Неисправности каналов и клапана ЕGR
Прй загрязнении; каналов поток рециркуляции уменьшаетья возраетает, загрязнение окружающей среды оксидами азота NOx. Так как при этом ездовые характеристики почти не меняются, водители на такую неисправность жалуются редко. Иногда мбожег возникать детонация и ухудшаться экономичность двигателя (ЭБУ не входит в замкнутый режим).
Так же проявляет себя и не открывающийся клапан ЕGR. Конструкция клапана предусматривает его запирание при неисправностях в системе ЕGR.
Твердые частицы из выхлопных газов оседают не равномерно в запорном устройстве клапана ЕGR и постепенно клапан перестает плотно закрываться. При этом рециркуляция выхлопных газов начинает происходить постоянно. Такая ситуация будет отражена впотоке параметров, принимаемых сканером от ЭБУ, но для окончательных выводов о состояний клапана его следует разобрать. После очистки и перед установкой клапана следует убедиться, что каналы свободы от Кусков отложений, кoторыe могут повторо засорить систему.
Незакрывающийся клапан обычно проявляет себя следующим образом:
• Неустойчивость холостых оборотов, частая остайовка двигателя, пропуски воспламенения;
• Рывки' автомобиля при движении.
• Уменьшение разрежения во впускном коллекторе и как следствие работа инжекторного двигателя на богатой ТВ-смеси
Сам по себе клапан ЕGR относительно простое устройство, но система управляющая им достаточно сложная. Прежде, чем демонтировать клапан следует убедиться в исправности управляющей системы.
В инструкции по эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить регулярный осмотр и чистку клапана и каналов системы ЕGR. Но водители обычно этим пренебрегают, до полного отказа системы.
4.2. Сигнал разрежения вне нормы
Слабый или отсутствующий сигнал разрежения ие 'откроет пневмоклапан, а Постоянное разрежение — будет подерживать клапан открытым все время. В таких случаях следует. Проверить правильность подключения' вакуумных шлангов и разрежение на клапане.
В системах, использующих разрежение в индукционном диффузоре применяется вакуумный усилитель, неисправность которого может привести к отключению сигнала разрежения от клапана ЕОК или наоборот — к его постоянной подаче.
Исправно работающая система ЕGR отключается при прогреве двигателя блокировкой сигнала разрежения термоклапаном. Неисправность термоклапана приведет к избыточному загрязнению окружающей среды оксидами азота (если термокяапан постоянно закрыт) или к неустойчивой работе двигателя, на холостых оборотах и недостаточной приемистости (если термоклапан постоянно открыт).
В некоторых системах клапан ЕGR открывается по cовместному действию сигналов разрежения и давления выхлопных газов. В таких системах даже при хорошем разрежении клапан ЕGR не откроется, если некоторые компоненты выпускного кадила были заменены на нештатные, с более низким сопротивление газовому потоку (упадет подпор выхлопных газов).
В. электронных системах управления двигателем, подача разрежения к диафрагме клапана ЕGR производится через электроклапан. Электроклапан может работать по принципу открыт закрыт или с широтой-импульсной модуляцией. В таких системах следует проверять электрический сигнал от ЭБУ на соленоид электроклапана, сам соленоид, целостность каналов подачи разрежения от источника до клапана ЕGR.
Набор контролируемых параметров системы ЕGR, считываемых автомобильным диагностическим сканером, зависит от конкретной модели автомобиля, как правило это следующие параметры:
• Величина потока рециркуляции в процентах.
• Коэффициент заполнения управляющего сигнала при работе электроклапана по принципу широтно-импульсной модуляции.
• Коммутационное состояние клапана ЕGR (включен-выключен)
4.3 Процедуры проверки пневматической системы ЕGR
1. Прогреть двигатель.
2. Подключить тахометр.
3. Отсоединить вакуумный шланг от клапана ЕGR и подключить его к манометру. Глядя на манометр увеличивать обороты до 2000 в минуту. Если при этом разрежение возрастает, вакуумная линия до клапана исправна.
4. Подключить вакуумный насос к клапану ЕGR и установить холостые обороты 1500 в минуту. Подать насосом разрежение 200-250мм ртутного столба (8-10 дюймов рт. ст.). Если обороты при этом уменьшатся примерно до 1350 в минуту — клапан исправен и открывается. Если в системе используется противодавление выхлопных газов, даже при исправной вакуумной линии клапан ЕGR не откроется. На холостых оборотах давление выхлопных газов незначительно, необходимо ограничить сечение выхлопной трубы, частично прикрыв ее, тогда клапан откроется.
5. Если, при проведении процедуры по пункту 3 разрежение не регистрируется, то следует проверить всю вакуумную линию до источника разрежения.
Подачу разрежения может контролировать ЭБУ. ЭБУ разрешает, работу ЕGR после мониторинга следующих устройств:
• Датчика температуры'охлаждающей жидкости.
• Датчика скорости вращения коленчатого вала.
• Датчика скорости автомобиля.
• Системы управления топливоподачей (режим работы замкнутый или разомкнутый).
• Датчика положения дроссельной заслонки.
Чтобы разобраться должен ли срабатывать клапан ЕGR в конкретных условиях следует пользоваться спецификациями изготовителя.
