Перспективы развития электромобилей
Существует разработка, позволяющая намного уменьшить соб-
ственную массу снаряженного электромобиля. Суть разработки
заключается в индуктивном подводе энергии из-под дорожного |
полотна для питания тягового электродвигателя и заряда аккуму-
ляторных батарей.
Воздушный зазор |
Рис. 52.5. Принцип функционирования системы индуктивного подвода
энергии к электромобилю:
1 — тяговыйэлектродвигатель; 2— приемник энергии, 3 — накопитель энергии;
4 — дорожный силовой кабель
Принцип действия такой системы подвода энергии к электро-
мобилю заключается в том, что под поверхностью дороги закла-
дывается токонесущий кабель, вокруг которого наводится элек-
тромагнитное поле. Приемник электромагнитной энергии распо-
лагается под днищем кузова электромобиля. Энергия передается с
использованием принципа магнитной индукции по воздуху. Ме-
ханический контакт между излучателем (кабелем под дорогой) и
приемником отсутствует (рис. 52.5).
Приемник 2 представляет собой катушку прямоугольной фор-
мы с проводом. Размеры катушки ограничены площадью днища
кузова. При движении электромобиля над кабелем обеспечивают-
ся работа тягового электродвигателя 1 и заряд батарей. Аккумуля-
торные батареи используют при движении по городским улицам,
не оборудованным токонесущим кабелем.
Предполагается, что основным источником энергии будет все
же аккумулятор, но его заряд может выполняться на любой маги-
стральной улице города, и не будет необходимости в оборудова-
нии токонесущим кабелем 4 всех дорог города.
Частота переменного тока, питающего кабель, составляет
180...200 Гц. Учитывая, что в любом кабеле происходят затухание
энергии по длине из-за активного и индуктивного сопротивле-
ний, а также утечки тока из-за несовершенства изоляции, через
каждые 8... 10 км необходимо иметь станцию подпитки кабеля.
52.5. Электроника в системе предотвращения
столкновений автомобилей
Одним из основных условий безопасного движения автомоби-
лей в транспортном потоке является достаточно большая дистан-
ция безопасности между ними, на которой возможна остановка
без риска столкновения с лидирующим автомобилем. Система уп-
равления скоростным режимом движения функционирует на ос-
нове информации об относительных координатах транспортных
средств. Эта система, как и водитель, должна принимать решения
на основе анализа дорожной обстановки. Такая система получила
название системы предотвращения столкновений автомобилей
(СПСА).
В основе критерия функционирования СПСА лежит дистанция
безопасности до препятствия,т.е. то минимальное расстояние до
препятствия движению (в частности, до лидирующего автомоби-
ля), при достижении которого в случае наличия относительной
скорости должно быть начато торможение. При этом торможение
должно осуществляться с замедлением (реализация которого воз-
можна при данной скорости движения и реально существующем
сцеплении шин с дорожным покрытием), обеспечивающим оста-
новку управляемого автомобиля без опасности столкновения с
препятствием.
Логическая последовательность рабочего процесса СПСА скла-
дывается из следующих операций:
обнаружение потенциально угрожающего объекта на пути дви-
жения;
измерение дистанции до угрожающего объекта;
измерение скорости угрожающего объекта;
измерение собственной скорости автомобиля, оборудованного
СПСА;
расчет дистанции безопасности на основе данных о возможных
тормозных путях управляемого и лидирующего автомобилей с уче-
том сцепных свойств шин с дорожным покрытием;
сравнение расчетной дистанции безопасности с действитель-
ной дистанцией между управляемым автомобилем и препятстви-
ем движению;
выявление необходимости изменения режима движения;
определение момента времени, когда должно быть начато из-
менение режима движения;
формирование сигнала водителю о начале изменения режима
движения.
