Коммерческие операции по приёму груза к перевозке и выдаче груза грузополучателю
3.1 Приём груза к перевозке
Прием груза, контейнера осуществляется на ст. Хабаровск II на грузовом дворе Хабаровской дистанции (площадки тупиков 5, 7а, 15, склад Ангарного типа, склад СВХ).
Прием груза, контейнера к перевозке производится приемосдатчиком дистанции в день, указанный в оригинале накладной, предъявленной приемосдатчику дистанции отправителем, в графе «Погрузка назначена на ___» или в согласованной ОАО «РЖД» заявке на перевозку грузов формы ГУ-12. При предъявлении груза, контейнера к перевозке ранее указанной даты приемосдатчик дистанции:
- Для контейнерной отправки проводит операцию завоза в программе АСУ КП и оформляет акт общей формы ГУ-43 о приеме контейнера на хранение.
- Для повагонной отправки (тяжеловесной) оформляет акт о приеме передачи товарно-материальных ценностей на хранение формы МХ-1.
При приеме груза, контейнера к перевозке приемосдатчиком дистанции выполняются действия:
для повагонных отправок:
На основании завизированной накладной осуществляется погрузка и крепление груза в вагон.
При приеме груза к перевозке повагонными, приемосдатчик при наружном осмотре проверяет:
- номер вагона и цифровой код железнодорожной приписки, указанные на борту кузова вагона и в транспортной железнодорожной накладной;
- грузоподъемность, указанную на борту кузова вагона и в транспортной железнодорожной накладной;
- соответствие между массой нетто груза и грузоподъемностью, указанными в транспортной железнодорожной накладной. Грузоподъемность должна быть больше или равна массе нетто груза;
- при перевозках негабаритных грузов - пятизначный индекс негабаритности, указанный в транспортной железнодорожной накладной и на чертеже, а также наличие контрольных полос и надписи на грузе о его негабаритности и запрещении роспуска с горок;
- при перевозках отправок на сцепах - отметку в накладной о сцепе и наличии надписи на бортах платформ (полувагонов) "сцеп не разъединять", а также укрепление рукояток автосцепов проволокой для исключения случайного расцепления вагонов;
- объем кузова для крытого вагона, указанный в транспортной железнодорожной накладной и на борту кузова вагона (если эти данные в транспортной железнодорожной накладной указаны);
- при перевозке грузов на открытом железнодорожном подвижном составе - количество мест и упаковку, указанные в транспортной железнодорожной накладной и размещенные на вагоне - (по мере возможности);
- массу тары вагона с бруса, указанную в транспортной железнодорожной накладной и на борту кузова вагона;
- отметки о размещении и креплении в груза в графе 1 оборотной стороны листа 1 транспортной железнодорожной накладной (в графе "наименование груза" бланк СМГС) на соответствие ТУ.
- соответствие подготовки вагонов требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов, грузов в сопровождении проводников, грузоотправителей, грузополучателей, автотракторной техники и нефтепродуктов;
- наличие и сведения о ЗПУ (необходимость установки, количество, тип и семизначный контрольный знак на каждом ЗПУ), указанные в транспортной железнодорожной накладной и установленные на вагонах.
Приемосдатчиком для завершения приема перевозки оформляется вагонный лист вручную, либо распечатывает его из системы ЭТРАН (при наличии договора об электронном обмене данными). В вагонном листе указываются сведения из транспортной железнодорожной накладной и Памяток приемосдатчика (Книг уведомления об окончании грузовых операций). Вагонные листы оформляются в соответствии с Инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности:
На повагонную отправку формы ГУ-38а (ГУ-38а ВЦ) вагонный лист оформляется:
в одном экземпляре на каждый вагон - при перевозках во внутригосударственном и международном сообщениях;
в 2-х экземплярах - при приеме грузов с перегрузом с одной колеи на другую (один остается в делах станции, на которой произведен перегруз);
в 3-х экземплярах - при приеме импортных грузов с перевалкой (один остается в делах станции, второй прикладывается к форме ГУ-3 (ГУ-3 ВЦ), третий - к перевозочным документам);
при перевозке грузов на сцепах - один вагонный лист на каждый сцеп с грузом. В заголовке вагонного листа указываются номера сцепленных вагонов с отметкой "Сцеп".
При размещении крепления грузов в соответствии с ТУ в нижней части вагонного листа проставляется отметка "Груз погружен и укреплен правильно" и подпись приемосдатчика, проводившего проверку.
