Определение эффективности терминальной перевозки
Под терминальной перевозкой понимается магистральная (междугородняя и международная) перевозка грузов, выполняемая через грузовой терминал [3]. Терминалы являются основным элементом терминальной системы международных перевозок. Они обеспечивают организацию и осуществление процесса доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя в установленные сроки с предоставлением клиенту комплекса транспортно-экспедиционных услуг.
Основными целями создания терминалов являются:
• организация доставки грузов, в первую очередь мелкопартионных, по терминальной технологии с выполнением комплекса транспортно-экспедиционных услуг;
• повышение качества обслуживания клиентуры и сокращение сроков доставки грузов;
• снижение потерь груза при транспортировке;
• повышение эффективности использования подвижного состава;
• оказание сервисных услуг.
Терминалы для международных перевозок могут создаваться предприятиями, организациями, имеющими статус юридического лица, в городах, в пунктах перехода границы и в других местах, одобренных таможенными органами.
Терминалы могут быть открытого типа и обслуживать перевозки любых отправителей и получателей грузов, закрытого типа для обслуживания определенных предприятий и организаций. Последние могут создаваться только при наличии достаточных оснований для нецелесообразности создания терминала открытого типа.
Терминал и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля. Он открывается для международных перевозок при наличии лицензии таможни на его учреждение как склада временного хранения грузов.
Терминалы по видам перерабатываемых грузов и используемого транспорта подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные выполняют переработку различных грузов, а специализированные определенных видов грузов. Основным показателем терминала является перерабатываемое им количество грузов в год. Мощность грузового терминала, его специализация и перечень используемых технических средств определяются объемом перевозок, номенклатурой грузов, технологических операций, транспортно-экспедиционных услуг по обеспечению международных перевозок грузов.
Владелец терминала должен обеспечить его материально-техническое оснащение, достаточное для его нормального функционирования, включая погрузочно-разгрузочные и транспортные средства, складское оборудование, средства связи и оргтехнику. Обустройство терминала должно исключать возможность поступления грузов и транспортных средств и изъятия их с терминала помимо таможенного контроля, обеспечивать сохранность находящихся на терминале грузов и транспортных средств и невозможность доступа к ним посторонних лиц. Территория терминала по требованию таможни должна быть огорожена.
На терминале должна обеспечиваться эффективная переработка грузов при минимальных простоях транспортных средств, сокращении времени на подготовку и отправку автопоездов, снижении времени хранения грузов на терминале, оптимальном уровне механизации погрузочно-разгрузочных работ и информации о движении груза.
Для доставки мелкопартийных грузов на терминале складские помещения подразделяют на зоны по направлениям (странам или регионам) перевозок экспортно-импортных грузов. Для рационального использования складской площади и переработки грузов склад оборудуется стеллажами, подъемно-транспортными механизмами, поддонами, такелажем, средствами маркировки грузов.
Склады должны иметь необходимое число постов для погрузки-разгрузки подвижного состава. Склады для мелкопартийных грузов должны быть оборудованы внешними рампами с уравнивающими площадками для въезда погрузчиков в кузова различных автомобилей.
Погрузочно-разгрузочное оборудование терминала должно обеспечить возможность транспортирования различных видов грузов и отправок автопоездами. Перемещение грузов на терминале должно осуществляться с помощью авто- и электропогрузчиков, широкого использования средств малой механизации.
Для соблюдения сроков доставки грузов, эффективного использования транспортных средств и складов должна обеспечиваться согласованность режима работы автотранспортных предприятий и терминала.
Международные терминальные перевозки организуются в целях улучшения обслуживания многочисленных отправителей и получателей этих грузов, получения валюты экспедитором и привлекаемыми им перевозчиками, увеличение объемов работы и количества международных перевозчиков на автомобильном транспорте.