12 3 4 5 6 7 Рис. 52.6.Локаторная система предотвращения столкновения автомобилей: 7 и 2— приемная иизлучающая антенны; 3 — тормоз; 4— приводтопливопода-чи; 5—механизмвыключения сцепления; 6 — акселерометр; 7 — датчик скоро- сти; 8— СВЧ-генератор; 9 — селектор — распределитель команд управления; 10 — модулятор; // — формирователь команд управления; 12 — блок защиты от ложных срабатываний; 13 — ключевое устройство; 14 — бортовой компьютер; 15— приемник |
Поскольку опасность представляет только сближение, то от-
ветным действием водителе должно быть снижение скорости
путем торможения только двигателем, совместного торможения
двигателем и тормозами или только тормозами, а для автобусов
и большегрузных автомобилей — еще и использованием тор-
моза-замедлителя. Такая последовательность операций при под-
готовке информации для водителя осуществляется в индика-
торных СПСА.
В автоматизированной СПСА изменение режима движения осу-
ществляется исполнительными механизмами, управляемыми че-
рез селектор команд от бортового компьютера в случаях, если
водитель к нужному моменту не предпринял никаких действий.
Автомобиль оснащается средствами искусственного (техничес-
кого) зрения. В качестве устройств технического (искусственного)
зрения используют радиолокаторы, ультразвуковые локаторы,
оптические лазерные или телевизионные локаторы. Наиболее рас-
пространены радиолокационные СПСА.
В автоматизированной СИСА (рис. 52.6) радиолокатор имеет
излучающую антенну 2, питаемую СВЧ-генератором 8, и прием-
ную антенну 1. Отраженный от препятствия зондирующий сиг-
нал, несущий информацию о дистанции до препятствия и скоро-
сти сближения с ним, поступает в приемник /5 и далее в борто-
вой компьютер 14. В компьютер вводится информация о собствен-
ной скорости движения от датчика скорости 7 и замедлении (от
акселерометра 6).
В бортовом компьютере рассчитываются потребные значения ди-
станции безопасности и необходимого замедления. Через ключевое
устройство 13 расчетные данные поступают в формирователь 11
команд для исполнительных механизмов, далее осуществляется пре-
образование формы командного сигнала в модуляторе 10. Селек-
тор 9распределяет команды по исполнительным механизмам при-
вода 4топливоподачи, тормоза 3 и выключения сцепления 5. Для
повышения надежности функционирования СПСА в компьютере
присутствует блок 12защиты отложных срабатываний.
Реализация необходимого замедления осуществляется испол-
нительными механизмами отработкой трех процессов, при кото-
рых на первом этапе снижается скорость движения торможением
двигателем.
В экстренных случаях торможение двигателем практически не
используется, а время совместного торможения ограничивается
0,4...0,5 с, затем частота вращения колес автомобиля снижается
до нуля и возникает опасность остановки двигателя. Следователь-
но, переход на торможение только тормозными механизмами дол-
жен быть выполнен раньше, т.е. через 0,3...0,35 с после начала
торможения.
Автоматизация перехода с совместного торможения на тормо-
жение только тормозными механизмами осуществляется порого-
вым элементом по сигналу датчика частоты вращения коленчато-
го вала двигателя. При снижении ее до значения, соответствую-
щего холостому ходу двигателя, пороговый элемент бортовой си-
стемы управления формирует командный сигнал на выключение
сцепления.
