Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах.
ПРОГРАММА ПО ПДД
«УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В 1-9 КЛАССАХ»
(Пособие для учителей.)
Составители: Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М.
Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа
Учитель начальных классов Давлеткильдина Г.И.
Срок реализации 4 года
УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В 1-9 КЛАССАХ
(Пособие для учителей.)
Составители: Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М.
Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа
В пособии даны рекомендации по проведению уроков по Правилам дорожного движения курса «Основы безопасной жизнедеятельности». Особое внимание уделено формированию навыков наиболее безопасного поведения детей в различных дорожных ситуациях, истории развития автомототранспорта и правил дорожного движения, поведению детей в дорожно-транспортных происшествиях; основам оказания доврачебной помощи; ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Предназначено преподавателям средних общеобразовательных учреждений.
Введение.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты.
В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
При этом основное содержание курса желательно не изменять. А учебный материал распределять равномерно в течении учебного года (раз в месяц). Некоторые уроки рекомендуется проводить в конце четверти в виде урока-инструктажа о поведении детей на улицах и дорогах в период каникул.
Занятия организуются не реже одного раза в месяц. Продолжительность их 45 минут. Но короткие беседы необходимо проводить чаще, например, в начале учебного года или перед уходом детей на каникулы. В 1-3 классах ведет занятия классный руководитель в соответствии с планом внеклассной работы, утвержденным директором школы.
Для подготовки к занятиям и проведения отдельных бесед, экскурсий, мероприятий учитель может привлекать работников милиции, общественных инспекторов безопасности дорожного движения, внештатных сотрудников милиции, водителей транспорта.
Занятия в 1-3 классах проводят в тех же классных комнатах, где учатся дети, используя наглядные пособия и игры из уголка (кабинета) по правилам движения. Занятия с учащимися 5-8 классов целесообразно проводить в помещении, где оборудован уголок (кабинет) по правилам движения.
Изучение правил дорожного движения в 1-3 классах проводится в форме рассказа, объяснения учителя с использованием рабочей тетради по ПДД.
Занятия с учащимися рекомендуется проводить в специально оборудованном классе (кабинете), на специальной площадке (во дворе школы или физкультурном зале) с использованием наглядных учебных пособий, дорожной разметки (проезжей части, пешеходных переходов и перекрестков), временно или постоянно установленных средств регулирования (дорожные знаки, светофоры) и транспортных средств для детей и подростков (велосипеды, мопеды, микроавтомобили).
Для учета занятий и степени усвоения материала в классном журнале отводится специальная страница. Учитель отмечает даты проведения занятий, экскурсий, игр, соревнований. Он ведет учет посещаемости, оценивает усвоение учебного материала, выполнение заданий, количество и темы проведенных бесед (с младшими школьниками, в детском саду) и т.п.
Контроль за планированием, организацией и проведением занятий осуществляет администрация школы и органы народного образования. Могут привлекать для этой цели работников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других общественных организаций.
На каждом занятии после рассмотрения нового материала, необходимо с помощью контрольных вопросов, заданий и дорожных задач проводить проверку усвоения учащимися Правил. Желательно на каждом уроке проводить разбор ДТП, совершенных в городе (районе) за месяц, пользуясь сводками ГИБДД, материалами газет, радио и телевидения.
В данном пособии используются следующие сокращения:
ПДД – правила дорожного движения,
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения,
ДТП – дорожно-транспортное происшествие,
ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм,
МНО – Министерство народного образования,
ЮИД – юные инспекторы движения.
Содержание.
Введение.
Класс.
Урок 1. Это должны знать все.
Урок 2. Улица полна неожиданностей.
Урок 3-4. Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу.
Урок 5. Наши верные друзья.
Урок 6. Мы знакомимся с дорожными знаками.
Урок 7. Мы пассажиры.
Урок 8. Мы учимся соблюдать правила дорожного движения.
Урок 9. Экскурсия по городу (поселку).
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
Класс.
Урок 1. Правила поведения на улицах и дорогах.
Урок 2. Где на улице опасно.
Урок 3. Дорожные знаки.
Урок 4. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Урок 5. Сигналы регулирования дорожного движения.
Урок 6-7. Будьте внимательными и осторожными.
Урок 8. Экскурсия по городу (району).
Урок 9. Игры и соревнования по ПДД.
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
Класс.
Урок 1. Соблюдай правила дорожного движения.
Урок 2. Движение по тротуарам и обочине.
Урок 3. Перекрестки и их виды.
Урок 4. Движение пешеходов по загородным дорогам.
Урок 5. Дорожная разметка и дорожные знаки.
Урок 6. Сигналы регулирования дорожного движения.
Урок 7. Сигналы транспортных средств.
Урок 8. Переход улиц и дорог, правила поведения на улице.
Урок 9. Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта.
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
Класс.
Урок 5. Наши верные друзья.
Цель урока: Объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов светофора и регулировщика.
Научить детей переходить улицу на зеленый сигнал светофора.
Учебно-методические пособия: Светофор (детский), жезл регулировщика, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов по ПДД, рабочая тетрадь по ПДД- стр. 12-13.
Рекомендации к проведению занятия.
Преподаватель объясняет значение каждого сигнала светофора для водителя и пешехода, демонстрируя трехсекционный светофор с включенными сигналами.
К светофорному регулированию прибегают на перекрестке, к которому за один час с разных направлений подходит более 600 транспортных средств.
По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные. Дорожные светофоры служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов.
