Сроки уплаты и порядок исчисления таможенных пошлин
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, как если бы товары были выпущены для внутреннего потребления при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов. Исключение составляют случаи, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения их ставок, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененной таможенной процедуры. В таких случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующей таможенной процедуре подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранной таможенной процедуры.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов служат таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением некоторых случаев (например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях).
При выставлении требования об уплате таможенных платежей подлежащие уплате таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом в валюте РФ. При исчислении таможенных пошлин, налогов полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой.
Исчисление таможенной пошлины, руб., в отношении товаров, облагаемых пошлиной по адвалорным ставкам, производят по следующей формуле
где Ст - таможенная стоимость товара, руб.; Ra - адвалорная ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Таможенную пошлину, руб., в отношении товаров, облагаемых пошлиной по специфическим ставкам, рассчитывают по формуле
где Вл - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении; RЕ - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; КЕ - курс евро, установленный Банком России.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчисления используется масса товара с учетом его первичной упаковки - упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
При применении комбинированной ставки R в процентах, но не менее Ri; в евро за количество товара, сначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем - сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке Rа в процентах плюс RE в евро за количество товара сумма таможенной пошлины исчисляется по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем - сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Уплате подлежит общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения составляют следующие случаи: выпуск товаров до подачи таможенной декларации, перемещение товаров трубопроводным транспортом, ввоз товаров с нарушением требований и условий ТК ТС, некоторые другие случаи.
При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие данному классификационному коду.
Когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей, действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Плательщики таможенных платежей - декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом уплатить таможенные платежи вправе любое лицо.
При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ. Уплата таможенных пошлин, налогов является условием выпуска товаров, если содержание таможенной процедуры предусматривает необходимость их уплаты.
При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.
При изменении таможенной процедуры таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК ТС для завершения действия изменяемой таможенной процедуры.
Когда условно выпущенные товары используются в иных целях, чем тс, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенных деклараций на такие товары.
При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия, соответствующий таможенной процедуры.
В случае несоблюдении положений ТК ТС о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий для применения таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно - день принятия таможенной декларации.
Сроки уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ, определяются ТК ТС.
Авансовые платежи
Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей, налогов, таможенных сборов плательщиком по его желанию и не идентифицированные им в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте РФ. Денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, - это имущество плательщика, и таможенный орган не вправе расходовать их самостоятельно по своему усмотрению. Правда, таможенный орган может обратить на это имущество взыскание в порядке, установленном законодательством РФ.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее их, не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 121 Закона о таможенном регулировании. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от сто имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. К таким действиям относится, например, заявление лица о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей или их использовании в качестве денежного залога.
Авансовые платежи могут быть внесены плательщиком в пользу третьего лица. В графе "Назначение платежа" платежного документа в таком случае указываются наименование, код ОКПО, ИНН лица, в пользу которого произведена уплата. При расходовании сумм, внесенных в пользу третьего лица, необходимо письменное согласие фактического плательщика. Если авансовые платежи поступили на счет таможенного органа в пользу третьего лица, то в качестве распоряжения указанными денежными средствами рассматривается письменное согласие лица, внесшего авансовые платежи, на их расходование, в том числе если декларирование товаров осуществляется таможенным представителем, а декларантом является лицо, внесшее авансовые платежи.
Денежные средства, находящиеся на счете таможенного органа, становятся таможенными платежами только после принятия таможенной декларации к таможенному оформлению. В то же время принятие таможенной декларации не является свидетельством того, что товар будет выпущен и денежные средства трансформируются в таможенные платежи. Авансовый платеж ие признается таможенным платежом до тех пор, пока плательщик этих средств не распорядится ими по своему усмотрению.
Поступившая в таможенный орган декларация свидетельствует о намерении плательщика распорядиться денежными средствами, так как в процессе таможенного оформления возникает необходимость уплаты таможенных платежей.
Оформление таможенной декларации является основанием для таможенного органа перечислить начисленные по данной декларации суммы в доход федерального бюджета. Как следствие, наличие авансового платежа на счету таможенного органа не может служить основанием для освобождения от начисления и уплаты пеней при несвоевременном декларировании товаров и транспортных средств.
