Установка опережения зажигания.
С увеличением степени сжатия теоретически нужно уменьшать опережение зажигания, но с увеличением оборотов двигателя время для сгорания смеси при позднем зажигании очень мало, смесь не успевает полностью сгореть, и поэтому на оборотах от 7000 до
12000 об/мин следует увеличивать опережение зажигания, доводя его до величины 3,3—4,5 мм, т. е. как у стандартного двигателя. В этом случае не будет наблюдаться падение
мощности двигателя на максимальных оборотах. С увеличением степени сжатия следует подбирать топливо с повышенным октановым числом. В зависимости от теплового режима двигателя подбирается свеча с нужным калильным числом. Для езды на мотокроссе лучше иметь опережение зажигания более позднее, чтобы уменьшить срыв грунта задним колесом мотоцикла. При позднем зажигании свеча работает лучше и работа двигателя более мягкая. При раннем опережении зажигания свеча нагревается сильнее- и работа ее ухудшается.
Для установки опережения зажигания при снятой головке цилиндра подвести поршень к в.м.т., не доходя нескольких миллиметров (например, 3 мм). Замер расстояния до в.м.т. можно производить штангелем или индикатором. Далее, отпустив гайки крепления корпуса магнето, провернуть корпус до начала разрыва контактов прерывателя.
Момент начала разрыва можно определять следующими способами: при помощи электрической лампочки и батареи — более точный; при помощи полоски тонкой бумаги
(папиросной или кальки) — более практичный.
Соединив корпус магнето и подвижный контакт прерывателя проводами с зажимными клеммами (лампочка загорается при сомкнутых контактах), провернуть корпус
магнето до потухания лампочки. Это и будет началом разрыва контактов прерывателя.
Раздвинув сомкнутые контакты прерывателя, вложить между ними полоску папиросной бумаги. Проворачивая корпус магнето, надо легко вытаскивать полоску бумаги.
Момент, когда полоска начнет проскальзывать между контактами, будет началом разрыва. Удерживая корпус магнето в этом положении, закрепить гайки. Стартером провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя. Еще раз проверить опережение зажигания и, убедившись, что все правильно установлено, проверить наличие искры на
проводе высокого напряжения. Для обеспечения проверки и установки опережения зажигания нужно всегда иметь необходимое приспособление. Это может быть индикатор с резьбовым переходником и удлинителями под различные головки цилиндров, или приспособление «зажигалка», или просто штангель, а также полоски тонкой бумаги.
При установке магнето на двигатель надо следить за хорошим контактом корпуса магнето с картером двигателя. а также за тем, чтобы не было выдавливания подшипников магнето. Соединение магнето с отверстием в подставке и резиновой муфтой должно быть свободным, без усилий, и при проворачивании стартером корпус магнето не должен отходить или подпрыгивать.
После проверки установки опережения зажигания закрепить корпус магнето и установить крышечку магнето, предварительно смазанную по месту прилегания к корпусу солидолом. Чтобы не потерять крышечку магнето, ее следует надежно закрепить пружинным держателем, лучше двумя, или специально изготовленной овальной пластинкой под два болта. Во время мокрых и зимних мотокроссов на корпус магнето нужно надевать специально изготовленный защитный чехол. Защитный чехол можно изготовить из любого водонепроницаемого материала (брезента, кожи, резины, автобина).
Возвратившись в гараж с тренировки или соревнований, надо снять и высушить чехол. Магнето тоже нужно просушить, сняв крышечку.
Защитный чехол крепится к корпусу магнето кольцевыми резинками.
Провод высокого напряжения укладывается вплотную по корпусу и прижимается одной кольцевой резинкой, для того чтобы он не мог зацепиться о встречные предметы.
Уход за прерывателем. Надо следить за износом оси и отверстия в молоточке прерывателя. При увеличении зазоров следует заменить молоточек, а возможно, и ось
крепления. Чтобы не отламывало фиброчку на молоточке, ее следует немного занизить по высоте (на 1—1,5 мм). Легкой смазки кулачка прерывателя вполне достаточно на одну гонку.
Лучший зазор на контактах прерывателя от 0,33 до 0,4 мм. При использовании магнето М-27-Б для высокооборотных двигателей следует усилить пружинку прерывателя
и обратить особое внимание на состояние и смазку подшипников якоря.
