Классификация опасных грузов.
ГЛАВА 3
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Разделы | Содержание | Страницы |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. | В-3-2 | |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ. | В-3-3 | |
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИЕМУ, МАРКИРОВКЕ, ОБСЛУЖИВАНИЮ, И РАЗМЕЩЕНИЮ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. | В-3-3 | |
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГРУЗОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. | В-3-5 | |
ПОСЛЕПОЛЕТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. | В-3-6 | |
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ В СЛУЧАЕ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ, НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ. | В-3-6 | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ | В-3-7 |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.
Опасными грузами (ОГ) являются вещества, материалы, которые могут представлять опасность для здоровья и безопасности людей, а также для оборудования самолета во время транспортировки.
Все опасные грузы разделяются на 3 вида:
a) грузы, разрешенные к перевозке воздушным транспортом;
b) грузы, для которых существуют исключения при перевозке воздушным транспортом;
c) грузы, которые, как правило, не допускаются к перевозке по воздуху.
Опасные грузы делятся на 9 классов по степени опасности. Они должны быть промаркированы и иметь ярлыки в соответствии с правилами. В некоторых классах опасные грузы подразделяются на категории.
Классификация опасных грузов представлена в табл.
Класс 1 | взрывчатые вещества |
Класс 2 | газы: сжатые, сжиженные, растворенные под давлением или глубоко охлажденные |
Класс 3 | легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4 | легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой |
Класс 5 | окисляющие вещества, органические перекиси |
Класс 6 | ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества |
Класс 7 | радиоактивные вещества |
Класс 8 | коррозионные вещества |
Класс 9 | прочие опасные грузы |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ.
АО «Авиакомпания АЗИМУТ» не осуществляет перевозку опасных грузов при выполнении регулярных рейсов на внутренних и международных авиалиниях.
Однако все члены лётного и кабинного экипажей проходят подготовку в сертифицированных учебных центрах «Правила перевозки опасных грузов». После окончания обучения каждый специалист получает сертификат установленного образца сроком на два года с последующим продлением его после прохождения КПК.
К перевозке по воздуху допускаются опасные грузы, надлежащим образом классифицированные, имеющие сопроводительную документацию с описанием характера груза и сертификатами, упакованные, маркированные знаками опасности и находящиеся в должном состоянии, как этого требуют руководящие документы ИКАО и Минтранса РФ. Исключение в перевозке ОГ составляют делящиеся ядерные материалы, отнесенные по классификации ТИ ИКАО к классу 7.
Требования к бортпроводникам.
a) При наличии на борту ВС опасных грузов, бортпроводник, отвечающий за коммерческую загрузку, обязан лично доложить КВС, старшему бортпроводнику о количестве и местоположении опасных грузов.
b) При загрузке и выгрузке опасных грузов действовать согласно документов, регламентирующих перевозку грузов на борту ВС «АО «Авиакомпания АЗИМУТ»
c) В случае возникновения инцидентов в полете действовать согласно «Инструкции о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах», которая находится на борту ВС
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИЕМУ, МАРКИРОВКЕ, ОБСЛУЖИВАНИЮ, И РАЗМЕЩЕНИЮ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.
Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.
Опасные грузы, приводимые ниже, не должны перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах:
a) взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75°С в течение 48 часов;
b) взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония;
c) взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;
d) твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к механическому удару;
e) жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;
f) любое вещество, предложенное для перевозки, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях перевозки по воздуху;
g) радиоактивные жидкие вещества, которые являются пирофорными;
h) легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают, как показывают испытания, способностью взрываться, и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.
Требования к упаковыванию.
Для перевозки опасных грузов в освобожденных количествах должны использоваться упаковочные комплекты хорошего качества, включая их закрывающие устройства. Материалы, из которых изготовлены упаковочные комплекты, которые могут соприкасаться с веществами или предметами, не должны реагировать опасным образом с таким веществом или предметом, и это не должно отрицательно влиять на их упаковочные свойства.
Радиоактивные вещества должны быть упакованы в соответствии с транспортным индексом (T.I.).
Транспортный индекс обозначает уровень радиации на расстоянии 1 м от внешней упаковки с радиоактивным веществом. В зависимости от транспортного индекса упаковки с радиоактивным веществом делятся на 3 категории:
a) Категория I - 0 T.I. - белая. Маркировка с одной красной полосой.
b) Категория II - 0,1-1.0 T.I. - желтая. Маркировка с двумя красными полосами.
c) Категория III - 1,1-10,0 T.I. - желтая. Маркировка с тремя красными полосами.
Маркировка и сертификация.