Задача
Рассчитать эффективность терминальной перевозки при следующих исходных данных:
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
Расходы по сбору или развозу груза малотоннажным автомобилем | У.е. | |
Расходы по разгрузке на терминале | У.е. | |
Расходы по сортировке груза на терминале | У.е. | |
Расходы по хранению груза на терминале | У.е. | |
Расходы по погрузке на терминале | У.е. | |
Стоимость фрахта 1 автомобиля у перевозчика | У.е. | |
Затраты экспедитора на организацию производственного процесса | У.е. | |
Профит экспедитора по одному рейсу | % | |
Расходы по сбору или развозу мелких отправок автомобилем, выполняющим международную перевозку | У.е. | |
Частота перевозки | 1 раз в две недели |
Методика решения:
Основной задачей терминалов является организация перевозок мелких отправок. Поэтому целесообразность создания терминалов определяется путем сравнения терминальной и прямой перевозок мелких отправок в международном сообщении. Для сравнения принимаются следующие схемы терминальной и прямой перевозки мелких отправок.
Рисунок 8.1 - Схема прямой перевозки
Условные обозначения:
ГО - грузоотправитель; ГП - грузополучатель; ТО - таможенное оформление
Рис. 8.2 Схема терминальной перевозки
При терминальной перевозке сбор груза и доставка его на терминал отправления, а также развоз с терминала в пункте назначения производится автомобилями средней и малой грузоподъемности. При прямой перевозке сбор и развоз отправок производится непосредственно большегрузным автомобилем, выполняющем международную перевозку.
При терминальной перевозке в пунктах отправления (назначения) груза производится сбор (развоз) груза, а также таможенное оформление на терминале, разгрузка автомобиля, сортировка, хранение груза и погрузка в автомобиль. При прямой перевозке таможенное оформление груза производится на установленных складах временного хранения у отправителей, получателей или таможенных органов. Условием эффективности терминальных перевозок является:
Т ≤ П (8.1)
где Т - затраты при терминальной перевозке;
П - затраты при прямой перевозке.
Исходя из вышеприведенных схем перевозок эти затраты (кроме затрат на погрузку, разгрузку груза у отправителя и получателя, а также таможенную обработку, принимаемых одинаковыми при обоих вариантах) определяются следующим образом:
Терминальная перевозка
= Т + =( + Р + С + Х + 3) + (8.2)
где Т - расходы терминала;
- расходы по международной межтерминальной перевозке;
- расходы по сбору или развозу груза малотоннажным автомобилем;
Р - расходы по разгрузке на терминале;
С - расходы по сортировке груза на терминале;
Х - расходы по хранению груза на терминале;
3 - расходы по погрузке на терминале.
Расходы по погрузке, разгрузке, сортировке и хранению грузов на терминале принимаются по тарифам терминала, определяемым с учетом условий его работы.
Прямая перевозка
П = (8.3)
где - расходы по сбору или развозу мелких отправок автомобилем, выполняющим международную перевозку;
- - расходы по международной перевозке собранного груза.
Расходы по сбору и развозу мелких отправок при терминальной и прямой перевозке определяются исходя из затраченного автомобилем времени и стоимости автомобиле часа в зависимости от грузоподъемности и назначения автомобиля.
= (8.4)
где L - расстояние перевозки;
- техническая скорость автомобиля;
В - коэффициент использования пробега;
- время проведения погрузочно-разгрузочных работ и таможенного оформления на 1 отправку груза;
S - стоимость одного автомобиле-часа.
Расходы на международную перевозку отправки определяются путем деления всех расходов за 1 рейс на количество перевозимых отправок.
= P ∙ n (8.5)
где Р - расходы за 1 рейс;
n - количество перевозимых отправок.
Расходы за рейс должны обеспечивать возмещение затрат на международную перевозку в рублях и в валюте, а также прибыль.
Р = + + R (8.6)
где - затраты на перевозку в рублях;
- затраты на перевозку в валюте;
R - прибыль от перевозки.
Эти расходы принимаются по договорным тарифам, устанавливаемым соглашением экспедитора или перевозчика с отправителями (получателями) грузов или другими транспортно-экспедиторскими организациями.
На величину затрат и принимаемых значений показателей при сравнении терминальных и прямых перевозок грузов, а также качество обслуживания отправителей, получателей существенное влияние оказывают особенности доставки и таможенное оформление перевозок грузов в международном сообщении. Оно заключается в большой сложности развоза и сбора мелких отправок при прямой перевозке из-за того, что каждое открытие, закрытие кузова автомобиля, погрузка и разгрузка груза должны производиться под таможенным контролем на специально выделенных для этого складах временного хранения грузов у клиентов или таможенных организаций.