Задачу распределения сигналов бортового компьютера для вклю-
чения в работу отдельных исполнительных механизмов или всех
вместе в определенной последовательности выполняет блок логи-
ки (селектор). В нем формируются дискретные сигналы для управ-
ления электромеханическими элементами:
подача сигнала водителю при достижении предельно допусти-
мой безопасной дистанции с учетом времени реакции водителя;
подача командного сигнала на торможение двигателем, если
водитель не предпринял никаких действий, а дистанция безопас-
ности сократилась до значения, достаточного для срабатывания
системы автоматического торможения;
подача командного сигнала на совместное торможение двига-
телем и тормозными механизмами, если замедление при тормо-
жении двигателем не обеспечивает предотвращения столкнове-
ния;
подача командного сигнала на выключение сцепления (для
автомобиля с механической трансмиссией), если при совместном
16 Рис. 52.7. Структурная схема устройства распред ел ения команд управления исполнительными механизмами: /, 6, 17, 21 и 22 — схемы сравнения; 2и 7— усилители; 3 — ждущий мультивиб- ратор: 4 — звуковой сигнализатор; 5— резистор; 8 — триггер; 9— формирователь командного сигнала управлениятопливоподачей; 10, 11, 12, 15— ключевые эле- менты; 13 — формирователь сигналауправления приводом тормозов; 14 — форми- рователь сигнала управления приводом сцепления; 16 —задатчик частоты враще- ния коленчатого вала, соответствующей принудительному холостому ходу; 18— датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 19 — акселерометр; 20— сумматор; 23 — датчик положения дроссельной заслонки; Sa — действитель- ная дистанция; S&2 — безопасная дистанция; аг — действительное ускорение (замедление) управляемого автомобиля; vOT — относительная скорость; v2 — ско- рость управляемого автомобиля; а2н — необходимое, или расчетное, ускорение (замедление) управляемого автомобиля |
торможении частота вращения коленчатого вала двигателя снизи-
лась настолько, что совместное торможение не обеспечивает мак-
симальной эффективности, а также возникает опасность останов-
ки двигателя.
Первая операция реализуется при сравнении информации о
значениях дистанции (рис. 52.7), получаемых от локаторного
датчика, и безопасной дистанции ^52, рассчитываемой компью-
тером. Равенство этих параметров фиксируется в логической схе-
ме 1 сравнения, формирующей логическую единицу в момент со-
впадения напряжений сигналов. Выходной сигнал схемы 7 после
усилителя 2 запускает ждущий мультивибратор 3, подключенный
к звуковому сигнализатору 4.
Если водителем не совершаются никакие управляющие воз-
действия, то условие 5Д = S§2 нарушается. В логической схеме 6
сравнения, как и в схеме 7, проводится сравнение значений и
Sq2, но сигнал Sq2 подается в нее уменьшенным с помощью рези-
стора 5. Поэтому на выходе схемы б равенство £д= ^достигается
несколько позднее.
Выходной сигнал схемы 6 после усилителя 7 и триггера 8 вы-
полняет функции стробирующего для разрешения перехода на
режим торможения двигателем при открывании ключевого эле-
мента 10. Через этот ключевой элемент на формирователь 9 сигна-
лов управления поступает информация о необходимом замедле-
нии. Одновременно сигнал от триггера 8 поступает на один из
входов ключевого элемента 11, подготавливая его к работе.
Процесс перемещения органа топливоподачи контролируется
датчиком 23 отрицательной обратной связи. С этой целью сигналы
расчетного и текущего положений органа топливоподачи в про-
тивофазе поступают на сумматор 20 перед вводом их в ключевой
элемент 10.
Если в процессе торможения двигателем не достигнуто необ-
ходимое замедление и не выполняются условия v0T = 0 и Sa = 5б2,
то осуществляется совместное торможение двигателем и тормоз-
ными механизмами. Каждой скорости движения соответствует оп-
ределенное замедление, при котором обеспечивается наибольшая
эффективность совместного торможения. При сравнении в соот-
ветствующих масштабах величин гъ и а2н в логической схеме 21
получают второй стробирующий сигнал разрешения совместного
торможения, который поступает на второй вход ключевого эле-
мента 11. Наличие одновременно двух сигналов на входе этого эле-
мента позволяет открыться ключевому элементу 12 и пропустить
на вход формирователя 13 сигнала управления информационный
сигнал разности заданного a2il и действительного а2 замедлений
автомобиля, получаемого от сумматора 20. Акселерометр /Рана-
логично выполняет функции датчика обратной связи.
