Понятие и основное назначение таможенной стоимости

В настоящее время большая часть импорта тем или иным образом связана с вопросами определения таможенной стоимости товаров. Практически каждый участник ВЭД сталкивался с ситуацией, когда заявляемая (декларируемая) таможенная стоимость вызывала у таможенных органов сомнения. И вопрос об определении и контроле таможенной стоимости является одним из самых актуальных, поскольку таможенная стоимость служит основой для начисления таможенных платежей. Таможенные платежи составляют значительную часть федерального бюджета, поэтому для таможенных органов, выполняющих фискальную функцию, особо важным является правильное определение таможенной стоимости. Для представителей бизнеса данный вопрос очень актуален, так как расчет таможенной стоимости и уплата таможенных платежей оказывают непосредственное влияние на коммерческую деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона о таможенном тарифе (в ред. от 3 марта 2012 г.), таможенная стоимость товара - стоимость товара, используемая для целей:

o обложения товара пошлиной;

o внешнеэкономической и таможенной статистики;

o применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

Согласно ТК ТС, налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" (в ред. от 6 марта 2012 г.), таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ, ведения таможенной статистики.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Следует отметить, что определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур.

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 г. по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединились свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х гг. многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 г. ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о таможенном тарифе.

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от соглашения 1979 г.

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

o цепа сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

o экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

o импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

o не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

1) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

7.2. Система методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

В соответствии со ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (в ред. Протокола от 23 апреля 2012 г.), таможенную стоимость товаров, ввозимых на территорию ТС, представляет стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная за эти товары при их продаже. В ст. 5 этого же соглашения указаны платежи и иные расходы (дополнительные начисления), которые при соблюдении определенных условий добавляются к указанной цене.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, а также с учетом принципов и положений но оценке товаров для таможенных целей ГАТТ 1994 г.

В рамках проведения работы по вступлению России в ВТО можно сделать вывод о том, что в современных условиях у представителей коммерческих структур и таможенных органов появится больше возможностей для реализации своего права отстаивать заявленную таможенную стоимость. При этом для таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости таможенным законодательством установлены более четкие требования - необходимость корректировки таможенной стоимости требуется обосновать.

Таким образом, прослеживается тенденция усовершенствования таможенного законодательства, основанного на принципах предсказуемости и прозрачности, повышения качества проведения таможенных процедур. Практика работы в рамках ТС только формируется, но перспективы эффективного сотрудничества таможни и бизнеса уже заложены в нормах законодательства РФ.

Исходная база (основа) для определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Цена товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цепа (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте, и является исходной базой для определения таможенной стоимости товара.

Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо аккредитив о фактической оплате. При сдаче-приемке груза, в том числе в момент сто таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара. Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара. При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и таможенную стоимость. Однако доход по процентам на кредит не должен входить в таможенную стоимость, так как он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:

а) кредитное соглашение составлено в письменной форме;

б) установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.

Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов "Инкотермс-2010".

Зная правила "Инкотермс-2010", легко сориентироваться в структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной цены ввозимого товара. Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.

Если существует два договора о страховании товара, например страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, то они должны быть обе включены в таможенную стоимость. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя, поскольку путь от склада продавца до склада покупателя включает в себя погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть даже выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничения обязанностей продавца и покупателя. Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др. Базисные условия поставки представлены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Базисные условия поставки согласно "Инкотермс-2010"

Тер мин Вид транспорта Описание
EXW Любые виды транспорта EX Works (...named place) Франко завод (...название места)
FCA Любые виды транспорта Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS Морской и внутренний водный транспорт Free Alongside Ship (...named port of shipment) Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки)
FOB Морской и внутренний водный транспорт Free On Board (...named port of shipment) Франко борт (...название порта отгрузки)
CFR Морской и внутренний водный транспорт Cost and Freight (...named port of destination) Стоимость и фрахт (...название порта назначения)
CIF Морской и внутренний водный транспорт Cost, Insurance and Freight (...named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP Любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT Любые виды транспорта Carriage Paid То (...named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
DAT Любые виды транспорта Delivered At Terminal (...named terminal of destination) Поставка на терминале (...название терминала')
DAP Любые виды транспорта Delivered At Point (...named point of destination) Поставка в пункте (...название пункта)
DDP Любые виды транспорта Delivered Duty Paid (...named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения)

Наши рекомендации