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
- зеленый сигнал – разрешает движение;
- зеленый мигающий сигнал – разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;
- желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
- красный сигнал, в том числе мигающий запрещает движение;
- сочетание красного и желтого сигналов светофора запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
На некоторых перекрестках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к тротуарным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Точно так же, как сигналы светофора отменяют знаки приоритета на перекрестке, сигналы регулировщика могут отменить и сигналы светофоров. Регулировщик главнее всех на перекрестке. У него имеется бело-черный жезл, и он является сотрудником Госинспекции безопасности дорожного движения.
Долее, преподаватель переходит на объяснения сигналов регулировщика.
Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
- руки вытянуты в стороны или опущены: пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
- правая рука вытянута вперед: пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик может подавать сигналами рук и другие сигналы, понятные пешеходам и водителям.
Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. Регулировщик поднимает руку, и автомобили, находящиеся перед ним, останавливается -(этот жест соответствует желтому сигналу светофора). Во время этого жеста, пешеходам нельзя переходить улицу. Регулировщик поворачивается к ним и автомобилям боком, вытягивает руку и опускает ее (этот жест соответствует зеленому сигналу светофора). Автомобили движутся через перекресток. Переходят улицу и пешеходы. Но вот регулировщик поворачивается к ним спиной или грудью (соответствует красному сигналу светофора) пешеходы и транспортные средства останавливаются. Автомобили, стоящие на поперечной улице, трогаются и проезжают перед ним и сзади него. Через поперечную улицу проходят и пешеходы. Учащиеся после объяснения выполняют упражнения на стр. 12 рабочей тетради и отвечают на вопросы стр. 13.
В заключении занятия просматривается видеофильм по ДДТТ.
Урок 7. Мы пассажиры.
Цель урока: познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом, показать, как нужно обходить общественный транспорт.
Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД – стр. 17-19,
видеофильм по ПДД.
Рекомендации к проведению занятия:
Преподаватель начинает урок с рассказа об обязанностях пассажиров, и что им запрещается.
Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;
- проводить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя от управление транспортным средством во время его движения;
- открывать двери транспортного средства во время его движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или грузе выше бортов.
Далее, надо заострить внимание детей на том, что общественный транспорт надо ожидать на тротуаре или посадочных посадках. Посадка в общественный транспорт производится только при полной его остановке и вперед надо пропускать лиц пожилого возраста и людей с маленькими детьми. Входить в салон автобусов, троллейбусов, трамваев надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю. Войдя в салон надо пройти вперед. Запрещается проезжать в общественном транспорте в грязной одежде и с не положенным по габаритам грузом. При выходе из трамвая надо посмотреть направо, и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать двери, чтобы не задеть пешеходов.
Преподаватель должен объяснить, как надо вести себя в общественном транспорте, кому уступать место и кто должен сидеть в транспорте на передних местах.
Посмотрев видеофильм по ДДТТ, преподаватель ставит задачу учащимся ответить на вопросы рабочей тетради по ПДД – стр. 17-19, и проверяет правильность выполнения упражнения.
Класс.
Урок 1. Правила поведения на улице и дороге.
Цель урока: Повторение Правил дорожного движения, изученных в 1-ом классе.
Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД- стр. 3, видеофильм по ДДТТ, макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.
Рекомендации к проведению занятия.
Преподаватель на конкретных примерах (по сводкам и информации ГИБДД) рассказывает, какие ДТП произошли за летние каникулы вашей школы, района, города. Конкретно останавливается на причинах, которые способствовали данным ДТП. Пусть также учащиеся сами расскажут о различных ДТП, свидетелями которых они были.
В ходе урока необходимо вспомнить основные правила дорожного движения, которые вы изучили в 1-ом классе, после чего можно задать несколько вопросов, таких как:
- где и как надо переходить проезжую часть?
- какие основные дорожные знаки помогают пешеходу?
- как следует обходить общественный транспорт?
- как нужно себя вести в транспорте?
Посмотреть видеосюжеты по ДДТТ.
И закончить занятие надо вопросами рабочей тетради – стр. 31, проверив каждого ученика, как правильно он выполнил задание. Обязательно подчеркнуть, что с теми учащимися, которые знают и строго придерживаются ПДД, как правило, несчастных случаев на дороге не бывает.
Урок 3. Дорожные знаки.
Цель урока: закрепить знания дорожных знаков, необходимых для детей.
Учебно-методические пособия: набор дорожных знаков, Правила дорожного движения, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 6-10.
Рекомендации к проведению занятий.
После небольшой вступительной части о том, для чего служат дорожные знаки, и показа наиболее необходимых из них для детей, необходимо поставить учащимся задачу по выполнению упражнений в рабочей тетради на стр. 6-10.
В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения упражнений и задает контрольные вопросы по знанию дорожных знаков. Показывая дорожные знаки, спрашивает учащихся, где они выставляются, и что обозначает тот или иной знак. Необходимо спросить о таких знаках, как:
- 6.2 – «Больница»
- 6.6 – «Телефон»
- 6.12 – «Пост ДПС»
- 6.9 – «Гостиница»
- 6.3 – «Автозаправочная станция»
- 4.6 «Пешеходная дорожка»
- 4.5 «Велосипедная дорожка»
- 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
- 3.9 «Движение на велосипедах запрещено»
- 3.2 «Движение запрещено»
- 1.20 «Пешеходный переход»
- 1.21 «Дети»
- 5.17.1 «Подземный пешеходный переход»
- 5.17.3 «Надземный пешеходный переход»
- 5.16.1 «Пешеходный переход»
-
Класс.
ПРОГРАММА ПО ПДД
«УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В 1-9 КЛАССАХ»
(Пособие для учителей.)
Составители: Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М.
Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа