Характеристики таможенных процедур
1. Выпуск для внутреннего потребления
Выпуск для внутреннего потребления- таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТКТС.
Цель использования процедуры обусловлена исполнением внешнеторговых договоров купли-продажи товара, мены и др., когда необходимо ввезти в Россию, Белоруссию или Казахстан иностранный товар для свободной его реализации на территории указанных стран. Лицо может и иным способом использовать товар, ввезенный в рамках этой процедуры: подарить, переработать, потребить, уничтожить, внести в качестве вклада в уставный капитал предприятия, передать в залог. Указанная процедура не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Данная таможенная процедура является самой распространенной и составляет основу ВЭД.
Таможенный кодекс Таможенного союза не оперирует понятием «импорт», между тем оно закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и трактуется как ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Таким образом, фактически этот термин соответствует таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления».
Особенности и основные условия помещения товаров под данную процедуру закреплены в ст. 209—211 ТК. Так, выпуск для внутреннего потребления применяется для ввоза на территорию Таможенного союза только иностранных товаров. Эта процедура является бессрочной, т. е. отсутствуют обязательства по вывозу товаров или помещению их под иную таможенную процедуру.
Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза. При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта:
1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80:
1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;
2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;
7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;
10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:
• по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов,;
• по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов,;
• при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы - с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение;
• в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Кодекса, наступивших в течение 5 (пяти) лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
• при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов,.
Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в следующие сроки:
1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:
· в случае отказа от использования таких льгот - до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;
· в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении после уплаты таможенных платежей и соблюдения необходимых нетарифных ограничений (например, квотирования, лицензирования, сертификации). С этого момента для таможенных целей указанные товары признаются товарами Таможенного союза. Если же данные условия не будут выполнены, товары подлежат условному выпуску[2], при котором товары обременены определенными ограничениями на их передачу третьим лицами (продажу, мену, дарение и др.), переработку или иное использование. Вместе с тем механизм условного выпуска фактически предоставляет лицу, перемещающему товар, определенные преимущества, которые выражаются либо в отсрочке (рассрочке) уплаты таможенных пошлин, налогов, либо в предоставлении времени для представления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров, в связи с чем находятся под таможенным контролем.
Экспорт
Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Цель использования процедуры традиционно обусловлена осуществлением торговых операций по поставке товаров из России, Белоруссии и др. стран ТС за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе по договорам купли-продажи, мены. Между тем вывоз товара возможен не только в соответствии с процедурой экспорта, но и, например, в рамках временного вывоза, реэкспорта. Однако в отличие от остальных процедур содержание таможенной процедуры экспорта предполагает окончательный вывоз товаров с территории Таможенного союза, а это не связывает экспортера обязательством об их последующем обратном ввозе.
Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта:
1) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Здесь установлены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Одно из них - представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый КТС в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран
Так же предусмотрены упрощения процедур при экспорте:
1. Сокращение и установление исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, под таможенный режим экспорта (ст. 183). Статья 183. Представление документов при таможенном декларировании товаров (см. тема таможенное декларирование товаров).
2. Сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск товаров) до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные пошлины (ст. 196). (Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Кодексом).
3. Отказ от представления таможенным органам сведений о стоимости товаров (кроме статистической стоимости), если к товарам не применяются вывозные пошлины.
4. Установление специфической ставки сборов за совершение таможенных операций, не зависящей от стоимости товаров (ст. 72 Кодекса).
5. Определение перечня товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте как необлагаемые вывозными таможенными пошлинами товары групп 84 - 90 по ЕТН ВЭД ТС[3]. (разделы с 17 по 20 – частично).
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, утрачивают статус товаров ТС после фактического вывоза с таможенной территории ТС, т.е. после пересечения границы ТС.
Таможенный транзит
Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Цель использования процедуры — это, как правило, перемещение участниками ВЭД товаров из одного иностранного государства в другое через территории России и (или) Белоруссии и (или) Казахстана посредством использования сухопутного или водного транспорта, когда такое перемещение невозможно произвести помимо обозначенных территорий. Национальная экономика от предоставления возможности транзитного провоза груза через территорию страны получает определенные финансовые выгоды за счет формирования внутренней добавленной стоимости от перевозки товаров.
Таможенная процедура транзита является льготной, поскольку по общему правилу в отношении перемещаемых товаров не уплачиваются таможенные пошлины, налоги. Между тем лица, перемещающие товары, не освобождаются от уплаты некоторых видов таможенных сборов (например, за таможенные операции, таможенное сопровождение).
Таможенный транзит применяется при перевозке:
1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) иностранных товаров от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита:
1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС или вывозу с нее;
2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;
4) представлена транзитная декларация;
5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;
6) обеспечена идентификация товаров;
7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, если в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случаях, когда товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи. К таким случаям также относится перевозка товаров под таможенным сопровождением и установление этого положения международными договорами.
Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита являются:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) таможенное сопровождение[4];
3) установление маршрута[5].
Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.
С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в Кодекс включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена ТС. За таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы.
Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита[6].
Процедура таможенного транзита товаров начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на транзит товаров и завершаетсяпосле доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. Место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных документах. Место доставки является зоной таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения условий таможенного транзита товаров с момента выдачи разрешения на его осуществление до его окончания.
Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы особым образом, чтобы можно было обеспечить надлежащую сохранность товара и в полной мере провести таможенный контроль. В частности, необходимо обеспечить возможность наложения пломб простым и надежным способом; исключить возможность извлечения товаров из опломбированной части грузовых помещений без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей.
Соответствие транспортного средства установленным требованиям может быть заблаговременно подтверждено путем получения специального свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Оно выдается по заявлению заинтересованного лица в индивидуальном порядке (в отношении конкретного транспортного средства) или по типу конструкции транспортных средств и остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства международной перевозки, но не более двух лет.
С разрешения таможенного органа в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, допускаются разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, а также замена транспортных средств международной перевозки. Если же указанные операции могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, осуществление таких операций допускается после уведомления таможенного органа, т. е. предварительного разрешения таможенного органа не требуется.
В случае аварии, действия непреодолимой силы или при иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по процедуре таможенного транзита, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. При этом расходы, понесенные перевозчиком в связи с указанными мероприятиями, таможенными органами не возмещаются.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Таможенный склад
Таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Основная цель использования процедуры заключается в хранении и дальнейшем перенаправлении товаров в целях оптимизации товаропотока участниками ВЭД. Так, на момент импорта товаров иногда возникает неопределенность в механизме и порядке распоряжения ввозимым товаром. Размещение такого товара на таможенном складе облегчает процесс таможенной очистки и последующей реализации товара (например, небольшими партиями), экономит средства на единовременную уплату всех таможенных платежей, позволяет выиграть время для решения других неотложных задач. При экспорте товаров экспортер, размещая товар на таможенном складе, получает возможность в предварительном порядке пройти все таможенные формальности и затем осуществлять его фактический вывоз в удобное время.
Таможенный склад, включая территорию, прилегающую к нему, представляет собой зону таможенного контроля. Таможенным складом признается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Таможенные склады бывают двух типов:
1) открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. В Российской Федерации они создаются таможенными органами или российскими юридическими лицами. Отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение на склад, строятся на договорной основе. За хранение товаров на таможенном складе таможенного органа взимаются таможенные сборы.
2) закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.
Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:
1. товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней;
2. товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.
Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры. Кроме того, под эту процедуру могут быть помещены товары в целях приостановления действия процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.
Предусмотрена возможность помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического их размещения на таможенном складе, но в разумной близости в отношении тех товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 239 Закона о таможенном регулировании и п. 4 ст. 230 ТК таможенный орган выдает письменное разрешение и может потребовать обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в случае выпуска товаров для внутреннего потребления.
Срок хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, заявляющим таможенную процедуру, но ограничивается тремя годами со дня помещения товаров на склад. При этом товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 дней до его истечения. На таможенном складе товары могут размещаться многократно и от имени разных лиц при условии, что общий срок хранения товаров на таможенном складе не превышает трех лет.
Товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 Кодекса.
На таможенном складе допускается проведение уполномоченными лицами обычных операций, необходимых для обеспечения сохранности товаров (осмотр, измерение, перемещение товаров в пределах склада), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки или средств идентификации. С разрешения таможенного органа с товарами могут совершаться простые сборочные операции, в том числе операции по отбору проб и образцов, подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида. Вместе с тем все операции, совершаемые с товарами, не должны изменять их характеристик, связанных с изменением классификационного кода по ТН ВЭД.
Предусмотрена возможность отчуждения товаров (всех или части), передача в отношении их прав владения, пользования и распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме. При этом лицо, приобретшее имущественные права на товары, обязано соблюдать все требования, составляющие содержание данной процедуры.
Действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе.
Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.
После помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада, возникает:
1) у декларанта - с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;
2) у владельца таможенного склада - с момента размещения товаров на таможенном складе.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, прекращается:
1) у декларанта - при размещении товаров на таможенном складе либо при помещении товаров под иную таможенную процедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе;
2) у владельца таможенного склада - при выдаче товаров с таможенного склада в связи с помещением их под иную таможенную процедуру;
3) у лиц, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, - когда товары задерживаются в соответствии с главой 21 Кодекса, а также в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Кодекса.