Определение необходимой плотности грунта тела насыпи
На земляное полотно железных дорог действуют динамические и статические нагрузки от подвижного состава, верхнего строения пути, собственного веса грунта полотна и целый комплекс различных природных факторов. Для того чтобы под влиянием этих нагрузок в земляном полотне не появлялись остаточные деформации, при его возведении проводят работы по уплотнению грунта. Уплотнение приводит к увеличению плотности сложения грунта, уменьшению его деформативности и увеличению несущей способности.
Определение необходимой плотности грунта насыпи производится по методу стандартного уплотнения, а при индивидуальном проектировании железнодорожных насыпей необходимая плотность сложения грунтов определяется в зависимости от напряжений, которые возникают в теле насыпи.
Суть расчетов состоит в определении такой плотности сложения грунта, при которой в насыпи будут возникать только упругие деформации.
Для определения необходимой плотности грунта тела насыпи выполняются следующие действия:
1. Составляется расчетная схема для однопутного участка (рис. 1.1) или двухпутного участка (рис. 1.2).
Рис. 1.1. Расчетная схема к определению плотности грунта насыпи однопутного участка
Рис. 1.2. Расчетная схема к определению плотности грунта насыпи двухпутного участка
2. Определяются нагрузки, формирующие напряжения в насыпи.
Временная нагрузка от подвижного состава на основную площадку земляного полотна принимается в виде полосовой нагрузки с интенсивностью, равной допускаемой величине напряжения [ ] для основной площадки земляного полотна. Значения приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Величина
Вид подвижного состава | Значения [ ], кПа, при грузонапряженности, млн. т км брутто на км в год | |||
Более 50 | 50….25 | 24…10 | Менее10 | |
Локомотивы | ||||
Вагоны |
Постоянная нагрузка принимается в виде полосовой нагрузки с интенсивностью, равной среднему давлению от веса верхнего строения пути на основную площадку земляного полотна , которая определяется по таблице 1.2 в зависимости от типа верхнего строения пути.
Значения ширины нагрузки от верхнего строения пути однопутного и двухпутного участка определяются по таблице 1.2.
3. Насыпь по высоте разбивается на слои, определяются и нумеруются расчетные точки. Расчетные точки определяются по оси пути однопутной насыпи или по оси одного из путей двухпутной насыпи на уровнях основной площадки, основания насыпи и через 4…6 м между этими точками.
4. Для каждой точки определяется необходимая плотность грунта в следующей последовательности:
Таблица 1.2
Параметры погонных нагрузок на основную площадку земляного полотна
Наименование параметров погонных нагрузок | Значения параметров при типах верхнего строения | ||||||
тяжелом | среднем | легком | |||||
шпалы | |||||||
Деревянные | Железо- бетонные | Деревянные | Железо- бетонные | Деревянные | Железо- бетонные | ||
1.Толщина балластного слоя, , м | 0,70 | 0,75 | 0,65 | 0,70 | 0,60 | 0,65 | |
2.Интенсивность нагрузки верхнего строения, , кПа | 16,0 | 17,0 | 15,0 | 16,0 | 15,0 | 16,0 | |
3.Ширина нагрузки балластного слоя прямоугольной формы на участках: однопутном, , м двухпутном, , м | 4,81 8,97 | 4,87 9,01 | 4,53 8,68 | 4,60 8,75 | 4,25 8,39 | 4,33 8,45 | |
4.1. Задаются начальным значением удельного веса грунта
= +(0,1…0,3); (1.1)
4.2. На основании принципа независимости действия сил в каждой расчетной точке определяются следующие напряжения:
4.2.1. Вертикальные напряжения от поездной нагрузки . При однопутном земляном полотне (рис. 1.3) определяются по формуле
= , (1.2)
где - коэффициент рассеяния напряжений, равный
=f( ); =0. (1.3)
Рис. 1.3. Расчетная схема к определению напряжений от поездной нагрузки для однопутного участка
При двухпутном земляном полотне напряжения от поездной нагрузки (рис. 1.4 и 1.5) составят
= , (1.4)
где напряжения от поездной нагрузки первого пути
, (1.5)
где =f( ); =0; (1.6.)
напряжения от поездной нагрузки второго пути, определяемые по формуле
, (1.7)
где =f( ); = = 4,1 м. (1.8)
Табличные значения коэффициента рассеяния напряжений в долях напряжений от прямоугольной полосовой нагрузки приведены в приложении 3.
Рис. 1.4. Расчетная схема к определению напряжений от поездной нагрузки для двухпутного участка
Рис. 1.5. Расчетная схема к определению напряжений от поездной нагрузки для двухпутного участка
4.2.2. Вертикальные напряжения от веса верхнего строения пути .
При однопутном земляном полотне (рис. 1.6) определяются по формуле
= , (1.9)
где =f( ; ); =0. (1.10)
Рис. 1.6. Расчетная схема к определению напряжений от веса верхнего строения пути для однопутного участка
При двухпутном земляном полотне (рис. 1.7) будут равны
(1.11)
где ; = /2=2,05 м. (1.12)
Рис. 1.7. Расчетная схема к определению напряжений от веса верхнего строения пути для двухпутного участка
Табличные значения в долях напряжений от прямоугольной полосовой нагрузки приведены в приложении 3.
4.2.3. Напряжения от собственного веса грунта земляного полотна будут равны
, (1.13)
где толщина слоя, м.
4.2.4. Напряжения от постоянных нагрузок определяются по формуле
; (1.14)
4.2.5. Полные напряжения составят
; (1.15)
4.3. На основе данных, приведенных в приложении 5, строится компрессионная кривая грунта тела насыпи (рис. 1.8). По компрессионной кривой определяются значения коэффициента пористости: .
Рис. 1.8. Компрессионная кривая грунта тела насыпи е = f( )
4.4. Вычисляются следующие параметры:
Δ ; (1.16)
Δ ; (1.17)
, (1.18)
где ке - коэффициент учета влияния многократности, продолжительности и способа приложения нагрузки;
ке =1,1….1,6 (меньшее значение - для супесей, большее – для тяжелых суглинков);
кн - коэффициент, учитывающий изменения ке по глубине;
кн = 1,0 (для точки 0), кн = 0,85 (для точки 1), кн = 0,75 (для остальных точек).
4.5. Вычисляется плотность сухого грунта
, (1.19)
где - плотность частиц грунта, т/м3.
4.6. Вычисляется удельный вес грунта
, (1.20)
где - влажность грунта, %;
- ускорение силы тяжести, м/с .
4.7. Сравниваются и .
Если разность этих значений по абсолютной величине не превышает 0,05 кН/м , то есть | ׀≤ 0,05 кН/м , то дальнейший расчет выполняется в последовательности, изложенной с пункта 4.1. Если ׀ ׀>0,05 кН/м , то выполняется перерасчет, приняв за исходные величины .
Для удобства вычислений и контроля результатов расчеты целесообразно вести в табличной форме (таблица 1.3 и 1.4).
5. По итогам расчетов вычерчиваются эпюры напряжений по высоте насыпи (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Эпюры напряжений по высоте насыпи
6. Определяются средние значения расчетных величин по формулам:
∑ ; (1.21)
∑ ; (1.22)
∑ . (1.23)