На грузы, перевозимые воинскими транспортными средствами в сопровождении охраны грузоотправителя, вагонные листы не составляются, если погрузка и выгрузка производятся на подъездных путях грузоотправителя и грузополучателя.
На станциях выгрузки при необходимости могут выписываться вагонные листы с указанием в них только номеров вагонов и условного наименования грузополучателя.
При перевозке грузов в международном сообщении в третьи страны в графе "Станция назначения" проставляется экспортный код пограничной передаточной станции, содержащий шифр страны назначения груза.
На групповую отправку формы ГУ-386 вагонные листы оформляются в одном экземпляре на группу вагонов, оформленную одной транспортной железнодорожной накладной.
На основании сведений вагонного листа в книге "Прием груза к отправлению" делается запись о принятой отправке, после чего транспортная железнодорожная накладная (комплект перевозочных документов), вагонный лист, памятка приемосдатчика передается в ЛАФТО для окончательного оформления.
Для контейнерных отправок:
При приеме контейнеров приемосдатчик дистанции на основании транспортной накладной предоставленной грузоотправителем при наружном осмотре проверяет:
номер и код владельца контейнера, указанные в транспортной железнодорожной накладной и на борту контейнера;
массу контейнера брутто, указанную в транспортной железнодорожной накладной и на его борту. При этом сумма массы тары контейнера и массы нетто груза, указанных в транспортной железнодорожной накладной, не должна превышать массу контейнера брутто;
массу тары контейнера указанную в транспортной железнодорожной накладной и на его борту;
наличие и сведения о ЗПУ, указанных в транспортной железнодорожной накладной и установленных на контейнере. Место установки ЗПУ: у крупнотоннажных контейнеров - на рукоятке двери, расположенной слева по правой створке двери, закрывающейся последней; у среднетоннажных контейнеров - на рукоятке правой створки двери, закрывающейся последней;
для специализированных контейнеров, когда ТУ размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах не предусмотрен способ размещения и крепления специализированных контейнеров данного типа и массы брутто, в транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-29к в графе 3 (графа 93 лист 5 бланк СМГС) - наличие отметки в транспортной железнодорожной накладной "Контейнер размещен и укреплен согласно утвержденному чертежу "_________от___________";
наличие отметки о технической пригодности контейнера в приемо-сдаточном акте формы КЭУ-16 ВЦ;
дату завоза на соответствие указанной дате в транспортной железнодорожной накладной.
подготовку контейнеров для перевозки опасных грузов и оформление транспортной железнодорожной накладной в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
После сверки сведений транспортной железнодорожной накладной при наружном осмотре приемосдатчик проверяет правильность оформления и заполняет графы транспортной железнодорожной накладной.
При перевозке грузов в международном сообщении в транспортной железнодорожной накладной должны быть проставлены: регистрационный номер таможенной декларации, штампы таможенного органа "Погрузка разрешена" и "Выпуск разрешен". Таможенные штампы и регистрационный номер таможенной декларации должны быть заверены подписью и личной номерной печатью (ЛНП) уполномоченного должностного лица таможенного органа, их проставившего. Регистрационный номер таможенной декларации указывается в правом верхнем углу лицевой стороны транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-29к
После проведения операций по приему накладные передаются грузоотправителем в ЛАФТО, либо в товарную контору АКП (в зависимости от наличия договорных отношений между грузоотправителем и представителем перевозчика) для окончательного оформления накладной. Оформленные накладные передаются приемосдатчику дистанции для осуществления погрузки на вагон, формируемые в системе ЭТРАН агентом ЛАФТО или товарным кассиром ПАО «Трансконтейнер» (факт передачи фиксируется в книге формы ГУ-48кВЦ).
После погрузки контейнера на вагон приемосдатчиком в АРМ ОУ КП-2 производится оформлением вагонного листа формы ГУ-38в (ГУ-38в ВЦ) с учетом плана формирования контейнеров, действующего на станции, вагонные листы оформляются в трех экземплярах. Один экземпляр прилагается к перевозочным документам, другой - к ведомости формы ГУ-3 (ГУ-3 ВЦ), третий остается в делах дистанции.
В графе "Масса груза в тоннах" указывается масса тары контейнеров при перевозке порожних контейнеров по перевозочным документам.
В нижней части вагонного листа в отметке "Контейнеры погружены и укреплены правильно" приемосдатчик указывает свою фамилию, должность и подпись.
Прием к перевозке оформляется приемосдатчиком дистанции в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте[1]:
для контейнеров – приемосдаточным актом формы КЭУ‑16 ВЦ, раздел 3;
для грузов, в том числе для загрузки в контейнер - приемосдаточным актом формы КЭУ-4 (КЭУ‑4 ВЦ).