Каждое грузовое место, подготовленное согласно положениям, должно иметь стойкую и заметную маркировку в виде слов «Опасные грузы в освобожденных количествах» и указание фамилии (названия) и адреса грузоотправителя. Если грузовое место помещается во внешнюю упаковку, то эта маркировка должна быть хорошо видна или воспроизведена на внешней упаковке.
Опасный груз принимается к перевозке на ВС при наличии оформленных сопроводительных документов:
a) авианакладных на опасный груз;
b) декларации грузоотправителя с приложенными сертификатами;
c) контрольного листа приемки опасного груза;
d) уведомления командиру ВС о наличии опасного груза на борту (NOTOC), а также при наличии на упаковке транспортной маркировки.
Весь персонал, занятый обработкой опасного груза, инструктируется относительно имеющейся опасности и мерах предосторожности.
В ходе загрузки на ВС опасного груза обеспечиваются режимные мероприятия с целью исключения возможности доступа посторонних лиц к грузу и его повреждения при погрузке.
Перевозка опасного груза допускается в соответствии с требованиями Технических инструкций по перевозке опасных грузов по воздуху.
При приемке опасного груза к перевозке в обязательном порядке проверяется целостность упаковки, отсутствие повреждений и протечек, наличие знаков опасности, транспортной маркировки и соответствие их сопроводительным документам. Обнаруженные места с вышеуказанными нарушениями к погрузке в ВС не допускаются.
Приемка опасного груза и документов, а также его размещение на борту осуществляются на основании. Указания по размещению под руководством представителя Авиакомпании
Опасные грузы, которые могут вступать в опасное взаимодействие друг с другом, размещаются на ВС раздельно на безопасном расстоянии друг от друга с учетом их совместимости.
ПОСЛЕПОЛЕТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Помимо мер безопасности, перечисленных в настоящем «Руководстве», проводятся следующие мероприятия:
a) Лица и транспортные средства, не задействованные в послеполетном обслуживании ВС, со стоянки удаляются.
b) Допуск грузчиков в грузовые отсеки осуществляется после проверки наличия пропусков и досмотра их с помощью ручного металлоискателя.
При обнаружении груза с нарушенной упаковкой в ходе выгрузки из ВС представитель Авиакомпании обеспечивает своевременную поставку исправного контейнера[1] для транспортировки данного места (мест). Контейнер пломбируется двумя пломбами:
a) пломбой службы безопасности грузового агента;
b) пломбой службы авиационной безопасности или службы коммерческого обслуживания воздушных судов на перроне.
О факте нарушения упаковки груза составляется акт за подписями представителя Авиакомпании, сотрудников службы авиационной безопасности грузового агента с указанием номеров контейнеров и установленных на них пломб (мест груза).
Обо всех выявленных нарушениях технологического процесса, других недостатках, влияющих на авиационную безопасность, а также о принятых мерах по их устранению сотрудник авиационной безопасности немедленно докладывает руководителю подразделения.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение -01.
ТАБЛИЦА 2.3.А
ГЛАВА 3
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Разделы | Содержание | Страницы |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. | В-3-2 | |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ. | В-3-3 | |
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИЕМУ, МАРКИРОВКЕ, ОБСЛУЖИВАНИЮ, И РАЗМЕЩЕНИЮ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. | В-3-3 | |
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГРУЗОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. | В-3-5 | |
ПОСЛЕПОЛЕТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. | В-3-6 | |
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ В СЛУЧАЕ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ, НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ. | В-3-6 | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ | В-3-7 |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.
Опасными грузами (ОГ) являются вещества, материалы, которые могут представлять опасность для здоровья и безопасности людей, а также для оборудования самолета во время транспортировки.
Все опасные грузы разделяются на 3 вида:
a) грузы, разрешенные к перевозке воздушным транспортом;
b) грузы, для которых существуют исключения при перевозке воздушным транспортом;
c) грузы, которые, как правило, не допускаются к перевозке по воздуху.
Опасные грузы делятся на 9 классов по степени опасности. Они должны быть промаркированы и иметь ярлыки в соответствии с правилами. В некоторых классах опасные грузы подразделяются на категории.
Классификация опасных грузов представлена в табл.
Класс 1 | взрывчатые вещества |
Класс 2 | газы: сжатые, сжиженные, растворенные под давлением или глубоко охлажденные |
Класс 3 | легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4 | легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой |
Класс 5 | окисляющие вещества, органические перекиси |
Класс 6 | ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества |
Класс 7 | радиоактивные вещества |
Класс 8 | коррозионные вещества |
Класс 9 | прочие опасные грузы |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ.
