Layout and development of urban and rural communities
СНиП РК 3.01-01-2008
Градостроительство
Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов
Urban planning
Layout and development of urban and rural communities
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ ТОО «Проектная академия «KAZGOR»
2. ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением технического нормирования и развития стройиндустрии Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (МИТ РК)
3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 13.01.2009 г. № 31 с 1 июня 2009 года
4. ВЗАМЕН СНиП РК 3.01-01-2002*
Дата введения - 2009.06.01
Настоящий Государственный норматив подготовлен к изданию в соответствии с 6.7 РДС РК 1.01-02-2001 согласно письма Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 17.02.2009 г. № 17-01-3-05-329 в редакции ответственного разработчика - ТОО «Проектная академия «KAZGOR».
Реализация вопросов, касающихся содержания требований строительных норм, осуществляется согласно 6.1 РДС РК 1.01-01-2001.
Срок действия данного норматива устанавливается до переиздания на государственном языке.
Настоящий государственный норматив не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства РК.
Содержание
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских населенных пунктов
5. Жилые зоны
6. Общественно-деловая зона
7. Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон
8. Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур
9. Зоны рекреационного назначения и особо охраняемых территорий
10. Учреждения и предприятия обслуживания
11. Транспорт и улично-дорожная сеть
12. Инженерное оборудование
13. Инженерная подготовка и защита территории
14. Охрана окружающей среды
15. Охрана памятников истории и культуры
16. Противопожарные требования
Приложение 1 (обязательное). Перечень ссылочных нормативных документов
Приложение 2 (обязательное). Термины и определения
Приложение 3 (рекомендуемое). Нормативные показатели плотности застройки градостроительных функциональных зон
Приложение 4 (рекомендуемое). Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков
Приложение 5 (рекомендуемое). Площади и размеры земельных участков складов
Приложение 6 (рекомендуемое). Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков
Приложение 7 (рекомендуемое). Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения
Приложение 8 (рекомендуемое). Норма обеспеченности парковочными местами
Приложение 9 (рекомендуемое). Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств
Приложение 10 (рекомендуемое). Нормы накопления бытовых отходов
Приложение 11 (рекомендуемое). Укрупненные показатели электропотребления
Приложение 12 (рекомендуемое). Комплексные укрупненные показатели теплопотребления
Библиография
Введение
Настоящий государственный нормативный документ переработан в рамках республиканской бюджетной программы 014 «Совершенствование нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» на 2008 год, включен в государственную систему нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, как основополагающий градостроительный регламент для развития и обустройства (застройки) территорий и населенных пунктов Республики Казахстан.
В настоящем нормативном документе установлены нормативные требования, предъявление которых обосновано следующими целями и задачами в области архитектуры, градостроительства и строительства:
- формирование полноценной комфортной среды обитания и жизнедеятельности в городских и сельских населенных пунктах;
- обеспечение устойчивого развития населенных пунктов и межселенных территорий;
- регулирование отношений между государственными органами, физическими и юридическими лицами, участвующими в процессах градостроительной деятельности;
- установление технических требований государственной системы технического регулирования, направленных на обеспечение безопасности градостроительной среды, ее объектов, а также процессов их создания;
- установление обязательных градостроительных требований, связанных с вопросами природоохранных мер, защиты объектов историко-культурного наследия, а также иных объектов особого регулирования и градостроительной регламентации.
Отдельные положения настоящего нормативного документа обеспечивают учет конкретных природно-климатических, социально-демографических и иных местных особенностей градостроительства, которые следует использовать при детальной разработке государственных градостроительных нормативов и регламентов для конкретных населенных пунктов Республики Казахстан.
Область применения
1.1 Настоящие государственные строительные нормы и правила (далее - нормативный документ) разработаны в целях реализации требований Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [1] в части регулирования планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов на территории республики.
1.2 Настоящий нормативный документ является обязательным для применения всеми субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе заинтересованными уполномоченными государственными и местными исполнительными органами, юридическими и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, участвующих при планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов.
1.3 Требования настоящего нормативного документа с момента их ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
1.4 Поселки при экономически важных объектах*, а также расположенные в местностях с лечебным значением**, следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.
Населенные пункты при предприятиях и объектах, расположенные вне городов, не имеющих статуса поселков***, следует проектировать по нормам, установленным для сельских населенных пунктов с такой же расчетной численностью населения, а также с учетом соответствующих ведомственных норм.
