Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства в валюте РФ. Пересчет валюты РФ в иностранную для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится но курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации.
В отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением установленных требований, а также при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем тс, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, действующий на день применения ставок таможенных пошлин, налогов.
Таможенные пошлины, налоги могут быть уплачены в любой форме: наличными денежными средствами в кассу таможенного органа, безналичным способом, в том числе с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенной карты). По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов (составляется в двух экземплярах, один выдается плательщику, второй остается в таможенном органе). Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться через электронные или платежные терминалы, банкоматы.
Уплата таможенных пошлин, налогов производится в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета Федерального казначейства за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости оттого, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары. Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов заключается в случае:
1) если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных в течение года, предшествующего заключению указанного соглашения, составляет от 50 млрд руб.;
2) отсутствия задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов;
3) осуществления ВЭД свыше трех лет;
4) совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в двух и более таможенных органах, расположенных в регионе деятельности регионального таможенного управления;
5) отсутствия совершенных неоднократно (два и более раза) в течение одного года, предшествующего заключению указанного соглашения, административных правонарушений в области таможенного дела;
6) если ввоз и (или) вывоз товаров осуществляются не реже одного раза в месяц.
При декларировании товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачиваются с применением централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, представление таможенному органу платежных документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов, не требуется.
Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии декларации. Следовательно, представление платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, при подаче таможенной декларации не является обязательным.
Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин, налогов.
Выпуск товаров при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей производится при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов и условного выпуска товаров, в том числе если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
В России внедряется новая технология электронной системы уплаты таможенных платежей. Среди учредителей - компании "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных представителей, процессинговая компания UCS и др. Каждый участник ВЭД может выбрать для себя банк-эмитент, открыть в нем счет и заключить договор на эмиссию и обслуживание таможенной карты.
Разместив на своем счету деньги, он получает таможенную карту, которую можно использовать для уплаты таможенных платежей в любом структурном подразделении таможенного органа, осуществляющем таможенное оформление и контроль товаров и транспортных средств.
Наличные платежи связаны с определенным риском, требуют принятия мер безопасности, что повышает стоимость транзакции. Авансовые платежи предусматривают оформление многочисленных бумаг и "марафонский бег" по инстанциям. Карточная система помогает подтянуть по времени таможенные "недоборы", особенно в отношении сезонных пошлин, установленных на ряд товаров, например на сахар-сырец.
При использовании таможенной карты для уплаты таможенных платежей декларант одновременно с подачей ГТД представляет таможенную карту, указав её в описи прилагаемых к декларации документов.
Централизованная уплата таможенных платежей целесообразна. Такого мнения придерживается ФТС России, которая продолжает заключение договоров, предусматривающих ответственность головных компаний за уплату таможенных платежей всеми дочерними предприятиями.
Чтобы разделить плательщиков на три уровня (федеральный, региональный и местный), ГТК России ввел термин "таможенное администрирование", издав приказ от 26 марта 2001 г. № 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков". Плательщики федерального уровня должны уплачивать в год таможенных платежей не менее 70 млн долл.; плательщики регионального уровня - 2 млн долл.; плательщики уровня таможни - 300 тыс. долл.
Обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента зачисления денежных средств на счета Федерального казначейства в случае взыскания таможенных платежей за счет: товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги; залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, по инициативе плательщика может считаться исполненной с момента принятия заявления о зачете только в том случае, если таможенный орган рассмотрел заявление о зачете, подтвердил наличие факта излишней уплаты, излишнего взыскания или оснований для возврата и принял решение о проведении такого зачета.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета денежного залога по инициативе плательщика может считаться исполненной с момента получения распоряжения о зачете только в том случае, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, исполнены.
Днем зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, авансовых платежей или денежного залога является день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета.
Днем зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства, днем обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика является день поступления денежных средств на счет таможенного органа.