АО «Авиакомпания АЗИМУТ» не осуществляет перевозку опасных грузов при выполнении регулярных рейсов на внутренних и международных авиалиниях.
Однако все члены лётного и кабинного экипажей проходят подготовку в сертифицированных учебных центрах «Правила перевозки опасных грузов». После окончания обучения каждый специалист получает сертификат установленного образца сроком на два года с последующим продлением его после прохождения КПК.
К перевозке по воздуху допускаются опасные грузы, надлежащим образом классифицированные, имеющие сопроводительную документацию с описанием характера груза и сертификатами, упакованные, маркированные знаками опасности и находящиеся в должном состоянии, как этого требуют руководящие документы ИКАО и Минтранса РФ. Исключение в перевозке ОГ составляют делящиеся ядерные материалы, отнесенные по классификации ТИ ИКАО к классу 7.
Требования к бортпроводникам.
a) При наличии на борту ВС опасных грузов, бортпроводник, отвечающий за коммерческую загрузку, обязан лично доложить КВС, старшему бортпроводнику о количестве и местоположении опасных грузов.
b) При загрузке и выгрузке опасных грузов действовать согласно документов, регламентирующих перевозку грузов на борту ВС «АО «Авиакомпания АЗИМУТ»
c) В случае возникновения инцидентов в полете действовать согласно «Инструкции о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах», которая находится на борту ВС
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИЕМУ, МАРКИРОВКЕ, ОБСЛУЖИВАНИЮ, И РАЗМЕЩЕНИЮ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.
Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.
Опасные грузы, приводимые ниже, не должны перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах:
a) взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75°С в течение 48 часов;
b) взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония;
c) взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;
d) твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к механическому удару;
e) жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;
f) любое вещество, предложенное для перевозки, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях перевозки по воздуху;
g) радиоактивные жидкие вещества, которые являются пирофорными;
h) легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают, как показывают испытания, способностью взрываться, и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.
Требования к упаковыванию.
Для перевозки опасных грузов в освобожденных количествах должны использоваться упаковочные комплекты хорошего качества, включая их закрывающие устройства. Материалы, из которых изготовлены упаковочные комплекты, которые могут соприкасаться с веществами или предметами, не должны реагировать опасным образом с таким веществом или предметом, и это не должно отрицательно влиять на их упаковочные свойства.
Радиоактивные вещества должны быть упакованы в соответствии с транспортным индексом (T.I.).
Транспортный индекс обозначает уровень радиации на расстоянии 1 м от внешней упаковки с радиоактивным веществом. В зависимости от транспортного индекса упаковки с радиоактивным веществом делятся на 3 категории:
a) Категория I - 0 T.I. - белая. Маркировка с одной красной полосой.
b) Категория II - 0,1-1.0 T.I. - желтая. Маркировка с двумя красными полосами.
c) Категория III - 1,1-10,0 T.I. - желтая. Маркировка с тремя красными полосами.
Маркировка и сертификация.
Каждое грузовое место, подготовленное согласно положениям, должно иметь стойкую и заметную маркировку в виде слов «Опасные грузы в освобожденных количествах» и указание фамилии (названия) и адреса грузоотправителя. Если грузовое место помещается во внешнюю упаковку, то эта маркировка должна быть хорошо видна или воспроизведена на внешней упаковке.
Опасный груз принимается к перевозке на ВС при наличии оформленных сопроводительных документов:
a) авианакладных на опасный груз;
b) декларации грузоотправителя с приложенными сертификатами;
c) контрольного листа приемки опасного груза;
d) уведомления командиру ВС о наличии опасного груза на борту (NOTOC), а также при наличии на упаковке транспортной маркировки.
Весь персонал, занятый обработкой опасного груза, инструктируется относительно имеющейся опасности и мерах предосторожности.
В ходе загрузки на ВС опасного груза обеспечиваются режимные мероприятия с целью исключения возможности доступа посторонних лиц к грузу и его повреждения при погрузке.
Перевозка опасного груза допускается в соответствии с требованиями Технических инструкций по перевозке опасных грузов по воздуху.
При приемке опасного груза к перевозке в обязательном порядке проверяется целостность упаковки, отсутствие повреждений и протечек, наличие знаков опасности, транспортной маркировки и соответствие их сопроводительным документам. Обнаруженные места с вышеуказанными нарушениями к погрузке в ВС не допускаются.
Приемка опасного груза и документов, а также его размещение на борту осуществляются на основании. Указания по размещению под руководством представителя Авиакомпании
Опасные грузы, которые могут вступать в опасное взаимодействие друг с другом, размещаются на ВС раздельно на безопасном расстоянии друг от друга с учетом их совместимости.