1.5 При проектировании городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию и объемам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования.
________________
* - населенные пункты (в том числе, вахтовые и экспедиционные поселки), обслуживающие производственные комплексы по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов, гидро- и теплоэлектростанции, транспортно-коммуникационные и логистические узлы и другие аналогичные функциональные объекты.
** - населенные пункты санаторных и курортных комплексов, заповедных и рекреационных зон, используемые для оздоровительных целей и других аналогичных функциональных зон.
*** - населенные пункты сельскохозяйственно-сырьевых зон (животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, растениеводства, лесоводства и т.п.), по обслуживанию транспортных коммуникаций (ж/д полустанки, авто-технические узлы и т.д.), объектов мониторинга (обсерватории, гидрологические, гидрометеорологические научные и исследовательские станции) и других аналогичных функциональных объектов жизнеобеспечения.
Нормативные ссылки
Для применения настоящего государственного норматива необходимы ссылочные нормативные документы в соответствии с приложением 1.
Примечание. При пользовании настоящим государственным нормативом целесообразно проверить действие ссылочных документов по ежегодно издаваемым информационным «Перечню нормативных правовых и нормативно-технических актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан» и «Указателю нормативных документов по стандартизации» по состоянию на текущий год, и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным журналам и указателям. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем нормативном документе использованы термины и определения из нормативных правовых актов РК [1, 2] и нормативно-технических документов, включенных в раздел 2 «Нормативные ссылки», а также приняты дополнительные термины с их определениями в соответствии с приложением 2.
Жилые зоны
5.1 Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями норм настоящего раздела, размещать и осуществлять в жилых зонах не допускается.
5.2 Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с планировочными структурами других функциональных зон и населенного пункта в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям безопасности.
5.3 Планировочная организация жилых зон предусматривает их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-эпидемиологическими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития инженерной инфраструктуры и обеспечения противопожарной безопасности.
В состав жилых зон могут включаться:
- зона застройки жилыми домами повышенной этажности (выше 12 этажей);
- зона застройки многоэтажными жилыми домами (6 -12 этажей);
- зона застройка среднеэтажными жилыми домами (4-5 и 6* этажей);
- зона застройки блокированными малоэтажными жилыми домами (1-3-х этажей) с приквартирными земельными участками;
- зона застройки одноквартирными индивидуальными малоэтажными жилыми домами (1-3 этажей) с приусадебными земельными участками;
- зона застройки в пригородной зоне и сельских населенных пунктах с одно и (или) более квартирными индивидуальными малоэтажными жилыми домами для объектов малой предпринимательской деятельности.
В жилых зонах также могут размещаться:
- отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящего нормативного документа;
- гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащие гражданам;
- культовые объекты в зависимости от принятого проектного решения.
Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также минипроизводства, не оказывающие вредные воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) за пределами установленных границ участков этих объектов. При этом, доля указанных объектов не должна превышать 10% от общей территории жилой застройки. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.
________________
* 6-ти этажную застройку допускается считать зоной застройки средней этажности, в случаях, когда квартиры 6-го мансардного этажа являются вторыми уровнями квартир 5-ых этажей.
Примечания.
1. В градостроительной документации при соответствующем обосновании допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.
2. При размещении объектов малой предпринимательской деятельности следует соблюдать санитарно-эпидемиологические и экологические требования [14, 15, 20].
3. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП РК 2-03-30-2006, СН РК 2.03-07-2001 (в части приложений 1, 2).
5.4 Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.:
в городах, га:
1) для районов с преобладающей усадебной застройкой - 35—40;
2) при застройке до 3 этажей:
- без земельных участков - 10—11;
- с земельными участками - 20—22;
3) при застройке от 4 до 8 этажей - 8—9;
4) при застройке 9 этажей и выше - 7 — 8;
в сельских поселениях, га:
- преимущественно с усадебной застройкой - 40—65.
При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации государственной программы жилищного строительства. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности, исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом, а также прогнозируемого уровня автомобилизации. Для государственного жилищного фонда - с учетом норм предоставления жилища в соответствии с законом о жилищных отношениях Республики Казахстан [19] и СНиП РК 3.02-43-2007.
Примечание. Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел. жилой площади. При соответствующем обосновании допускается уточнять средний расчетный показатель жилищной обеспеченности с соответствующими изменениями их укрупненных показателей для предварительного определения общих размеров жилых зон.
