Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля

Методические рекомендации

В основу организации и проведения занятий по те­мам должны быть положены квалификационные требо­вания для водителей индивидуальных транспортных средств категории «В».

Изложение материала по устройству автомобиля це­лесообразно проводить в следующей последовательно­сти: название агрегата (системы, механизма, узла, при­бора), назначение, расположение и крепление, устройст­во и работа, характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения. Объяснение устройства сопровождается показом на материальной части, стендах, макетах, просмотром фрагментов из учебных филь­мов, диафильмов и применением других технических средств обучения.

При изучении тем по техническому обслуживанию ав­томобиля занятия целесообразно проводить в следую­щей последовательности: название операции, назначе­ние, периодичность, порядок (последовательность) вы­полнения операции. В ходе этих занятий изучаются вопросы техники безопасности.

Навыки в выполнении работ по техническому обслу­живанию прививаются обучаемым на занятиях по вож­дению при подготовке автомобиля к выходу в рейс и по возвращении его из рейса. Выполнение работ по обслу­живанию проводится под руководством мастера произ­водственного обучения вождению. В этих целях каждый обучаемый, согласно графику вождения, привлекается для проведения контрольного осмотра (в первый час занятия) и ежедневного технического обслуживания (в последний час занятия).

Тематический план по предмету «Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Тематический план по предмету «Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля»

№ п/п   Наименование раздела и темы   Количество часов
Общее устройство легкового автомобиля
  Раздел I. Двигатель  
Общее устройство и работа двигателя. Кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения
Система охлаждения
Смазочная система
Система питания
Обслуживание механизмов и систем двигателя
  Раздел II. Электрооборудование  
Источники тока
Система зажигания
Потребители тока
Обслуживание электрооборудования
  Раздел III. Трансмиссия  
Устройство трансмиссии
Обслуживание трансмиссии
  Раздел IV. Несущая система. Подвеска. Механизмы управления  
Кузов. Специальное устройство и оборудование
Подвеска легкового автомобиля. Колеса и пневматические шины
Механизмы управления
Обслуживание несущей системы и механизмов управления
Сезонное обслуживание, постановка автомобиля на хранение
  Итоговое занятие
  Итого

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Методические рекомендации

В результате изучения Правил дорожного движения обучаемые должны быть подготовлены к самостоятель­ному и пунктуальному их выполнению при управлении автомобилем, уважительному отношению ко всем уча­стникам дорожного движения, особенно к пешеходам. Последовательность изучения тем и занятий необходимо увязывать со сроками отработки тем и упражнений по вождению автомобиля, чтобы обеспечить упреждающее изучение обучаемыми Правил, которые необходимо знать при отработке соответствующих упражнений по вождению автомобиля по дорогам.

Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся преподавателем. При проведении всех форм занятий необходимо развивать у обучаемых способность прогнозировать развитие дорожно-транспортной обста­новки, в короткие сроки принимать наиболее оптималь­ные решения. Для выработки этих качеств надо решать ситуационные задачи, добиваясь принятия решения обу­чаемыми с минимальной затратой времени. На основе принятых обучаемыми решений проводить анализ воз­можного развития дорожно-транспортной обстановки и ее последствий. До начала отработки тем 3, 4, 5 по вож­дению автомобиля практиковать занятия с выводом обучаемых к перекресткам улиц и площадям со слож­ным дорожным пересечением для изучения (разбора) реальных действий участников движения.

Для выработки умений и навыков по выполнению Правил дорожного движения при вождении автомобиля в сложной дорожно-транспортной обстановке препода­вателю необходимо совместно с мастерами производст­венного обучения вождению разрабатывать ситуацион­ные задачи к каждому упражнению (тем 3, 4, 5) для практических тренировок обучаемых во время вождения автомобиля. Систематически получать информацию от мастеров по выполнению обучаемыми Правил дорожно­го движения и решению ситуационных задач при вож­дении автомобиля.

На основе информации проводить разборы и допол­нительное изучение слабо усвоенных вопросов.

Тематический план по предмету «Правила дорожного движения» представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Тематический план по предмету «Правила дорожного движения»

№ темы Наименование темы Количество часов
Общие положения. Основные понятия и термины Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
Дорожные знаки
Дорожная разметка и ее характеристики
  Лабораторно-практические занятия по темам 1—3
Регулирование дорожного движения
Порядок движения, остановка и стоянка транс­портных средств
  Лабораторно-практические занятия по темам 4—5
Проезд перекрестков
Проезд пешеходных переходов, остановок транс­портных средств общего пользования и железно­дорожных переездов
  Лабораторно-практические занятия по темам 6—7
Особые условия движения
Перевозка людей и грузов
Техническое состояние и оборудование транспорт­ных средств
Номерные, опознавательные знаки, предупреди­тельные устройства, надписи и обозначения
  Итоговое занятие
  Итого

Наши рекомендации