В момент начала совместного торможения выполняется опера-
ция подготовки к работе канала выключения сцепления. Для это-
го ключевой элемент 75 открывается сигналом элемента 77. На два
входа логической схемы7 7 сравнения подаются напряжения дат-
чика 18 частоты вращения коленчатого вала двигателя изадатчи-
ка 16 минимально допустимой частоты вращения. Установка зна-
чения пвmin выполняется индивидуально для двигателя каждого
типа. При открытом ключевом элементе 75 сигнал логической еди-
ницы с выхода схемы 77 сравнения переключает формирователь
сигнала управления 14, напряжение которого поступает через по-
следующий усилитель мощности к исполнительному механизму
привода сцепления.
После выключения сцепления автомобиль переходит на ре-
жим торможения только тормозными механизмами вплоть до ос-
тановки.
Применение дискретного режима управления исполнительны-
ми механизмами имеет преимущества по сравнению с непрерыв-
ным: наилучший (ключевой) режим работы элементов, задающих
командный сигнал управления в электронных блоках; меньшая за-
висимость от температуры бортовых вычислительных устройств;
неизменность конструкции механизмов управления автомобилем.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о принципе действия и особенностях устройства плаз-
менной системы зажигания.
2. Сформулируйте проблемы, стоящие перед конструкторами электро-
мобилей.
3. Как устроен автомобиль с комбинированной энергетической уста-
новкой?
4. Каковы перспективы передачи энергии на движущийся электромо-
биль?
5. Как устроена система предотвращения столкновения автомобилей
и каков принцип ее действия?
6. Расскажите об особенностях выбора необходимого замедления для
предотвращения столкновения с препятствием движению.
7. Каковы особенности построения алгоритма функционирования
СПСА?
8. Как осуществляется связь компьютера СПСА с комплексом испол-
нительных механизмов?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автомобиль: Основы конструкции /Н.Н.Вишняков, В.К.Вахла-
мов,А.Н.Нарбут и др. — М.: Машиностроение, 1986: — 304 с.
2. Вахламов В. К. Автомобили ВАЗ. — М.: Транспорт, 1993. — 192 с.
3. Ветлицкий В. ЮрчевскийА.А., Кошев К. Н. Бортовые автоном-
ные системы управления автомобилей. — М.: Транспорт, 1984. — 189 с.
4. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн.Кн.1. Теория рабочих про-
цессов: Учебник /В.Н.Луканин, К. А. Морозов,А.С.Хачиян и др.; Под
ред.В.Н.Луканина. — М.: Высш.шк., 1995. — 368 с.
5. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн. Кн. 2. Динамика и констру-
ирование: Учебник / В.Н.Луканин, И.В.Алексеев, М.Г.Шатров и др.;
Под ред.В.Н.Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. — 319 с.
6. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный прак-
тикум: Учебник / В.Н.Луканин, М.Г.Шатров,А. Ю.Труш и др.; Под
ред. В.Н.Луканина. — М.: Высш.шк., 1995. —256с.
7. Теория и конструкция автомобиля /В. А. Иларионов, М.М.Мо-
рин,Я.Е.Фаробин и др. —М.: Машиностроение,1992. — 416 с.
8. Электромобиль / В.А.Щетина,Ю.Я. Морговский, Б.И.Центер и
др. —Л.: Машиностроение. — 253с.
СОДЕРЖАНИЕ
1.6. Работа двигателя в составе транспортного средства...................
Глава 2. ТОПЛИВА И ИХ СВОЙСТВА........................................... ".'.................. гг
2.1. Состав и свойства топлив.................................................................. f"5
2.2.Элементный состав рабочего тела и продуктовсгооани»........ 28
Глава з ПРОЦЕССЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ..................................... 30
3.1. Процессы газообмена.................................................................................
3.2. Процесс сжатия.......................................................................................... ^
3.3. Процессы смесеобразования и сгорания..............................................
в двигателях с искровым зажиганием................................................. ^
3.4. Процессы смесеобразования и сгорания в дизелях......................... ^
3.5. Процесс расширения....................................................................... *........
