Международные правила перевозок
Подмеждународной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.
Характерной особенностью правового регулирования международных перевозок является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.
Таким образом, особенности международных перевозок требуют их специального нормативного регулирования. В настоящее время сложилась система законодательной базымеждународных перевозок, включающая международные нормативные источники, а также внутреннее (национальное) законодательство. Основными среди указанных источников являются международные нормативные акты.
Внутренние (национальные) источники права применяются только в тех случаях, когда отдельные вопросы международных перевозок не находят регулирования в международных нормативных актах. Что касается международных нормативных транспортных источников, то их они представлены двумя группами. К первой группе международных правовых транспортных источников относятся международные источники, регламентирующие перевозки всеми или несколькими видами транспорта. Вторую, более многочисленную группу, составляют международные правовые акты, регламентирующие осуществление перевозок отдельными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, морским, воздушным, речным).
Следует иметь в виду, что международные акты, регулируя перевозки, затрагивают области отношений, смежные с международными транспортными правоотношениями. В частности, они регламентируют отношения между государствами, касающиеся их прав и обязанностей в связи с использованием международных транспортных путей. Здесь важное значение имеет установление разрешительной системы передвижения по территории иностранного государства, закрепление единообразного порядка пересечения государственных границ, действий таможенных, пограничных и санитарных служб.
Международные акты регулируют также деятельность государств в различных международных транспортных организациях. Данная сфера международного публичного права регламентируется международными договорами.
При международных перевозках требуют регулирования административно-технические вопросы организации и осуществления перевозочных процессов. Речь идет, например, о строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры, ее обслуживании, организации режима работы и решении других вопросов. Важным моментом является организация движения по транспортным артериям, в том числе осуществление контроля и т.п. Здесь речь идет о складывающихся отношениях транспортно-технического характера. Они регулируются как международными договорами, так и нормами внутреннего административного права.
Что касается основных правоотношений, которые складываются в связи с непосредственной организацией и осуществлением перевозки пассажиров, грузов, багажа, то это отношения международного частного права. Нормативными источниками, регулирующими эти отношения, являются международные договоры, а также нормы внутреннего гражданского и транспортного права.
Характеризуя международные источники транспортного права, следует обратить внимание на то, что они могут быть классифицированы в зависимости от видов. В соответствии с данным критерием выделяют международные конвенции и протоколы к ним, межгосударственные соглашения, межправительственные соглашения, соглашения органов исполнительной власти государств в области транспорта (министерств транспорта, министерств путей сообщения и др.), соглашения между транспортными структурами государств.
Безусловно, нормы международных транспортных конвенций подлежат обязательному исполнению транспортными организациями государств, заключивших соответствующие конвенции. Такой вывод базируется на положениях п. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому «обще-признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Наибольшую сложность представляет определение юридической силы актов международных межгосударственных транспортных организаций. Большинство юристов склонно рассматривать акты таких транспортных организаций не в качестве норм международного права, а как акты рекомендательного характера.
Что касается актов международных неправительственных транспортных организаций, то наиболее близки к истине мнения, согласно которым закрепленные в этих актах правила применяются только при наличии на них ссылки в транспортных документах.
Таким образом, правовое пространство международных перевозок определяется межгосударственными конвенциями, соглашениями, национальными законодательствами стран-участниц внешнеэкономической деятельности. Россия как участник мировой торговли приняла обязательство по выполнению ряда международных правил, унифицировавших и упростивших перевозку внешнеторговых грузов. Практически каждого участника ВЭД в России затрагивают следующие международные правила и условия перевозки. Рассмотрим основные международные нормы, регулирующие международные перевозки.
Конвенция о договоре по международной перевозке грузов (КДПГ)
Конвенция о договоре по международной перевозке грузов (КДПГ) (Convention on the Contract for the International carriage of goods by road) унифицирует условия, регулирующие договоры о международной дорожной перевозке грузов и ответственности перевозчиков. Конвенция применяется к любому договору дорожной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда место принятия груза и место, предназначенное для сдачи груза, указанные в договоре, находятся в двух разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и национальности сторон договора ( п. 1 статьи 1).
При применении настоящей Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов, своих служащих и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты, служащие или другие лица действуют в рамках, возложенных на них обязанностей (глава II, статья 3 данной конвенции).
Договор перевозки подтверждается составлением накладной (сокр. CMR). Накладная должна содержать следующие данные (статья 6):
a) дата и место составления;
b) наименование и адрес отправителя;
c) наименование и адрес перевозчика;
d) место и дата принятия груза и место, предназначенное для доставки;
e) наименование и адрес получателя;
f) принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
g ) число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;
h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
i) платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
к) указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям настоящей Конвенции.
В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие данные:
a) указание, что перегрузка не разрешается;
b) платежи, которые отправитель обязан оплатить;
c) сумма платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
d) объявленная стоимость груза и сумма, представляющая специальный интерес в доставке;
e) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
f) согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
g ) перечень документов, переданных перевозчику.
Кроме того, стороны договора перевозки имеют право внести в накладную любые другие согласованные между собой необходимые данные.
К накладной прикладываются инвойс, упаковочный лист и другие документы в зависимости от условий контракта, поставки (страховой полис, сертификат происхождения и т.д.).