Прикрепление поставщиков к потребителям.
Таблица 1.1
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | |||||
П2 | |||||
П3 | |||||
Спрос |
Методика решения.Исходные данные транспортной задачи обычно записываются в виде таблицы (табл. 1.2).
Таблица 1.2
… | ||||
… | ||||
… | … | … | …. | …. |
… |
Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются i=1,2,…m; j=1,2,…n – объемы перевозок от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные можно записать в виде матрицы перевозок
(1.1).
Так как произведение определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны . По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, целевая функция имеет вид
(1.2)
Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений. Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью:
, i=1,2,…,m (1.3)
Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей:
, j=1, 2, … , n (1.4)
Учитывая условие положительности объемов перевозок,
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n (1.5)
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е.
. (1.6)
Формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи , i=1,2,…m; j=1,2,…n, удовлетворяющие системе ограничений (1.3), (1.4), условиям положительности (1.5) и обеспечивающие минимум целевой функции (1.2). Исходные данные для расчетов принимаются по приложению 1. Решение задачи возможно путем использования средств Excel – «поиск решения» или при помощи математических методов – примеры приведены в табл. 1.3, 1.4 (например, методом северо-западного угла – табл. 1.3).
Таблица 1.3
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | 98-58=40 | - | - | ||
П2 | - | 136-40=96 | 163-96=67 | - | |
П3 | - | - | 86-67=15 | 91-19=72 | |
Спрос |
Суммарные затраты на перевозку всех грузов при данном распределении составят: С=58*45+40*24+96*78+67*28+19*55+72*13=17219
Таблица 1.4
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | - | - | 86-60=26 | 98-36=72 | |
П2 | - | 136-33=103 | 163-103=60 | - | |
П3 | 91-58=33 | - | - | ||
Спрос |
Суммарные затраты на перевозку всех грузов при данном распределении составят: С=58*60+103*78+30*33+26*21+60*28+72*30=14730
Вывод:Так как по условию и (формула (1.2)) требуется обеспечить минимум суммарных затрат на перевозку всех грузов, оптимальным распределением является вариант представленный в табл. 1.4.
5. Определение оптимального места расположения
склада на заданном полигоне.
Задача. Требуется определить место расположения склада на заданном полигоне. Склад обслуживает четырех поставщиков (П1, П2, П3, П4) и трех клиентов (К1, К2, К3).
Схема размещения поставщиков и клиентов приведена на рис.5.1.
Рис. 5.1
Обозначения:
П1 – П4 – поставщики К1 – К3 – клиенты М – место расположения склада 1 – сетка 2 – граница полигона
Исходные данные для решения задачи приведены в табл.5.1
Таблица 5.1
Исходные данные для расчета
Наименования поставщиков и клиентов Показатели | Поставщики | Клиенты | |||||
П1 | П2 | П3 | П4 | К1 | К2 | К3 | |
Тарифы на транспортировку 1т груза, руб/ ткм. | 0,9 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,6 | |
Объемы продаж (покупок), т |
Методика и решение:Задача решается методом наложения условной сетки координат на карту с указанными местами расположения поставщиков и клиентов. Такой метод дает возможность оценить величину транспортных затрат на доставку груза от каждого поставщи ка до склада и от склада до каждого клиента. В некоторых источниках такой метод называют «Метод поиска центра равновесных транспортных затрат».
Оптимальное место расположения склада рассчитывается по формуле
(5.1)
где:
- транспортные затраты на доставку грузов от поставщиков
на склад;
- транспортные затраты на доставку грузов со склада
клиентам;
- удельные затраты поставщиков
- удельные затраты клиентов;
m - число поставщиков;
n - число клиентов;
Tпi, Tкj - соответственно тариф на перевозку груза для i-го
поставщика и j-го клиента; руб/ткм
Rпi, Rкj - расстояние от начала координат до точки, обозначающей
место расположения i-го поставщика, j-го клиента по
осям координат, км;
Qпi - объем груза, закупаемый у i-го поставщика, т.
Qкj - объем груза, реализуемый j-му клиенту, т.
Координаты поставщиков и клиентов определены по рис.5.1 и приведены в табл.5.2
Таблица 5.2
Координаты поставщиков и клиентов
Транспортные затраты на доставку грузов:
- от поставщиков на склад
по оси X: Стп=349000руб.
по оси Y: Стп=570500руб;
- со склада клиентам
по оси X: Стк=86482руб.
по оси Y: Стк=176400руб.
Определение удельных затрат для:
– поставщиков Сп=1360руб/км.
– клиентов Ск=0,5·600+0,6·1000+0,7·200=1050руб/км.
Подставив найденные значения в формулу (5.1) получим:
М
М
Вывод:методом наложения координат на местности определили место расположения склада (М) (рис 5.1). Искомое место имеет координаты X=181; Y=310.