Плательщик считается уплатившим таможенные платежи, когда сто денежные средства поступили на счет таможенного органа и он распорядился ими путем подачи таможенной декларации.
Денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей (т.е. не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии), а также внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика, не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных платежей.
Денежные средства, не израсходованные после использования авансовых и депозитных средств для уплаты таможенных платежей, пеней, процентов, также рассматриваются в качестве авансовых или депозитных средств. Такие средства не являются налогами и сборами до тех пор, пока плательщик или таможенный орган не распорядится авансовыми и депозитными средствами для уплаты сумм таможенных платежей, пеней, процентов.
Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации, получения заявления об их зачете или письменного согласия лица, внесшего авансовые платежи, либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении использовать такие денежные средства в качестве таможенных платежей.
День зачета авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей, пеней, процентов считается днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов при их взыскании таможенным органом за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей.
При зачислении авансовых платежей, внесенных в иностранной валюте, в счет уплаты таможенных платежей, пеней, процентов пересчет валюты РФ в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.
По требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган обязан представить ему письменный отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, не позднее 30 дней со дня получения требования. Отчет составляется в двух экземплярах (один вручается лицу, внесшему авансовые платежи, второй остается в таможенном органе).
В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств с использованием документов, в соответствии с которыми указанное лицо распоряжалось авансовыми платежами. Результаты такой выверки оформляются актом установленной формы (приказ ФТС России от 23 ноября 2009 г. № 2116 "Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей"). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику.
Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 122 Закона о таможенном регулировании для возврата таможенных пошлин, налогов, если заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
На возврат (зачет) авансовых и депозитных средств не распространяется установленный Налоговым кодексом РФ порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов. При возврате авансовых платежей проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссия банков-посредников выплачивается за счет переводимых средств.
Авансовые платежи возвращаются по решению таможенного органа, на счет которого поступили такие суммы, на основании заявления лица, внесшего авансовые платежи (за подписями руководителя организации и главного бухгалтера, если авансовые платежи вносились юридическим лицом), удостоверенного печатью, если лицо, подающее данное заявление, должно иметь печать.
Когда авансовые платежи уплачивались в пользу третьего лица, возврат осуществляется только по заявлению лица, внесшего авансовые платежи.
В заявлении о возврате авансовых платежей указывается сумма авансовых платежей, подлежащая возврату, реквизиты счетов, на которые необходимо осуществить возврат. Одновременно с заявлением в таможенный орган представляются следующие документы:
o платежные документы, подтверждающие внесение на счет или в кассу таможенного органа авансовых платежей;
o если лицо, внесшее авансовые платежи, распоряжалось указанными денежными средствами, то документы, на основании которых производилось их расходование;
o свидетельство о постановке на учет в налоговые органы;
o иные документы, представляемые лицом, внесшим авансовые платежи, для подтверждения возможности возврата.
Руководитель таможенного органа вправе сократить перечень документов, представляемых при возврате авансовых платежей.
При отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности его рассмотрения. Возврат производится не позднее пяти дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения лицо, внесшее авансовые платежи, вправе повторно обратиться с таким же заявлением.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения и возврата авансовых платежей не может превышать один месяц со дня подачи соответствующего заявления и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму авансовых платежей, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Авансовые платежи возвращаются в валюте РФ на счет, указанный в заявлении о возврате. Если авансовые платежи вносились в иностранной валюте, для целей пересчета иностранных валют применяется курс Банка России на день их возврата.
Возврат авансовых платежей не производится:
o при наличии у лица, внесшего авансовые платежи, задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности;
o если сумма авансовых платежей, указанная в заявлении о возврате, составляет менее 150 руб.;
o в случае подачи заявления о возврате авансовых платежей по истечении установленных сроков.
Если авансовые платежи вносились в пользу третьего лица, наличие у этого лица задолженности по уплате таможенных платежей не может служить основанием для отказа в возврате авансовых платежей лицу, внесшему указанные денежные средства на счет таможенного органа.
При наличии у лица, внесшего авансовые платежи, задолженности по уплате таможенных платежей, таможенный орган вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей.
Если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
При принятии таможенным органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет предстоящих таможенных платежей с момента принятия соответствующего решения указанные денежные средства рассматриваются как авансовые.