5.5 Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 5.1. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом.
В случае отсутствия необходимых данных, количество и площади жилых домов и квартир различных типов и класса комфортности следует принимать в соответствии со СНиП РК 3.02-43-2007.
Таблица 5.1 - Классификация жилых зданий, дифференцированных по уровню комфорта
Классификация жилых зданий | Норма жилой площади дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. м | Количество рекомендуемых жилых комнат | Формула заселения жилого дома и квартиры |
I класс | более 25 | 1-7 | |
II класс | от 19 до 25 | 1-6 | |
III класс | от 16 до 18 | 1-4 | |
IV класс | 1-2 | ||
Примечания. 1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n). 2. В числителе - на первую очередь, в знаменателе — на расчетный срок. 3. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения. |
5.6 Жилые зоны не должны пересекаться дорогами для движения сельскохозяйственных машин и автомобильными дорогами I, II, III категорий в соответствии с 8.28 настоящего нормативного документа.
5.7 Границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества - собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах), определяются в градостроительной документации с учетом положений земельного кодекса Республики Казахстан [5].
5.8 При реконструкции жилой застройки должна быть, как правило, сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускается строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, а также норм настоящего нормативного документа. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10 настоящего нормативного документа, а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктур с сохранением особо охраняемых объектов природы, истории и культуры.
При размещении объектов производственного назначения необходимо руководствоваться требованиями раздела 8 настоящего нормативного документа.
5.9 Территории жилой зоны организуются в виде функционально-планировочных жилых образований: кварталы (микрорайон) и жилой район.
5.10 Кварталы (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки жилого района, размер территории которого, как правило, должен составлять от 10 до 100 га. Кварталы (микрорайон) предназначены для размещения группы жилых домов и объектов приближенного и повседневного их обслуживания с радиусом доступности не более 500 м (кроме общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с таблицами 10.1 и 10.2 настоящего нормативного документа).
5.11 Границами территории кварталов (микрорайона), как правило, являются красные линии магистралей общегородского, районного значений и жилых улиц, а также границы территорий иного функционального назначения и естественных рубежей природных объектов.
5.12 Расчетная территория кварталов (микрорайона) включает группы жилой, смешанной жилой застройки и территории общего пользования (участки дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений повседневного обслуживания, коммунальных объектов, автостоянок, территории зеленых насаждений, в том числе сады, скверы, бульвары, улицы, проезды, автостоянки открытого типа).
5.13 Жилые кварталы (микрорайон) следует формировать в зонах жилого назначения в составе жилых районов, а как автономное жилое образование - в пределах 1,5 км доступности от городских градостроительных узлов. В случаях превышения указанной доступности, по заданию на проектирование, следует предусматривать дополнительные виды обслуживания.
Не допускается расчленения территорий кварталов (микрорайона) магистралями общегородского и районного значения.
5.14 На территории кварталов (микрорайона) не допускается размещение нежилых объектов с участками площадью более 0,5 га, не связанных с обслуживанием населения кварталов (микрорайона).
Допускается размещение объектов малого бизнеса и экологически безвредных производственных предприятий малой мощности, дополняющих комплекс учреждений обязательного обслуживания.
Доля фонда объектов нежилого назначения в объеме фонда застройки кварталов (микрорайона) не должна превышать 25%. При этом, территории объектов нежилого назначения не должны превышать 12% территорий кварталов (микрорайона).
5.15 Потребность в дошкольных учреждениях следует определять в соответствии с реальными демографическими условиями по показателям предпроектных исследований. Проектирование дошкольных учреждений осуществляется в соответствии со СНиП РК 3.02-24-2004.
Дошкольные учреждения, как правило, следует проектировать на обособленных участках.
5.16 Проектирование блоков-помещений группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, встроенных или встроенно-пристроенных к торцам жилых зданий и установления их расчетной вместимости, осуществляется по заданию на проектирование.
(текст соответствует предоставленному оригиналу)
Площадки для прогулок и игр детей должны быть удалены от входа в здание детского сада на расстояние не более 30 м, а от окон жилого здания - не менее 12 м.
5.17 Общеобразовательные учреждения следует проектировать на обособленных территориях в соответствии с требованиями СНиП РК 3.02-25-2004, СН РК 3.02-01-2007. Потребность в общеобразовательных учреждениях следует определять с учетом демографических условий и установленных показателей потребности в этих учреждениях детей разных возрастов.