Глава 4. ИНДИКАТОРНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ......... fc1
4.1. Индикаторные показатели........................................................................
4.2. Механические потери в двигателе...................................................... ?!
4.3. Эффективные показатели двигателя. ....................................................
Глава 5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ......
5.1. Общие положения........................................................................................
5.2. Система питания двигателей с искровым зажиганием................... ^
5.3. Топливные системы дизелей.....................................................................
5.4. Системы наддува....................................................................................... "
5.5. Устойчивость и автоматическое регулирование ...............................
частоты вращения............................................
Глава 6. ТОКСИЧНОСТЬ И ШУМ ДВИГАТЕЛЯ...........
6.1. Токсичность отработавших газов двигателя................................ 1 л*
6.2. Акустические показатели двигателя.................................................... it
Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ............. ZZZZZZZ.',................... \
7.1. Регулировочные характеристики.................................... *"...................
Введение................................................................................................................ РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ, ДИНАМИКА И КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ДВС......................... 1.1. Классификациядвигателе........ й 1.2. Рабочие процессы двигателя........................................................ 1.3. Энергетический баланс и экономико-энергетические.......... показатели двигателя................................................... 1.4. Методы форсирования двигателя.............................................. 1.5. Понятие о характеристиках двигателя..................................... |
7.2. Нагрузочные характеристики............................................................ * ^
7.3. Скоростные характеристики...................................................... 123
Глава 8. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА...................... 131
8.1. Кинематикакривошипно-шатунного механизма............. 131
8.2. Динамика кривошипно-шатунного механизма..................... 133
8.3. Влияние конструктивных соотношений
кривошипно-шатунного механизма
на параметры двигателя..................................................................... 139
Глава 9. УРАВНОВЕШИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ.......................................... 142
Г Общие положения.............................................................................. 142
9.2. Уравновешивание одноцилиндрового двигателя................. 143
9.3. Уравновешивание многоцилиндровых
линейныхдвигателей............................................................................ 144
9.4.Уравновешивание многоцилиндровых
V-образных двигателей...................................................................... 147
9.5. Равномерность хода двигателя................................................. 149
Глава 10. ЦИЛИНДРОВАЯ ГРУП ПА И КАРТЕРЫ....................................... 151
10.1. Общие положения........................................................................ 151
10.2. Корпусные элементы двигателей жидкостного
охлаждения............................................................................................. 152
10.3.Цилиндры и картеры двигателей
воздушного охлаждения..................................................................... 160
10.4. Надежность газового стыка...................................................... 162
Глава 11. ПОРШНЕВАЯ ГРУППА................. ,.................................................. 164
Общие положения................................................................................. 164
11.2. Поршень......................................................................................... 166
1Поршневой палец...................................................................... 174
11-4- Поршневые кольца..................................................................... 175
Глава 12. ШАТУННАЯ ГРУППА....................................................................... 180
Глава 13. ГРУППА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.................................................... 186
13.1.Общие положения........................................................................ 186
13.2. Состав и структура коленчатого вала.................................. 186
13.3. Прочность коленчатого вала и методы ееповышения..189
13.4. Основные сведения окрутильных колебаниях................. 190
Глава 14. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ......................................... 193
'4-1- Схемы механизмов газораспределения................................. 193
14.2. Элементы механизма газораспределения............................ 200
14.3.Профилирование кулачков........................................................ 209
Глава 15. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА................................................................. 212
15.1.Общие положения........................................................................ 212
15.2. Работа смазочной системы....................................................... 213
15.3.Моторные масла.......................................................................... 214
