. ПРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ................................................ 366

28.1. Проходимость автомобиля и ее геометрические показатели. 366

28.2. Тяговые и опорные показатели проходимости........................... 369

28.3. Влияние конструкции на проходимость автомобиля................ 371

28.4. Вездеходные машины......................................................................... 374

28.5. Увеличение проходимости автомобиля........................................ 379

Глава 29. ПЛАВНОСТЬ ХОДА АВТОМОБИЛЯ............................................ 381

29.1. Влияние колебаний на человека...................................................... 381

29.2. Измерители плавности хода............................................................. 382

29.3. Колебания автомобиля....................................................................... 383

29.4. Повышение плавности хода............................................................. 387

РАЗДЕЛ III
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

Глава 30. ТРАНСМИССИЯ.................................................................................. 389

30.1. Назначение и типы.............................................................................. 389

30.2. Механическая ступенчатая трансмиссия...................... ,.............. 391

30.3. Гидрообъемная трансмиссия........................................................... 393

30.4. Электрическая трансмиссия.............................................................. 394

30.5. Гидромеханическая трансмиссия................................................... 395

30.6. Электромеханическая трансмиссия................................... ,.......... 396

30.7. Трансмиссия автопоезда.................................................................... 397

Глава 31. СЦЕПЛЕНИЕ......................................................................................... 398

31.1. Назначениеи типы.............................................................................. 398

31.2. Фрикционное однодисковое сцепление......................................... 399

31.3. Фрикционное однодисковое сцепление

с периферийными пружинами........................................................... 400

31.4. Фрикционное однодисковое сцепление

с центральной пружиной.................................................................... 406

31.5. Фрикционное двухдисковое сцепление.......................................... 410

Глава 32. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ........................................................................... 415

32.1. Назначение и типы.................................................... ,........................ 415

32.2. Двухвальная коробка передач................................................................ 417

32.3. Трехвальная коробка передач................................................................. 421

32.4. Многовальная коробка передач.............................................................. 427

32.5. Гидромеханическая коробка передач..................................................... 430

Глава 33. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА.............................................................. 435

33.1. Назначение и типы.............................................................................. 435

33.2. Конструкции раздаточных коробок.............................................. 436

Глава 34. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА................................................................ 442

34.1. Назначение и типы.............................................................................. ^42

34.2. Карданныеищрниры........................................................................... 444

34 з . Конструкции карданных передач................................................. 446

Глава 35. МОСТЫ.................................................................................................. 450

35.1. Назначение и типы...........................................................................

35.2. Ведущий мост....................................................................................... 451

35.3.Главная передача............................................................................... .460

35.4. Дифференциал 463

35.5. Полуоси.................................................................................................. 467

35.6. Передний управляемый мост. 468

35.7.Комбинированный мост.................................................................... .473

35.8.Поддерживающий мост...................................................................... 481

35.9.Установка и стабилизация управляемых колес.......................... 482

Глава 36. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА...................................................................... 486

36.1. Назначение ц типы.............................................................................. 486

36.2. Конструкции рам................................................................................. 487

Глава 37. ПОДВЕСКА........................................................................................... 493

37.1. Назначение, основные устройства и типы.................................... .493

37.2. Конструкции подвесок....................................................................... 498

37.3. Амортизаторы......................................................................... ^ j.

Глава 38. КОЛЕСА.................................................................................................... 516

38.1. Назначение и типы..............................................................................

38.2. Типы, размеры и маркировка шин.................................................. 517

38.3. Камерные и бескамерные шины...................................................... 518

38.4. Рисунок протектора шины................................................................ 521

38.5.Профиль шин......................................................................................... 524

38.6. Диагональные и радиальные шины 526

38.7. Шины с регулируемым давлением................................................. 527

38.8. Обод, ступица и соединитель колеса............................................ 528

Глава 39. КУЗОВ.................................................................................................... 532

39.1. Назначение и типы.............................................................................. 532

39.2. Кузов легкового автомобиля............................................................ 533

39.3. Кузов автобуса..................................................................................... 539

39.4. Кузов грузового автомобиля............................................................ 542

39.5. Вентиляция и отопление кузова...................................................... 552

39.6. Безопасность кузова........................................................................... 555