Сведения о приеме груза к перевозке заполняются приемосдатчиком в книге формы ГУ-34 (или ГУ-34 ВЦ) в соответствии с пунктом 3.9 (или пунктом 3.10) Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД»[2]. Сведения о приеме контейнера к перевозке заполняются приемосдатчиком в книге формы ГУ-34к (или ГУ‑34к ВЦ) в соответствии с пунктом 3.28 (или пунктом 3.29) Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД».
3.2 Выдача грузов
Выдача груза, контейнера получателю в местах общего пользования, находящийся в ведении дистанции производственный участк станции Хабаровск II: 5 тупик, 7а тупик, 15 тупик, ангарный склад, склад СВХ.
Прибывшие на станцию назначения перевозочные документы на отправки для выгрузки в местах общего пользования станции вместе с вагонным листом передаются из СТЦ приемосдатчиком станции дежурному по механизированной дистанции с фиксацией по книге формы ГУ-48[3], с последующей передачей приемосдатчику дистанции на участки.
В момент подачи вагонов приемосдатчик или дежурный по дистанции проверяет внешним осмотром: исправность вагонов; для вагонов, опломбированных ЗПУ – исправность ЗПУ; для контейнеров – исправность контейнера. Выявленные неисправности оформляются приемосдатчиком актом общей формы в ЕАСАПР М.
На поданные вагоны приемосдатчиком дистанции оформляется памятка приемосдатчика формы ГУ-45.
Оформление выгрузки контейнеров из вагона на контейнерной площадке дистанции производится приемосдатчиками 5 тупика в АРМ ОУ КП в соответствии с разделом 6.2. Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД» и разделом 4.2 Типового технологического процесса работы контейнерной площадки ОАО «РЖД».
Оформление выгрузки повагонных отправок из вагона на грузовом фронте дистанции производится дежурным по дистанции в АРМ ТК в соответствии с разделом 6.3. Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД».
После завершения оформления выгрузки контейнера, груза из вагона накладные на отправки из выгруженного вагона вместе с вагонным листом передаются в ЛАФТО или в товарную кассу ПАО «Трансконтейнер» для:
- информирования получателя о прибытии груза, контейнера;
- оформления раскредитования накладной;
- оформления пропуска формы ГУ-43[4], приемосдаточный акт формы КЭУ-4 (КЭУ-4 ВЦ) или КЭУ-16 ВЦ в случае контейнерной отправки.
Выдача груза, контейнера получателю приемосдатчиком дистанции производится в следующем порядке.
По прибытию получателя груза, контейнера приемосдатчик проверяет в предъявленном получателем оригинале раскредитованной накладной наличие подписи агента ЛАФТО (товарного кассира ПАО «ТрансКонтейнера») в графе «Платежи взысканы на станции назначения», календарный штемпель в графе о прибытии груза (контейнера), а также соблюдение сроков бесплатного хранения, установленного статьей 38 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
При отрицательном результате проверки приемосдатчик направляет получателя в ЛАФТО (в кассу ПАО «ТрансКонтейнер») для правильного оформления оригинала раскредитованной накладной или для оформления оплаты сбора за хранение грузов на железнодорожной станции назначения сверх срока бесплатного хранения в отдел ТЭО.
При положительном результате проверки приемосдатчик оформляет в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте:
при выдаче контейнера - сведения о выдаче контейнера в разделе 1 приемосдаточного акта формы КЭУ-16 ВЦ;
при выдаче груза из контейнера - сведения о выдаче груза из контейнера в разделе 2 приемосдаточного акта формы КЭУ-16 ВЦ;
при выдаче груза – приемосдаточный акт формы КЭУ-4 (КЭУ-4 ВЦ).
Один экземпляр приемосдаточного акта приемосдатчик передает в отдел ТЭО либо в кассу ПАО «ТрансКонтейнер» (для контейнеров раскредетованных в кассе ПАО «ТрансКонтейнер»), остальные экземпляры приемосдаточного акта выдаются получателю, в том числе для оформления возврата порожнего контейнера при необходимости на грузовой двор.
Сведения о выдаче (вывозе) груза заполняются приемосдатчиком в книге формы ГУ-44 ВЦ Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД». Сведения о выдаче (вывозе) контейнера заполняются приемосдатчиком в книге формы ГУ-44к (или ГУ‑44к ВЦ) Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД».
Выдача грузов, контейнеров с оформленными коммерческими актами производится в порядке, установленными правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Оформление коммерческих актов производится в актов столе дистанции.