15.4. Агрегаты смазочной системы 215
Глава 16. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ.............................................................. 217
16.1. Общие положения........................................................................ 217
16.2. Жидкостная система охлаждения 217
16.3. Воздушная система охлаждения............................................. 221
Глава 17. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ.............................................. 223
17.1.Общие положения....................................................................... 223
17.2. Воздухоочистители 223
17.3.Глушители шума впуска.......................................................... 225
17.4.Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом....... 225
Глава 18. СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.................. 228
18.1.Общие положения....................................................................... 228
18.2.Система глушения шума выпуска......................................... 228
18.3. Нейтрализаторы отработавших газов................................. 229
Глава 19. СИСТЕМЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ.............................................. 232
19.1. Способы пуска двигателя........................................................ 232
19.2. Средства, облегчающие пуск двигателя............................. 233
Глава 20. КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ.................................................... 235
РАЗДЕЛ II
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ
Глава 21. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ......... 250
21.1.Свойства автомобиля, их оценочные параметры
иопределения...................................................................................... 250
21.2.Взаимодействие колеса с опорной поверхностью.......... 252
21.3.Силы сопротивления движению автомобиля.................... 260
21.4.Коэффициент полезного действия трансмиссии............... 262
21.5.Тяговая характеристика и уравнения движения автомобиля .... 265
21.6.Нормальные реакции дороги................................................. 269
Глава 22. ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
АВТОМОБИЛЯ.................................................................................... 273
22.1.Силовой и мощностной балансы автомобиля.................. 273
22.2.Динамическая характеристика автомобиля....................... 276
22.3.Неустановившиеся режимы движения автомобиля......... 281
22.4.Влияние конструктивных факторов на тяговую динамичность
автомобиля................................................................................... 288
22.5.Тяговые возможности автопоезда......................................... 291
Глава 23. ИСПЫТАНИЯТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ
АВТОМОБИЛЯ.................................................................................... 296
23.1. Показатели, условия, виды и методы испытаний............. 296
23.2.Аппаратура для дорожных испытаний........................ -..... 297
23.3. Стенды для испытаний............................................................. 304
Глава 24. ТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ.................................................... 309
24.1. Тормозная сила и уравнение движения автомобиля
при торможении................................................................................... 309
24.2. Распределение тормозной силы между мостами автомобиля .... 315
24.3. Способы торможения автомобиля........................................ 316
24.4. Определение показателей эффективности тормозных систем
автомобиля................................................................................... 319
Глава 25. ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ............... 324
25.1. Измерители и показатели топливной экономичности.... 324
25.2. Топливно-экономическая характеристика автомобиля 326
25.3. Влияние конструктивных и эксплуатационных
факторов на расход топлива............................................................ 328
25.4. Топливная экономичность автопоезда.......................................... 331
25.5. Понятие о нормах расхода топлива............................................... 333
Глава 26. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ................................................. 335
26.1. Показатели устойчивости................................................................. 335
26.2. Занос переднего и заднего мостов.................................................. 340
26.3. Влияние конструктивных и эксплуатационных
факторов на поперечную устойчивость......................................... 341
26.4. Продольная устойчивость................................................................. 345
Глава 27. УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ............................................. 347
27.1. Показатели управляемости............................................................... 347
27.2. Критическая скорость по условиям управляемости.................. 347
27.3. Увод колеса............................................................................................ 349
27.4. Поворачиваемость автомобиля....................................................... 353
27.5. Соотношение углов поворота управляемых колес................... 358
27.6. Колебания управляемых колес........................................................ 359
27.7. Стабилизация управляемых колес.................................................. 361
Глава 28. ПРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ................................................ 366
