Граф. 4. Структура турпотока по способам организации поездки
Половина поездок в этом году совершались на собственном автомобиле - 49,6% (см. граф 5). Популярность автомобильных туров в этом году растет: в 2010 году доля их составляла 39,6%, а в 2011г. – 41,6% гостей города.
Второй популярный вид трансфера – поезд, на нем до Пскова добирались треть гостей. Выбор способа трансфера зависит от нескольких факторов. Прежде всего от дальности поездки. Жителям соседних регионов и стран удобно добираться на собственном автомобиле, а чем дальше от Пскова, тем больше вероятность выбора поезда.
На рейсовом автобусе приезжали 11,4%, на экскурсионном - 9,3% гостей. По сравнению с показателями предыдущих годов (2010-2011гг.), сократилась доля поездок на поезде и рейсовом автобусе (в среднем на 6% по каждому виду трансфера), а доля экскурсионных туров на автобусе незначительно, но выросла (в среднем на 3%).
Граф. 5. Структура турпотока по видам трансфера, %
Заметим, что максимальная доля поездок на экскурсионном автобусе пришлась на октябрь (см.приложение 1), около половины таких поездок составили жители Москвы, почти каждый пятый из Прибалтики.
Каждый второй из экскурсионного тура планировал остаться на сутки (с одной ночевкой), треть – на две ночи и остальные 20% - на три ночи. Экскурсионный маршрут для гостей в первую очередь состоял из посещения Псковского Кремля и Изборска, затем других основных мест показа.
Таким образом, доминирующим типом турпоездки в Псковскую область остается поездка из Санкт-Петербурга и Ленинградской области на личном автомобиле (см. граф.6). А для москвичей приоритетным способом трансфера является поезд.
Граф.6. Структура способа трансфера жителей Москвы и Санкт-Петербурга,%
Самую большую долю потока образуют туристы, впервые посетившие область (см. табл.2). Новые визиты чаще совершаются гостями из Москвы и других федеральных округов (см. табл.3). Повторные визиты достигаются реже: эту проблему мы видим в турпотоках, принимаемых из других регионов страны. У иностранных туристов, наоборот повторные поездки встречаются чаще, чем новые (см. приложение 1).
Табл.2. Динамика стабильности турпотока
впервые | 39,5 | 38,1 | 42,2 |
повторно | 27,4 | 21,0 | 20,0 |
в третий раз | 9,1 | 13,5 | 11,1 |
в четвертый раз | 3,6 | 5,3 | 4,0 |
езжу сюда постоянно | 20,4 | 22,1 | 22,6 |
В некоторых потоках (регионах отправки) сформировалась весьма значительная доля постоянных гостей области – это Санкт-Петербург и Ленинградская область и Прибалтика.
Нужно отметить, что уровень постоянных туристов не повышается на протяжении последних лет. Поэтому очень важно для туриндустрии привлечь и сохранить туристов, впервые посетивших область, и перевести их на постоянные посещения.
Относительно петербургского, самого интенсивного трафика можно зафиксировать следующие выводы: почти треть туристов знает область и самостоятельно формирует свой
маршрут; область сохраняет туристскую привлекательность для петербуржцев, что позволяет поддерживать высокую долю первичных визитов в низкий туристский сезон.
Табл.3. Структура опыта поездок в зависимости от региона отправки
Регионы отправки | впервые | повторно | постоянные визиты |
Москва и Моск. обл. | 49,4 | 20,2 | 30,4 |
СПб и ЛО | 28,4 | 29,0 | 42,6 |
СЗФО | 43,0 | 19,6 | 37,4 |
Центр. ФО | 52,4 | 26,8 | 20,7 |
другой ФО | 46,2 | 23,1 | 30,8 |
Белоруссия | 23,9 | 45,1 | 31,0 |
Украина | 36,4 | 36,4 | 27,3 |
Прибалтика | 25,3 | 36,1 | 38,6 |
Для многих туристов из соседних регионов поездка в Псков рассматривается как загородная прогулка, поэтому визиты, выступая привычной практикой для развлечения и отдыха совершаются на собственном автомобиле (см. граф.7). Основа новых визитов состоит из гостей дальних регионов, поэтому выбор поезда как наиболее удобного способа трансфера для них очевиден.