Рекомендуется дополнительное крепление катушек зажигания резинками и изолентой прямо к раме мотоцикла. Чтобы не выскакивали провода высокого напряжения из
гнезд катушек зажигания и колпачков на свечи, их следует хорошо закрепить и примотать изолентой. На мощные мотоциклы больших рабочих объемов желательно устанавливать кнопку массы, выводя ее на руль и устанавливая в удобном для работы месте. Кнопка массы магнето пригодится при заедании дросселя карбюратора, когда обороты двигателя не удается сбросить и двигатель идет вразнос.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРСИР0ВКЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВСЕХ
РАБОЧИХ ОБЪЕМОВ
ФОРСИРОВКА двигателей КЛАССА ДО 50 см3
Техническая характеристика; мощность двигателя 3,5— 4 л. с. при 6000—6500 об/мин диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня — 44 мм, степень сжатия 13, головка цилиндра
со смешенной сферой («жокейская шапочка»), опережение зажигания 1,1—1,6 мм до в.м.т.. бензин с октановым числом не ниже 90 (АИ-93, АН-98. Б-91, Б-95); масло ;МС-20
в соотношении 1 : 25 с бензином, карбюратор с диаметром диффузора 16—17 мм установлен на расстоянии 120 мм от зеркала цилиндра. Длина впускного тракта 180мм. Свеча с калильным числом 280—300.
Развертка цилиндра, головка и система выпуска представлены на рис. 64.
Все вышеописанные рекомендации пригодны и для специальных спортивных мотоциклов класса до 50 см3. Материал для изготовления глушителя — листовая сталь 0,8 мм. Изготовить круглые щеки коленчатого вала с последующим заполнением эпоксидной смолой мест выемки металла под балансировку.
ДвигательШ-53, выпускаемый малыми сериями. Техническая характеристика: после обкатки и регулировки максимальная мощность 4 л. с. при 7000 об/мин; диаметр
цилиндра 40 мм, ход поршня 39,6 мм. Специально изготовленная рубашка и головка цилиндра с увеличенной площадью охлаждения позволяет сохранять постоянную мощность на форсированном режиме работы (рис. 65).
Карбюратор К-31 с диаметром диффузора 17 мм. Степень сжатия — 11,5. Головка со смещенной сферой — «жокейская шапочка». Опережение зажигания 2,2—2,3 мм до в.м.т. Свеча ПАЛ 14—13 или идентичная ей. Длина впускного патрубка до карбюратора 100 мм.
Двигатель Ш-55, доведенный во ВНИИМотопроме. Техническая характеристика: максимальная мощность 6,16 л.с. при 7150 об/ мин; диаметр цилиндр:; 40 мм., ход поршня 39,5 мм. Опережение зажигания 1,6 мм до в.м.т. Степень сжатия 13,5, головка со смещенной сферой. Бумажный воздушный фильтр ЦКБ или «Ява-350». Карбюратор К55 с диаметром диффузора 20 мм. Длина патрубка до карбюратора 100 мм. Зажигание от магдино МГ-55 К. Зазор в прерывателе 0,3 мм. Бензин АИ-98 — 60% и Б-70—40%
(получается смесь с октановым числом 80). Масло МС-20 в пропорции 1:25 с бензином.
Поршень с двумя стальными хромированными кольцами, толщина кольца 1 мм. Гильза цилиндра выполнена из аустенитного чугуна, твердость НRс = 33—35 ед. Коробка передач 6-ступенчатая.
ДВИГАТЕЛИ КЛАССА ДО 125 см3
Форсировка двигателя М-105 (серийного производства) до мощности 12 л. с. (рекомендации ВНИИМотопрома).
Двигатель нужно разобрать. С картером двигателя следует произвести следующие работы:
— вставить и надежно закрепить кольца в обе половинки картера, уменьшив диаметр кривошипной камеры до 121 мм,
— сменить сальники, чтобы они выдерживали давление в кривошипной камере не менее 0,8 кг/см2.
В цилиндре двигателя установить фазы: выпуска — 164°, продувки — 108° и впуска — 128° (рис. 66).
Увеличить степень сжатия до е = 9,5.
Установить карбюратор К—36 И с диаметром диффузора 27 мм, главный жиклер должен быть с пропускной способностью не менее 250 см3/мин. Продувочные окна в поршне следует распилить до 25 мм (рис. 67), чтобы они совпадали с продувочными окнами
в цилиндре двигателя.
Для увеличения эффекта наддува суммарная длина впускной трубы должна быть 300 мм (длина впускного патрубка от зеркала цилиндра до карбюратора 100 мм; длина
трубы с внутренним диаметром 40 мм, между карбюратором и воздухоочистителем составляет 150мм (рис. 68).