5.18 Проектирование блоков-помещений группы продленного дня для учащихся начальных классов встроенных или встроенно-пристроенных к жилым зданиям, и установление их расчетной вместимости, осуществляется по заданию на проектирование.
При этом, площадь земельного участка примыкающего к встроенно-пристроенному блоку, должна быть не менее 150 кв. м. При отдельно расположенных площадках их размер должен быть не менее 100 кв. м на один класс, удаленность от наружных стен блоков-помещений не более 50 м, а от окон жилого здания - не менее 12 м.
Площадь земельных участков дошкольных учреждений и общеобразовательных школ следует принимать в соответствии с приложением 6.
При формировании системы общеобразовательных учреждений населенного пункта в качестве общеобразовательных учреждений с полным средним образованием могут предусматриваться лицеи. Радиус доступности лицеев не нормируется.
5.19 Организацию улиц и проездов в кварталах (микрорайоне) следует принимать в соответствии с разделом 11.
5.20 Размещение многоярусных автостоянок следует осуществлять, руководствуясь требованиями таблиц раздела 11.
Автостоянки на территории кварталов (микрорайона) следует проектировать в соответствии с приложением 8.
5.21 Жилой район - основной планировочный элемент застройки жилой зоны, размер территории которого, как правило, должен составлять от 100 до 300 га. Жилой район предназначен для размещения группы кварталов, микрорайонов с объектами их обслуживания, а также объектов общего пользования жилого района, спортивных и коммунальных сооружений, зеленых насаждений (парк, бульвары и др.), улиц, площадей, автостоянок.
Границами территории жилого района, как правило, являются границы территорий иного функционального назначения, магистрали общегородского значения, линии железных дорог и другие искусственные рубежи, а также границы естественных природных объектов.
Примечания.
1. Жилой район, кварталы (микрорайон) являются объектами документов комплексных схем градостроительного планирования и документов по планировке территории.
2. При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории кварталов (микрорайона), необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с прилегающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для кварталов (микрорайона) в целом.
3. В кварталах (микрорайоне) жилых зон не допускается размещение объектов общегородского значения. Территория групп жилых домов, как правило, не должна превышать 10 га. На территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором) не допускается устройство транзитных проездов.
5.22 На территории жилого района не допускается размещать нежилые объекты с площадями территорий более 2 га.
При соответствующем обосновании на обособленных участках допускается размещение участков общественного, производственного, природно-рекреационного назначения городского значения. При этом доля фонда объектов нежилого назначения в общем фонде застройки жилого района не должна превышать 30%, а территории объектов нежилого назначения не должны превышать 15% территории жилого района.
5.23 В расчетный баланс территории жилого района не включаются:
- технические зоны инженерных коммуникаций и технические коридоры ЛЭП и газопроводов высокого давления;
- санитарно-защитные зоны производственных предприятий, железных и скоростных дорог, не используемых для размещения коммунальных объектов жилого района;
- особо охраняемые природные территории, производственные зоны.
Примечание. В балансе территории жилого района, площади зон, приведенных в 5.28 должны трактоваться, как показатели информационного характера.
5.24 Функционально-планировочные жилые образования могут состоять из усадебной застройки.
Размещение усадебной застройки следует предусматривать:
- в сельских населенных пунктах;
- в пределах городской черты - преимущественно на свободных территориях включая территории, неудобные для размещения других типов застройки, а также на территориях, требующих сохранения характера сложившейся городской среды;
- на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту, за исключением территорий зеленых зон;
- в новых и развивающихся населенных пунктах, расположенных в пределах транспортной доступности до города - 30-40 мин.
5.25 Планировочная организация жилых зон сельских населенных пунктов должна определяться в увязке с размещением производственных объектов, при соблюдении санитарно-эпидемиологических и экологических требований.
5.26 В сельских населенных пунктах следует предусматривать преимущественно одно-, двухквартирные жилые дома усадебного типа, и многоквартирные малоэтажные блокированные жилые дома с земельными участками при домах (квартирах).
При соответствующем обосновании допускается предусматривать многоквартирные дома средней этажности.
5.27 Районы усадебной застройки в городах не следует размещать на основных направлениях перспективного развития многоэтажного строительства и в зонах общегородских архитектурно-планировочных осей.
