ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Пояснительная записка
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - дело огромной, можно без преувеличения сказать, государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Основная задача трудового воспитания в дошкольном возрасте - формирование положительного отношения к труду. Это предусматривает следующее:
• Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам.
• Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Примерный план занятий по трудовому обучению на учебный год
Сентябрь
1. Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду.
2. Самостоятельная деятельность детей по поддержанию порядка в группе и на участке детского сада (уборка строительного материала, игрушек. Уход за игрушками, их мытьё; сбор листьев и ветхой растительности и т. п.).
3. Самостоятельная поливка растений.
4. Ручной труд: помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеива-ние книг, коробок).
5. Рассматривание иллюстраций о профессии шофера.
6. Наблюдение за работой шофера, привозящего продукты для столовой.
Октябрь
1. Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
2. Воспитание стремления всегда быть аккуратными, опрятными.
3. Самостоятельное освоение трудовых навыков по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада.
4. Организация деятельности по оказанию помощи сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.
5. Обучение трудовым навыкам по самостоятельному размещению на столах хлебниц, столовых приборов и др.
6. Формирование навыков безопасного использования и хранения в порядке оборудования и инвентаря, необходимого для осуществления трудовой деятельности.
7. Сюжетно-ролевая игра «Шофер».
Ноябрь
1. Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, стирать кукольную одежду и просушивать ее с помощью взрослых.
2. Самостоятельная деятельность детей по поддержанию порядка в группе и на участке детского сада (уборка строительного материала, игрушек. Уход за игрушками, их мытьё; сбор листьев и ветхой растительности и т. п.).
3. Приобщение детей к посадке и уходу за растениями в уголке природы.
4. Формирование начал ответственного отношения к порученному заданию.
5. Рассматривание иллюстраций о профессии повара и беседа по ним.
6. Наблюдение за трудовыми операциями повара и кухонного работника детского сада.
/ •
/' /'
Декабрь
1. Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
2. Обучение выполнению индивидуальных и коллективных поручений; формирование умения распределять работу с помощью воспитателя.
3. Разъяснение детям значимости труда взрослых и детей в жизни общества, в жизни детского сада, семьи.
4. Самостоятельная деятельность детей по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада (сезонные работы - расчистка снега на дорожках, устройство катка).
5. Чтение произведений художественной литературы о значении труда взрослых; показ примеров, как важно ценить и уважать труд людей
6. Экскурсия в детском саду «Работа повара на кухне».
Январь
1. Воспитание на личных примерах взрослых и примерах детей стремления быть всегда аккуратными.
2. Обучение навыкам поддержания одежды в порядке с помощью взрослого (чистить, просушивать).
3. Воспитание желания доводить начатое дело до конца, стремления выполнить его хорошо.
4. Помощь воспитателю в мытье игрушек, стирке кукольной одежды.
5. Беседа о работе врача с показом иллюстраций.
Февраль
1. Самостоятельная работа детей по поддержанию порядка в групповой комнате; сезонные работы на участке детского сада (продолжение расчистки дорожек от снега, посыпания их песком, чтобы не было скользко).
2. Выполнение обязанностей дежурных по подготовке материалов к занятиям под руководством воспитателя.
3. Привлечение детей к посадке цветов, посеву семян в уголке природы.
5. Дидактическая игра «Если зайчик заболел».
Март
1. Совершенствование умений самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.
2. Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
3. Обучение детей самостоятельному выполнению обязанностей дежурных по столовой, дежурных по подготовке материалов к занятию (под руководством воспитателя).
4. Беседа о труде людей по уходу за домашними животными.
Апрель
1. Совершенствование навыков в осуществлении функций и обязанностей дежурных, умений выполнять свою работу четко, правильно.
2. Работа на участке совместно с воспитателем (подметание веранды, сбор ветхой растительности).
3. Обучение навыкам работы на огороде и участке.
4. Знакомство с профессией почтальона.
5. Чтение стихотворения С. Михалкова «Почта».
Май
1. Закрепление навыков самообслуживания.
2. Уход за высаженными растениями, наблюдение за их ростом.
3. Закрепление знаний о труде взрослых (почтальон, врач, повар, шофер).
4. Сюжетно-ролевые игры «Шофер», «Больница».
ЛИТЕРАТУРА
Х.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1997.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М.: Просвещение, 1978.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.
6. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Дети и дорога: метод, комплект для воспитателей дет. садов. - М., 1994.
8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин: Валгус, 1976.
9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская литература, 1975.
10. Дошкольное воспитание: журн. - 1990. - № 8; 1991. - № 2, 7.
11. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М.: ДОСААФ, 1981.
12. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
13. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 1993.
14. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Кириллова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 1995.
16. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / Н. Н. Клименко. - М.: Просвещение, 1973.
17. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
18. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
19. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М.: Малыш, 1984.
20. Маландин, Н. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М.: Педагогика, 1975.
21. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
22. Пономарева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий / И. А. Пономарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
24. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их Правилам дорожного движения: метод, разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград: Перемена, 1998.
25. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
26. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1979.
27. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
28. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб.: Смарт, 1996.
29. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. - М, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
я
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса на год................................ 3
Развитие речи................................................................................................................................. 5
Пояснительная записка................................................................................................................... 5
Перспективное планирование........................................................................................................ 7
Художественная литература...................................................................................................... 13
Пояснительная записка................................................................................................................. 13
Перспективное планирование...................................................................................................... 14
Формирование элементарных математических представлений........................................ 17
Пояснительная записка................................................................................................................. 17
Примерное распределение программного материала на год.................................................... 17
Перспективное планирование...................................................................................................... 19
Ребенок и окружающий мир...................................................................................................... 24
Пояснительная записка................................................................................................................. 24
Перспективное планирование...................................................................................................... 27
Организация проведения прогулок.......................................................................................... 30
Пояснительная записка................................................................................................................. 30
Перспективный план организованной деятельности детей на прогулке................................ 42
Обучение правилам дорожного движения.............................................................................. 51
Пояснительная записка................................................................................................................. 51
Перспективный план работы....................................................................................................... 53
Тематическое планирование занятий по программе «Безопасность»...................................... 58
Физическое воспитание............................................................................................................... 59
Пояснительная записка................................................................................................................. 59
Перспективное планирование...................................................................................................... 60
Изобразительная деятельность и конструирование............................................................. 69
Пояснительная записка................................................................................................................. 69
Перспективное планирование...................................................................................................... 71
Музыкальное воспитание........................................................................................................... 86
Пояснительная записка................................................................................................................. 86
Перспективное планирование...................................................................................................... 87
Трудовое воспитание................................................................................................................... 95
Пояснительная записка................................................................................................................. 95
Примерный план занятий по трудовому обучению на учебный год....................................... 95
Литература...................................................................................................................................... 97