28.1. Проходимость автомобиля и ее геометрические показатели. 366
28.2. Тяговые и опорные показатели проходимости........................... 369
28.3. Влияние конструкции на проходимость автомобиля................ 371
28.4. Вездеходные машины......................................................................... 374
28.5. Увеличение проходимости автомобиля........................................ 379
Глава 29. ПЛАВНОСТЬ ХОДА АВТОМОБИЛЯ............................................ 381
29.1. Влияние колебаний на человека...................................................... 381
29.2. Измерители плавности хода............................................................. 382
29.3. Колебания автомобиля....................................................................... 383
29.4. Повышение плавности хода............................................................. 387
РАЗДЕЛ III
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ
Глава 30. ТРАНСМИССИЯ.................................................................................. 389
30.1. Назначение и типы.............................................................................. 389
30.2. Механическая ступенчатая трансмиссия...................... ,.............. 391
30.3. Гидрообъемная трансмиссия........................................................... 393
30.4. Электрическая трансмиссия.............................................................. 394
30.5. Гидромеханическая трансмиссия................................................... 395
30.6. Электромеханическая трансмиссия................................... ,.......... 396
30.7. Трансмиссия автопоезда.................................................................... 397
Глава 31. СЦЕПЛЕНИЕ......................................................................................... 398
31.1. Назначениеи типы.............................................................................. 398
31.2. Фрикционное однодисковое сцепление......................................... 399
31.3. Фрикционное однодисковое сцепление
с периферийными пружинами........................................................... 400
31.4. Фрикционное однодисковое сцепление
с центральной пружиной.................................................................... 406
31.5. Фрикционное двухдисковое сцепление.......................................... 410
Глава 32. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ........................................................................... 415
32.1. Назначение и типы.................................................... ,........................ 415
32.2. Двухвальная коробка передач................................................................ 417
32.3. Трехвальная коробка передач................................................................. 421
32.4. Многовальная коробка передач.............................................................. 427
32.5. Гидромеханическая коробка передач..................................................... 430
Глава 33. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА.............................................................. 435
33.1. Назначение и типы.............................................................................. 435
33.2. Конструкции раздаточных коробок.............................................. 436
Глава 34. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА................................................................ 442
34.1. Назначение и типы.............................................................................. ^42
34.2. Карданныеищрниры........................................................................... 444
34 з . Конструкции карданных передач................................................. 446
Глава 35. МОСТЫ.................................................................................................. 450
35.1. Назначение и типы...........................................................................
35.2. Ведущий мост....................................................................................... 451
35.3.Главная передача............................................................................... .460
35.4. Дифференциал 463
35.5. Полуоси.................................................................................................. 467
35.6. Передний управляемый мост. 468
35.7.Комбинированный мост.................................................................... .473
35.8.Поддерживающий мост...................................................................... 481
35.9.Установка и стабилизация управляемых колес.......................... 482
Глава 36. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА...................................................................... 486
36.1. Назначение ц типы.............................................................................. 486
36.2. Конструкции рам................................................................................. 487
Глава 37. ПОДВЕСКА........................................................................................... 493
37.1. Назначение, основные устройства и типы.................................... .493
37.2. Конструкции подвесок....................................................................... 498
37.3. Амортизаторы......................................................................... ^ j.
Глава 38. КОЛЕСА.................................................................................................... 516
38.1. Назначение и типы..............................................................................
