Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля
Методические рекомендации
В основу организации и проведения занятий по темам должны быть положены квалификационные требования для водителей индивидуальных транспортных средств категории «В».
Изложение материала по устройству автомобиля целесообразно проводить в следующей последовательности: название агрегата (системы, механизма, узла, прибора), назначение, расположение и крепление, устройство и работа, характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения. Объяснение устройства сопровождается показом на материальной части, стендах, макетах, просмотром фрагментов из учебных фильмов, диафильмов и применением других технических средств обучения.
При изучении тем по техническому обслуживанию автомобиля занятия целесообразно проводить в следующей последовательности: название операции, назначение, периодичность, порядок (последовательность) выполнения операции. В ходе этих занятий изучаются вопросы техники безопасности.
Навыки в выполнении работ по техническому обслуживанию прививаются обучаемым на занятиях по вождению при подготовке автомобиля к выходу в рейс и по возвращении его из рейса. Выполнение работ по обслуживанию проводится под руководством мастера производственного обучения вождению. В этих целях каждый обучаемый, согласно графику вождения, привлекается для проведения контрольного осмотра (в первый час занятия) и ежедневного технического обслуживания (в последний час занятия).
Тематический план по предмету «Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Тематический план по предмету «Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов |
Общее устройство легкового автомобиля | ||
Раздел I. Двигатель | ||
Общее устройство и работа двигателя. Кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения | ||
Система охлаждения | ||
Смазочная система | ||
Система питания | ||
Обслуживание механизмов и систем двигателя | ||
Раздел II. Электрооборудование | ||
Источники тока | ||
Система зажигания | ||
Потребители тока | ||
Обслуживание электрооборудования | ||
Раздел III. Трансмиссия | ||
Устройство трансмиссии | ||
Обслуживание трансмиссии | ||
Раздел IV. Несущая система. Подвеска. Механизмы управления | ||
Кузов. Специальное устройство и оборудование | ||
Подвеска легкового автомобиля. Колеса и пневматические шины | ||
Механизмы управления | ||
Обслуживание несущей системы и механизмов управления | ||
Сезонное обслуживание, постановка автомобиля на хранение | ||
Итоговое занятие | ||
Итого |
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Методические рекомендации
В результате изучения Правил дорожного движения обучаемые должны быть подготовлены к самостоятельному и пунктуальному их выполнению при управлении автомобилем, уважительному отношению ко всем участникам дорожного движения, особенно к пешеходам. Последовательность изучения тем и занятий необходимо увязывать со сроками отработки тем и упражнений по вождению автомобиля, чтобы обеспечить упреждающее изучение обучаемыми Правил, которые необходимо знать при отработке соответствующих упражнений по вождению автомобиля по дорогам.
Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся преподавателем. При проведении всех форм занятий необходимо развивать у обучаемых способность прогнозировать развитие дорожно-транспортной обстановки, в короткие сроки принимать наиболее оптимальные решения. Для выработки этих качеств надо решать ситуационные задачи, добиваясь принятия решения обучаемыми с минимальной затратой времени. На основе принятых обучаемыми решений проводить анализ возможного развития дорожно-транспортной обстановки и ее последствий. До начала отработки тем 3, 4, 5 по вождению автомобиля практиковать занятия с выводом обучаемых к перекресткам улиц и площадям со сложным дорожным пересечением для изучения (разбора) реальных действий участников движения.
Для выработки умений и навыков по выполнению Правил дорожного движения при вождении автомобиля в сложной дорожно-транспортной обстановке преподавателю необходимо совместно с мастерами производственного обучения вождению разрабатывать ситуационные задачи к каждому упражнению (тем 3, 4, 5) для практических тренировок обучаемых во время вождения автомобиля. Систематически получать информацию от мастеров по выполнению обучаемыми Правил дорожного движения и решению ситуационных задач при вождении автомобиля.
На основе информации проводить разборы и дополнительное изучение слабо усвоенных вопросов.
Тематический план по предмету «Правила дорожного движения» представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Тематический план по предмету «Правила дорожного движения»
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
Общие положения. Основные понятия и термины Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | ||
Дорожные знаки | ||
Дорожная разметка и ее характеристики | ||
Лабораторно-практические занятия по темам 1—3 | ||
Регулирование дорожного движения | ||
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств | ||
Лабораторно-практические занятия по темам 4—5 | ||
Проезд перекрестков | ||
Проезд пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования и железнодорожных переездов | ||
Лабораторно-практические занятия по темам 6—7 | ||
Особые условия движения | ||
Перевозка людей и грузов | ||
Техническое состояние и оборудование транспортных средств | ||
Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения | ||
Итоговое занятие | ||
Итого |