Такой порядок приводит при развозе (сборе) к длительным простоям дорогого автопоезда и значительным организационным трудностям. При отсутствии оформленного склада временного хранения у получателя разгрузка производится на складе таможенных организаций с приемом и вывозом груза получателем. Так как при терминальной перевозке таможенное оформление производится на терминале, сбор (развоз) груза может быть произведен с любого склада клиента и любым автомобилем, соответствующим весу перевозимой отправки.
При прямых перевозках возникают также трудности в подборе, за короткий период достаточного количества партий для загрузки большегрузного автомобиля из-за предъявления отправок к перевозке в разные дни месяца.
Терминал за счет хранения груза компенсирует эту неравномерность и обеспечивает более полную загрузку автопоезда, выполняющего международную перевозку. Поэтому при терминальных перевозках загрузка автопоездов, осуществляющих межтерминальные перевозки, значительно выше, чем при прямых перевозках.
Решение:
Так как частота перевозки равна 1 автомобиля в две недели на экспорт и одного автомобиля в две недели на импорт, то всего на данном маршруте будет выполняться 2 рейса в месяц. Автомобиль, загруженный в пункте отправления, направляется в пункт назначения, перегружается и возвращается в Москву, это будет считаться одним рейсом или кругорейсом. Всего на данном маршруте будет выполняться 2 рейса в месяц.
Определения эффективности использования терминальной перевозки определяется следующим образом:
Расходы за рейс:
P = 815 + 5500 = 6315 у.е.
Расходы на международную перевозку отправки:
= 6315 ∙ 24 = 151560 у.е. в год (исходя из того, что компания производит 2 рейса в месяц, следовательно 24 рейса в год).
Расходы терминала:
Т = 1100+270+300+500+270 = 2440 у.е
Т = 2440 ∙ 24 = 58560 у.е. в год
Прямая перевозка
П = 2600 ∙ 24 + 151560 = 213960 у.е в год
Терминальная перевозка
= 58560 + 151600 = 210120 у.е. в год
210120 ≤ 213960, следовательно, терминальная перевозка эффективна.
Определим экономические годовые показатели:
Стоимость фрахта 1 автомобиля (Ц1авто) у перевозчика, по договору, составляет: 5500$. Исходя из того что у нас 2-а рейса в месяц, а следовательно 24 рейса (n) в год. Стоимость фрахта автомобилей в год , составит:
Цфрахтгод = Ц1авто∙ n = 5500⋅24 = 132000 у.е.
Затраты экспедитора на организацию производственного процесса, по 1 рейсу Зпр = 815$. Исходя из того что у нас 2-а рейса в месяц, а следовательно 24 рейса (n) в год. Следовательно, годовые затраты экспедитора на организацию производственного процесса, составят:
Зпргод = Зпр ∙ n = 815 ⋅ 24 = 19560 у.е.
Годовые затраты экспедитора (Згод), составят:
Згод = Цфрахтгод + Зпргод = 132000 + 19560 = 151560 у.е.
Годовые доходы экспедитора (Дгод):
- покрытие расходов на организацию производственного процесса, включаемое в счет клиента (ппргод) = 19560 у.е.;
- ставка (профит) экспедитора (△1авто) по 1 рйсу = 2244у.е. Исходя из того что у нас 2-а рейса в месяц, а следовательно 24 рейса (n) в год. Следовательно, сумма ставок (профитов) экспедитора, составит:
△год = △1авто ⋅ n = 2244⋅24 = 53856 у.е.;
- стоимость фрахта автомобилей в год (Цфрахтгод )= 132000 у.е.
Дгод= ппргод + △год + Цфрахтгод = 19560 + 53856 + 132000 = 205416 у.е.
Прибыль экспедитора, составит:
Пэксп = Дгод - Згод = 205416 – 151560 = 53 856 у.е.
Экономическая эффективность предлагаемого проекта = 37%