5.28 В больших, крупных и крупнейших городах блокированную и малоэтажную жилую застройку рекомендуется предусматривать с ограниченным использованием земельных участков при доме (квартире) под хозяйственные цели (без содержания домашнего скота и птицы).
В периферийных районах малых и средних городов допускается усадебная жилая застройка с земельными участками для хозяйственных целей (с возможностью содержания домашнего скота и птицы), площадями соответствующими требованиям нормативно-правовых актов [1, 5 и 9] и рекомендации приложения 4.
5.29 При планировке и застройке населенных пунктов, территорий садоводческих и дачных товариществ, расположенных в пределах его границ (черты), следует рассматривать как район малоэтажной застройки подлежащий реконструкции.
5.30 В районах усадебной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования с учетом СНиП РК 3.01-02-2001 и при соответствующем обосновании объекты периодического обслуживания.
5.31 При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать демографическую структуру населения, особенности градостроительной ситуации в населенных пунктах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки, условия ее размещения в структуре населенного пункта, руководствуясь нормативно-правовыми актами [1, 5 и 9] и рекомендации приложения 3.
Предельные размеры приусадебных приквартирных земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, СНиП РК 3.01-02-2001 и рекомендации приложения 4.
Допускается для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка, недостающей до установленной максимальной нормы, за пределами жилой зоны.
5.32 Для жителей многоквартирных домов хозяйственные постройки для скота и птицы могут выделяться за пределами жилой зоны; при многоквартирных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется правилами застройки населенных пунктов, а при их отсутствии - заданием на проектирование.
Общественно-деловая зона
6.1 Общественная (общественно-деловая) зона населенного пункта предназначается для размещения административно-деловых, финансовых, научно-исследовательских центров, общественных учреждений и гостиничных комплексов, объектов культуры, образования, здравоохранения, спорта, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, открытых стоянок автотранспорта, наземных и подземных гаражей и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, не требующих специальных мероприятий по обеспечению санитарной, экологической и взрывопожарной безопасности.
В перечень объектов, разрешенных к размещению в общественной (общественно-деловой) зоне, могут быть включены жилые здания (дома), а также памятники истории и культуры при соблюдении требований к их охране и рациональному использованию, приведенных в разделе 16 настоящего нормативного документа.
Состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его социального значения в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.
6.2 Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности и размещать в центральных частях городов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.
По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки.
6.3 В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков (как правило, не более 1,0 га), и устройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.
Жилая застройка городских градостроительных узлов должна быть представлена жилой частью в составе застройки общественных многофункциональных центров, в пределах 20-50% от общей застройки градостроительного узла.
6.4 В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены территории общегородского центра, исторической застройки, в том числе ее особые сложившиеся морфотипы. Конкретные регламенты определяются градостроительной документацией, территориальными правилами застройки.
В исторических городах территорию общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки, при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды. При этом необходимо сохранять, восстанавливать и развивать наряду с общественной исторической застройкой жилую застройку, обеспечивая комплексность функционирования среды.
Тип и этажность жилой застройки в исторических зонах определяются проектом на базе историко-градостроительных исследований, выявляющих функциональные и архитектурно-пространственные особенности развития исторического города, его историко-культурные традиции, и устанавливающих требования и рекомендации к реконструкции существующей застройки, в том числе регламенты по использованию надземного и подземного пространства.
6.5 Зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения - административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные, спортивные и другие, размещаемые как в пределах городской черты, так и за ее пределами.
При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость устройства автостоянок большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.
5.6 Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки. В составе этих зон допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га) с пожаровзрывобезопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, не превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении).
6.7 При реконструкции сложившейся жилой и производственной застройки в смешанных зонах следует предусматривать мероприятия по устранению вредного влияния предприятия на окружающую среду (изменение технологии с переходом на безвредные процессы, уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы смешанной зоны в производственную зону).
Площадь территории, для которой может быть установлен режим смешанной производственно-жилой зоны, должна быть не менее: в городах - 10 га, в сельских населенных пунктах - 3 га.
6.8 Выполнение нормативных требований по размещению обязательного комплекса объектов обслуживания и предусматриваемое размещение объектов общественного и производственного назначения должны обеспечить местами приложения труда на территории жилого района до 40% трудоспособного населения.
6.9 Общественный центр жилог<