5. Диагностика основных компонентов
пневмомеханической системы ЕGR
Для диагностики необходимы техническая документация от изготовителя и измерительные приборы: автомобильный мультиметр, манометр, ручной вакуумный насос, логический пробник и осциллограф.
5.1. Диагностика термоклапана, датчиков и соленоидов
1. Вольтметром контролируется напряжение на контактах соленоидов в токовом и обесточенном режимах.
Рис. 10. Процедура проверки вакуумного термоклапана (ВТК):
1 — вакуумный термоклапан, от него отсоединяют вакуумные шланги; 2 — к штуцерам ВТК подключают вакуумный насос с манометром и манометр; 3 — вакуумным насосом подают разрежение примерно 250 мм рт. ст.; 4 — прогревают двигатель, пока не сработает термоклапан (Тg>60°С); 5 — по манометру проверяют действительно ли клапан ВТК коммутирует разрежение
2. Омметром проверяются сопротивления обмоток датчиков соленоидов и наличие замыкания на «массу».
3. С помощью вакуумного насоса и манометра проверяете правильность работы электро- и термоклапанов (рис. 10).
3. С помощью осциллографа проверяются выходные сигналы всех датчиков, используемых ЭБУ при управлении ЕОК: положения дроссельной заслонки, оборотов коленчатого вала, разрежения во впускном коллекторе и т.п.
5.2. Диагностика основногоклапана системы ЕGR
Типичная неисправность основного клапана — негерметичность диафрагмы в вакуумной камере или неплотная посадка запорного устройства клапана из-за. загрязнения.
В системах ЕGR без, использования противодавления выхлопных газов клапан снимается с двигателя, к его вакуумному входу подключается ручной вакуумный насос, подается разрежение около 250 мм рт. ст. Шток клапана должен втянуться, а запорной устройство — открыться, приложенное разрежение не должно изменяться, а шток менятьсвоего положения, в течение не менее 30 с. В противном случае диафрагма имеет утечку и клапан следует заменить.
В системах ЕGR с использованием противодавления выхлопных газов основной клапан системы ЕGR снимать бессмысленно;
так как без подачи давления выхлопных газов он не сработает даже исправный. В этом случае необходимо следовать процедуре проверки, рекомендованной изготовителем, которая обычно предусматривает ограничение прохода выхлопных газов через выхлопную трубу.
5.3. Замена компонентов системы ЕGR
Это несложная операция, следует соблюдать только следующие правила:
• Резьба термоклапанов, работающих в охлаждающей жидкости перед установкой покрывается тонким слоем незатвердевающего герметика, рекомендованного изготовителем.
• При установке основного клапана ЕGR всегда используется новая прокладка.
• Резьбовые соединения затягиваются с усилиями, рекомендованными производителем для предотвращения утечек разрежения или выхлопных газов.
• Вакуумные-шланги рекомендуется демонтировать и подключать поочередно, чтобы не перепутать.
Диагностика систем ЕGR
С электронным управлением
6.1. Электропневматические системы (ЭПС)
Разрежение подается в систему ЕGR (ЭПС) через нормально открытый электроклапан, который управляется от ЭБУ. Когда система управления подачей топлива работает в разомкнутом режиме, ЭБУ замыкает контакт соленоида электроклапана на массу транзисторным ключом, блокируя подачу разрежения на клапан ЕОК. Если клапан ЕОК открыт в несоответствующем режиме работы двигателя, то это указывает на то, что нет подключения контакта соленоида электроклапана на «массу» или нет напряжения питания на другом контакте его обмотки. Если клапан ЕGR не открывается — соединение между ЭБУ и контактом соленоида замкнуто на «массу» вне ЭБУ.
Для управления потоком рециркуляции может применяться широтно-импульсная модуляция (рис. 7). ЭБУ периодически замыкает контакт соленоида электроклапана на «массу». Отношение длительности включенного состояния соленоида, к периоду называется коэффициентом заполнения, который измеряется, в процентах. Обычно 0% соответствует блокированию подачи разрежения на клапан, а 100% соответствует полностью открытому клапану.
С помощью мультиметра, подключенного щупами к клемме В (рис. 7) и «массе», можно проконтролировать частоту коммутации соленоида и коэффициент заполнения по среднему значению напряжения на обмотке. Осциллограф для таких измерений дает более наглядную картину, чем мультиметр. На рис. 11 показана типичная осциллограмма напряжения на соленоиде электроклапана с широтно-импульсным управлением.
С диагностическими целями в клапан EGR встраивается вакуумный ключ (поз. 3 на рис. 7). ЭБУ использует сигнал ключа для проверки наличия разрежения в вакуумной линии 1 клапана EGR.
Рис. 11. Осциллограммы сигнала датчика положения клапана EGR(а) и напряжения на обмотке соленоида (б): 1 — клапан закрыт;2 — клапан открыт
Исправный ключ работает синхронно с электроклапаном, его электрический сигнал можно контролировать с помощью мультиметра, осциллографа или логического пробника, подключенных к контакту С в разъеме 6.
Работа системы рециркуляции, где электроклапан вентилирует пространство над диафрагмой в атмосферу (рис. 8) в принципе аналогична. Потенциометрический датчик 4 положения клапана выдает напряжение 0,5—1,5 В на клемму АЗ когда клапан закрыт и около 4,5 В, когда открыт.