Многоцелевых гусеничных шасси и машин на их базе

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ ШАССИ И МАШИН НА ИХ БАЗЕ

Быстроходные гусеничные транспортно-тяговые машины неза­висимо от типа по назначению являются многоцелевыми, ибо даже выполнение буксировочных работ при кажущейся их узости представляет реализацию чрезвычайно разнообразных тяговых функций. В еще большей степени это относится к транспортерам - тягачам и другим более поздним машинам. Поэтому при рассмот­рении общих параметров создания транспортно-тяговых машин следует охватить все типы и оценить особенности и подходы к их созданию с учетом сложившейся практики преемственной разработки конструкций, начиная от гусеничных тягачей и кончая современными многоцелевыми гусеничными машинами. Это позволяет уяснить, каким образом формировались требования к машинам, как они претворялись в практике конструирования, и как последовательно наращивалась полнота выполняемых маши­нами функций. Одновременно будут более четко и глубоко поняты особенности теоретического анализа эксплуатационных свойств машин и методов их расчета.

КЛАССИФИКАЦИЯ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

В зависимости от назначения многоцелевые гусеничные маши­ны разделяют на следующие типы: _ быстроходные гусеничные тягачи; _ гусеничные транспортеры-снегоболотоходы; _транспортеры-тягачи многоцелевого назначения;

- специализированные гусеничные машины на базе унифициро­ванных гусеничных шасси;

— сочлененные (двухзвенные) гусеничные транспортеры особо высокой проходимости.

Внутри каждого типа машин сначала сложилась классификация по категориям в зависимости от уровня (или объема) выполняемых

машиной данного типа задач. Машины разделяли или по полной массе, или по грузоподъемности (грузовместимости), или по максимальной тяговой нагрузке.

Так, гусеничные тягачи классифицировали по максимальной тяговой нагрузке, которая определяется массой буксируемого прицепа:

1) для буксирования прицепов массой до 5 т — особо легкие тягачи (АТ-П);

2) для буксирования прицепов массой до 6 т — легкие тягачи

(АТ-Л);

3) для буксирования прицепов массой до 14 т — средние тягачи (АТ-С, АТС-59, АТС-59 г) ;

4) для буксирования прицепов массой до 25 т — тяжелые тягачи (АТ-Т).

Гусеничные транспортеры-снегоболотоходы классифицировали по грузоподъемности:

1) грузоподъемностью до 1 т — средние (ГТ-С, ГТ-СМ);

2) грузоподъемностью от 1 до 2 т — тяжелые (ГТ-Т).

Многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи классифицировали в зависимости от полной массы машины:

1)полной массой до 6 т — особо легкие (ГТ-М); 2)полной массой до 12,5 т — легкие (МТ-ЛБ); 3)полной массой до 34 т — средние (МТ-С); 4)полной массой до 40 т — тяжелые (МТ-Т). В настоящее время многоцелевые гусеничные шасси и машины на их базе классифицируют по тем же категориям, как и многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи — по полной массе, но с некоторыми отличиями:

1)гусеничные машины особо легкой категории по массе (ГМ ОЛКМ) — массой от 6 до 8 т (МТ-М); 2)гусеничные машины легкой категории по массе (ГМ ЛКМ)

— массой от 12 до 18 т (МТ-ЛБ и другие машины на их базе); 3) гусеничные машины промежуточной категории по массе

(ГМ ПКМ) — массой до 35 т (МТ-С и другие машины на их базе, изделия 352 и 355); 4)гусеничные машины средней категории по массе (ГМ СКМ)

— массой до 43 т (МТ-Т и другие машины на их базе, машины на базе изделия 172).

Отличие по степени градации последних категорий машин объясняется тем, что в эту категорию могут входить многоцелевые машины, создаваемые на базе универсальных шасси специальных

машин, от которых и заимствована, в определенной мере, новая классификация.

Следует отметить, что приведенная классификация гусеничных транспортно-тяговых машин довольно условна. Она не стандарти­зирована и не сковывает инициативу в разработке машин приме­нительно к решению новых задач. Поэтому в некоторых катего­риях по массе можно разрабатывать машины нескольких классов, если база, т. е. агрегаты шасси, позволяют обеспечить создание модификаций, перекрывающих диапазон соседнего класса. В этом состоит преимущество многоцелевых гусеничных шасси, существенно расширяющее и диапазон грузоподъемности, и класс тяги.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ ШАССИ И МАШИН НА ИХ БАЗЕ

Быстроходные гусеничные транспортно-тяговые машины неза­висимо от типа по назначению являются многоцелевыми, ибо даже выполнение буксировочных работ при кажущейся их узости представляет реализацию чрезвычайно разнообразных тяговых функций. В еще большей степени это относится к транспортерам - тягачам и другим более поздним машинам. Поэтому при рассмот­рении общих параметров создания транспортно-тяговых машин следует охватить все типы и оценить особенности и подходы к их созданию с учетом сложившейся практики преемственной разработки конструкций, начиная от гусеничных тягачей и кончая современными многоцелевыми гусеничными машинами. Это позволяет уяснить, каким образом формировались требования к машинам, как они претворялись в практике конструирования, и как последовательно наращивалась полнота выполняемых маши­нами функций. Одновременно будут более четко и глубоко поняты особенности теоретического анализа эксплуатационных свойств машин и методов их расчета.



Наши рекомендации