39.7. Обтекаемость, обзорность ишумоизоляция кузова..................... 556

Глава 40. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................. 558

40.1. Назначение и типы................................................................................. 558

40.2. 'Гравмобезопасное рулевое управление...................................... 559

40.3. Рулевой механизм................................ ..................................... 562

40.4. Рулевой привод................................... ....................................... 564

40.5. Рулевой усилитель............................... ..................................... 565

40.6. Конструкции рулевого управления........................................ 569

Глава 41. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ................................................................. 586

41.1. Назначение и типы................................ ................................... 586

41.2. Торможение автомобиля........................................................... 587

41.3. Тормозные механизмы............................................................... 589

41.4. Тормозные приводы................................................................... 591

41.5. Тормозные системы легковых автомобилей........................ 600

41.6. Тормозные механизмы и приборы тормозного
пневмопривода грузовых автомобилей................................. 616

41.7. Антиблокировочные системы 632

Глава 42. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКЦИЙ

АВТОМОБИЛЕЙ................................................................................... 637

42.1. Городские автомобили.............................................................. 637

42.2. Автомобили для междугородних перевозок........................ 639

42.3. Авгомобили будущего.............................................................. 641

РАЗДЕЛ IV

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Глава 43. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ........................................... 645

43.1. Назначение и структурная схема электрооборудования 645

43.2. Источники тока................................... ....................................... 647

43.3.Регулирование напряжения генератора................................ 650

43.4. Аккумуляторные батареи 655

Глава 44. СИСТЕМА ПУСКА............................................................................. 661

44.1. Стартер, Назначение и функциональные особенности... 661

44.2. Конструкции стартеров............................................................. 663

44.3. Муфты свободного хода.......................... .............................. 667

Глава 45. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ................................................................. 671

45.1. Общая структура системы зажигания.................................. 671

45.2 Прерыватели-распределители...................... ,......................... 678

45.3. Коммутаторы............................................................................... 686

45.4. Контроллеры...................................................................................... 688

45.5. Катушки зажигания.................................................................... 690

45.6. Свечи зажигания................................. ...................................... 692

45.7. Система зажигания с электронным распределением
высокого напряжения................................................................. 694

Глава 46. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ.............................. 698

46.1. Приборы наружного освещения............................................. 698

46.2. Светосигнальные приборы.................................................... ,. 701

46.3. Прерыватели указателей поворота....................................... 704

Глава 47. КОНТРОЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.... 707

47.1. Виды информации...................................................................... 707

47.2. Измерение параметров рабочих процессов........................ 708

47.3. Получение информации о температуре............................... 714

47.4. Контроль уровня топлива в баке............................................ 715

47.5. Контроль функционирования системы
электроснабжения........................................................................ ••••••• 717

47.6. Измерение скорости автомобиля и частоты вращения
коленчатого вала двигателя................................................... 718

47.7. Обеспечение информацией водителя................................... 721

47.8. Электронные сигнальные и вспомогательные устройства ....724

47.9. Звуковые сигнальные приборы.............................................. 727

Глава 48. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМАМИ

ДВИГАТЕЛЯ............................................................................................ 730

48.1. Управление карбюратором..................................................... 730

48.2. Управлениевпрыском топлива............................................ 731

48.3. Управлениетопливоподачей дизелей................................ 736

48.4. Информационное обеспечение микропроцессорных

систем управления двигателем........................................................ 739

Глава 49. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСМИССИЕЙ........... 746

49.1. Задачи комплексного управления......................................... 746

49.2. Исполнительный механизм привода сцепления............... 746

49.3.Автоматизация переключения передач............................... 749

49.4. Управление подвеской.............................................................. 752

49.5. Управление антиблокировочной тормозной системой... 756

49.6. Противобуксовочная система............................................. 762

Глава 50. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ.................................................... 765

50.1. Приводные устройства............................................................. 765

50.2. Стеклоочистители...................................................................... 765

50.3.Управление положением фар.................................................. 772

50.4.Управление агрегатами автомобиля.................................... 774

Глава 51.АВТОМАТИ КА В УПРАВЛЕНИИ ТЕПЛОВЫМИ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.................................... 778

51.1. Приборы для облегчения пуска двигателя при низких
температурах...................................................................

Наши рекомендации