38.2. Типы, размеры и маркировка шин.................................................. 517
38.3. Камерные и бескамерные шины...................................................... 518
38.4. Рисунок протектора шины................................................................ 521
38.5.Профиль шин......................................................................................... 524
38.6. Диагональные и радиальные шины 526
38.7. Шины с регулируемым давлением................................................. 527
38.8. Обод, ступица и соединитель колеса............................................ 528
Глава 39. КУЗОВ.................................................................................................... 532
39.1. Назначение и типы.............................................................................. 532
39.2. Кузов легкового автомобиля............................................................ 533
39.3. Кузов автобуса..................................................................................... 539
39.4. Кузов грузового автомобиля............................................................ 542
39.5. Вентиляция и отопление кузова...................................................... 552
39.6. Безопасность кузова........................................................................... 555
39.7. Обтекаемость, обзорность ишумоизоляция кузова..................... 556
Глава 40. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................. 558
40.1. Назначение и типы................................................................................. 558
40.2. 'Гравмобезопасное рулевое управление...................................... 559
40.3. Рулевой механизм................................ ..................................... 562
40.4. Рулевой привод................................... ....................................... 564
40.5. Рулевой усилитель............................... ..................................... 565
40.6. Конструкции рулевого управления........................................ 569
Глава 41. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ................................................................. 586
41.1. Назначение и типы................................ ................................... 586
41.2. Торможение автомобиля........................................................... 587
41.3. Тормозные механизмы............................................................... 589
41.4. Тормозные приводы................................................................... 591
41.5. Тормозные системы легковых автомобилей........................ 600
41.6. Тормозные механизмы и приборы тормозного
пневмопривода грузовых автомобилей................................. 616
41.7. Антиблокировочные системы 632
Глава 42. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКЦИЙ
АВТОМОБИЛЕЙ................................................................................... 637
42.1. Городские автомобили.............................................................. 637
42.2. Автомобили для междугородних перевозок........................ 639
42.3. Авгомобили будущего.............................................................. 641
РАЗДЕЛ IV
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Глава 43. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ........................................... 645
43.1. Назначение и структурная схема электрооборудования 645
43.2. Источники тока................................... ....................................... 647
43.3.Регулирование напряжения генератора................................ 650
43.4. Аккумуляторные батареи 655
Глава 44. СИСТЕМА ПУСКА............................................................................. 661
44.1. Стартер, Назначение и функциональные особенности... 661
44.2. Конструкции стартеров............................................................. 663
44.3. Муфты свободного хода.......................... .............................. 667
Глава 45. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ................................................................. 671
45.1. Общая структура системы зажигания.................................. 671
45.2 Прерыватели-распределители...................... ,......................... 678
45.3. Коммутаторы............................................................................... 686
45.4. Контроллеры...................................................................................... 688
45.5. Катушки зажигания.................................................................... 690
45.6. Свечи зажигания................................. ...................................... 692
45.7. Система зажигания с электронным распределением
высокого напряжения................................................................. 694
Глава 46. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ.............................. 698
46.1. Приборы наружного освещения............................................. 698
46.2. Светосигнальные приборы.................................................... ,. 701
46.3. Прерыватели указателей поворота....................................... 704
Глава 47. КОНТРОЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.... 707
47.1. Виды информации...................................................................... 707
47.2. Измерение параметров рабочих процессов........................ 708
47.3. Получение информации о температуре............................... 714
47.4. Контроль уровня топлива в баке............................................ 715
47.5. Контроль функционирования системы
электроснабжения........................................................................ ••••••• 717
47.6. Измерение скорости автомобиля и частоты вращения
коленчатого вала двигателя................................................... 718
47.7. Обеспечение информацией водителя................................... 721
47.8. Электронные сигнальные и вспомогательные устройства ....724
47.9. Звуковые сигнальные приборы.............................................. 727
Глава 48. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМАМИ
ДВИГАТЕЛЯ............................................................................................ 730
48.1. Управление карбюратором..................................................... 730
48.2. Управлениевпрыском топлива............................................ 731
48.3. Управлениетопливоподачей дизелей................................ 736
48.4. Информационное обеспечение микропроцессорных
систем управления двигателем........................................................ 739
Глава 49. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСМИССИЕЙ........... 746
49.1. Задачи комплексного управления......................................... 746
49.2. Исполнительный механизм привода сцепления............... 746
49.3.Автоматизация переключения передач............................... 749
49.4. Управление подвеской.............................................................. 752
49.5. Управление антиблокировочной тормозной системой... 756
49.6. Противобуксовочная система............................................. 762
Глава 50. ЭЛЕКТРОНИКА В УПРАВЛЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ.................................................... 765
50.1. Приводные устройства............................................................. 765
50.2. Стеклоочистители...................................................................... 765
50.3.Управление положением фар.................................................. 772
50.4.Управление агрегатами автомобиля.................................... 774
Глава 51.АВТОМАТИ КА В УПРАВЛЕНИИ ТЕПЛОВЫМИ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.................................... 778
51.1. Приборы для облегчения пуска двигателя при низких
температурах...................................................................