Размеров и расчет основных деталей
Для коробок передач с двумя степенями свободы наибольшее распространение получил механический привод к исполнительному механизму переключения передач. Механический привод может быть непосредственным или дистанционным. В первом случае рычаг переключения передач воздействует на головки и штоки вилок переключения непосредственно. При дистанционном приводе это воздействие осуществляется с помощью дополнительных звеньев. Непосредственный привод применяется при достаточно близком расположении коробки передач и рабочего места водителя, в противном случае — дистанционный привод. Управление с механическим дистанционным приводом иногда заменяется полуавтоматическим командным управлением с использованием пневматических и иных устройств или автоматическим.
Перемещения зубчатых муфт или передвижного зубчатого колеса при переключениях передач производятся с помощью вилок. Последние имеют поступательное перемещение или качательное. Вилки с поступательным перемещением располагаются на штоках (ползунах), устанавливаемых в крышке коробки. Вилки с качательным движением имеют оси качания, закрепленные на стенках картера коробки; привод к ним осуществляется продольными штангами.
В соответствии со специальными требованиями к ступенчатым коробкам передач механических трансмиссий механизм переключения имеет устройства для фиксации нейтральных положений и включенной передачи (фиксаторы) и предотвращения одновременного перемещения двух вилок (замок), а также предохранитель, затрудняющий перевод рычага переключения в положение, при котором может быть включен задний ход, а иногда и первая передача.
Удобство управления при механическом приводе обеспечивается: рациональным расположением рычага переключения; ограничением расчетного усилия на рукоятке рычага, хода рычага, числа избираемых его положений (числа штоков); установкой синхронизаторов. В коробке передач с двумя степенями свободы необходимое количество штоков (вилок) определяется числом передач, включая передачу заднего хода. Для 4- и 5- ступенчатых коробок передач необходимо иметь три штока (три вилки), для б- и 7- ступенчатой коробок — четыре. Уже при наличии четырех штоков управление усложняется.
Для многоступенчатых коробок передач с тремя степенями свободы применяется смешанная система управления. Базовая коробка имеет управление с механическим приводом, а дополнительный редуктор — обычно преселекторнос, в котором используются пневматический или электропневматический привод. На рис. 3.18 показана принципиальная схема управления переключением делителя многоступенчатой коробки передач. В данном случае используется пневматический привод. Выбор ступени делителя производится с помощью переключателя 1, установленного на рычаге переключения передач базовой коробки. Для того чтобы после установки переключателя 1 в положение требуемой ступени делителя произошло выключение предшествующей ступени и включение требуемой, необходимо выключить сцепление.
Зубчатые муфты коробок передач выполняют с прямыми зубьями, имеющими наиболее технологичный эвольвентный профиль. Обычно модуль т (мм) составляет: для муфт коробок передач легковых автомобилей — 2,0...2,5; грузовых автомобилей — 2,5...5,0.
Делительный диаметр зубчатого венца муфты и параметры зубьев выбираются конструктивно с учетом стандартов, действующих на предприятиях. Необходимая длина зубьев муфты определяется расчетом исходя из допускаемых напряжений смятия боковых поверхностей зубьев. Для уменьшения хода вилок переключения и осевого размера коробки передач стремятся уменьшать длину зубьев муфты за счет увеличения ее диаметра.
Кроме обеспечения достаточной прочности и компактности зубчатых муфт необходимо предупреждать самовыключение их под нагрузкой, что является одним из специальных требований к коробке передач. Самовыключение связано с особенностями работы зубчатого соединения муфты и появлением осевой выталкивающей силы. Оно может явиться также следствием ряда дефектов, например, неполного (не на всю длину зуба) включения муфты из-за неточности во взаимном положении соединяемых элементов; неисправности фиксаторов положений вилок; неодинакового износа зубьев муфты по длине. Отсутствие погрешностей в исходном положении соединяемых элементов обеспечивается при проектировании разработкой соответствующей допусковой схемы и фиксацией положения крышки коробки относительно картера.
Вероятность самовыключения уменьшается за счет некоторых конструктивных мероприятий, суть которых состоит в создании замка в муфтовом соединении, препятствующего осевому перемещению передвижной муфты под нагрузкой: придание зубьям полумуфт конусности по длине; выполнение зубьев полумуфт с уступом по длине; устройство различных вариантов замков за счет разделения зубьев ступицы муфты и передвижной муфты на два-три венца с различной толщиной зубьев. Зубья с конусностью по длине имеют у торца большую толщину. Осевая сила, возникающая на слегка наклонных поверхностях, имеет направление, препятствующее выходу зубьев из зацепления. Зубья с уступом по длинетакже обеспечивают создание замка, препятствующего выходу их из зацепления под нагрузкой. В односторонней муфте ступица может выполняться с двумя венцами — узким блокирующим и более широким рабочим, зубья которого несколько тоньше. Под нагрузкой во включенной муфте на ее ступице создается замок за счет различия в толщине зубьев блокирующего и рабочего ее венцов. Здесь передвижная муфта имеет два рабочих венца, а ступица — три, узкие крайние ее венцы являются блокирующими, а средний широкий — рабочим.