Зажигание от генератора Г-416 работает плохо из-за перебоев на больших оборотах. Для нормальной работы двигателя рекомендуется установка магнето М-24Г. Опережение зажигания 2,2—2,5 мм до в.м.т. Свеча ПАЛ-14-8 или БОШ-260-280.
В коленчатом валу следует заменить бронзовый сепаратор нижней головки шатуна на другой, например, дюралевый (Д-16Т, В-95) или на изготовленный из цианированной стали (можно и из стали 45 без термообработки) с последующим посеребренном поверхности. После обкатки и окончательной регулировки двигатель развивает мощность 12 л.с. и имеет отличную приемистость.
Форсированные двигатели для мотокросса М-105, М-106 и М2-125. Поршень с двумя L образными кольцами и смещенными бобышками поршневого пальца на 7 мм вверх
(по сравнению со стандартным- размером). Диаметр щек коленчатого вала 120 мм. Длина шатуна по центрам 125 мм. Длина юбки поршня 62,5мм, со стороны впуска юбка поршня обрезана на 1 мм и равна 61,5 мм. Степень сжатия е = 15.
Следует обратить особое внимание на обработку каналов цилиндра, их пропускную способность и правильность углов выхода продувки (рис. 69).
Головка со смещенной сферой «жокейская шапочка». Зажигание от магнето. Рекомендуемое опережение зажигания 2,2—2,3 мм до в.м.т. Свеча ПАЛ 14—15. Бензин Б-95, Б-100. А-98. Масло МС-20 в пропорции 1 :20. На двигатель устанавливается один карбюратор с диаметром диффузора 28 мм.
Длина патрубка от зеркала цилиндра до центра распылителя равна 135 мм. Общая длина впускного тракта равна 170 мм.
Обязательно установить большой воздушный фильтр (объем резервуара 2,5—3 л) с бумажными фильтрующими элементами. После проведения всех работ по форсировке,
обкатке и доводке двигателя максимальная мощность 14— 15 л. с. при n = 6600—6800 об/мин. Подобный этому двигатель можно довести до 20 л. с., повысив обороты до 9000 об/мин. Но для этого потребуется специальный коленчатый вал, поршень, кольца и более высокие фазы газораспределения, новый глушитель и карбюратор.
Специальные конструкции для мотокросса (короткоходные двигатели): S/D= 54/54; 52/55 мм. На специальных короткоходных двигателях пять лет подряд выигрывают первенство СССР по мотокроссу в классе машин до 125- см3. Эти двигатели более мощные и надежные.
Двигатель МС А. Савельева. Увеличенное оребрение цилиндра и головки цилиндра, легкий жесткий картер, 4-скоростная КП, магнето с приводом 1:2, реечный выжим сцепления. Цилиндр с большими чисто обработанными окнами (рис. 70,а). Материал поршня АК-4, термообработанный, два поршневых кольца: 1-е кольцо L-образное (3 мм), 2-е—узкое нормальное (1,2 мм). Кольца стальные, хромированные (рис 70,б.)
Коленчатый вал тяжелый (рис. 71).
Шатун короткий, межцентровое расстояние 95 мм. Диаметр щек коленчатого
вала 90 мм. Ширина щеки 35 мм. Подшипник нижней головки шатуна роликовый, в дюралевом сепараторе (материал В—95). Диаметр пальца 20 мм ,диаметр ролика 3 мм.
Палец — цельный. Подшипник верхней головки шатуна — бронзовая втулка под поршневой палец диаметром 15 мм.
Глушитель для мотокросса (рис. 72,а) изготовляется из листовой стали 0,8 мм. Длина впускного патрубка 70—80 мм от зеркала цилиндра. Карбюратор с насадкой, воздушный фильтр бумажный. Карбюраторы ИКОВ с диаметром диффузора 24 мм или М2—25,5 мм.
На ипподром и кольцевые гонки — карбюратор Делорто — с диаметром диффузора 30 мм и глушитель (см. рис.72,6). Головка — «рикардо» с камерой сгорания, степень
сжатия — 15. Опережение зажигания 2,2 мм до в.м.т. Свечи: «Изолятор» 300—350, «Лодж —49», «БОШ». Бензин Б—91. масло МС-20 или «Кастроль—50», 1:20. Мощность 15—17 л. с. при 8000—8500 об/мин.
КЛАСС МОТОЦИКЛОВ ДО 175 см3