XI. Порядок управления электропоездом при использовании функции автоведения поезда
11.1. Эксплуатация электропоезда "Сапсан" с использованием режима автоматического ведения не освобождает машиниста от контроля за процессом движения поезда, контролем за работой его основных устройств и выполнением КБСУ всех действующих нормативных документов для обеспечения безопасного следования поезда по участку.
11.2. Перед включением и использованием системы автоматического управлением поездом машинист должен:
- на блоке индикации КЛУБ-У ввести свой рабочий номер и номер поезда, с которым предполагается движение с использованием устройства автоведения;
- по системе КБСУ проверить загрузку файла с информацией о действующих временных предупреждениях по участку следования поезда;
- сделать запись на сдаваемом бланке предупреждения о следовании поезда с использованием системы автоведения и участке ее применения.
11.3. При следовании по участку с использованием системы автоведения следить за выполнением системой автоведения:
- действующих (по приказу) и временных ограничений скорости движения;
- расписания движения поезда по участку;
- режимов управления тягой и тормозами, плавности хода;
- следить за автоматической остановкой поезда на промежуточных остановочных пунктах и правильным местом остановки поезда.
11.4. Если в пути следования машинист выявит некорректную работу системы автоведения (более чем в 2-х случаях см. пункт 11.2), он обязан отключить систему автоведения и продолжить движение на ручном управлении поездом, о некорректной работе системы автоведения необходимо сделать запись в журнал формы ТУ-152.
11.5. Запрещается пользоваться системой автоведения в следующих случаях:
- при следовании по неправильному пути;
- при следовании с неисправными устройствами безопасности;
- при следовании по участку, не заложенному в электронную карту КБСУ и (или) с номером поезда, не заложенным в систему КБСУ;
- при следовании на сигнал (светофора), требующий уменьшения скорости и запрещающий сигнал (за исключением графикового прибытия на боковые пути станций, заложенные в маршрут следования поезда);
- при выполнении маневровой работы.
11.6. При прибытии на тупиковый путь систему автоведения необходимо перевести в режим подсказки при проследовании входного сигнала станции.
XII. Особенности эксплуатации электропоезда "САПСАН" в зимнее время
12.1. При эксплуатации электропоезда "САПСАН" считать зимним периодом времени период с 1 ноября по 1 апреля.
12.2. Особенности управления тормозами:
- дополнительно в пути следования проверять комбинированное торможение перед следующими станциями: Малая Вишера, Бологое, Тверь, Москва-товарная, Петушки, Владимир (при следовании в скоростном режиме) и не менее, чем через 1 час, при следовании в не скоростном режиме;
- при наличии снега на пути, внутри колеи или снегопаде, при проверке тормозов применять режим чистки, с целью прогрева тормозных дисков;
- перед постановкой поезда на плановые виды экипировки или ТО производить открытие лобовых обтекателей обоих головных вагонов, контролировать наличие снега в отсеке, а при необходимости его удаление, также произвести удаление снега из рукавов напорной, тормозной магистралей путем продувки, через концевые краны (данные действия производить при понижении температуры наружного воздуха ниже 0 град.С);
12.3. Другие особенности эксплуатации поезда:
- во избежание повреждения элементов инфраструктуры (контактная сеть, путь) при температуре наружного воздуха ниже - 40°С, приказом по дирекции инфраструктуры дороги, передаваемым через поездного диспетчера локомотивной бригаде, ограничить скорость движения поезда до 160 км/ч;
- при понижении температуры наружного воздуха и выходе из строя системы пневмоподвешивания машинист в зависимости от температуры окружающего воздуха, основываясь на показаниях температурных датчиков, ограничивает максимальную скорость движения электропоезда:
- при температурах от - 30 °С до - 35 °С не более 180 км/ч;
- при температурах от - 35 °С до - 40 °С не более 160 км/ч;
- при температурах ниже - 40 °С не более 120 км/ч;
- при обнаружении работником поездной бригады летящих ледяных комьев (удары по кузову, крыше и т.п.), необходимо немедленно уведомить машиниста электропоезда, машинист при этом должен ограничить скорость до 200 км/ч и уведомить об этом поездного диспетчера";
- при приемке поезда залить в бачок стеклоомывателя жидкость с рабочей температурой на соответствующую температуру наружного воздуха;
- включить в КБСУ соответствующие режимы работы обогревательных устройств (отопления, сливных труб, обогрева водяных баков и др.);
- при температуре наружного воздуха ниже -20°С, а также при длительных стоянках, особенно во время метели, во избежание налипания мокрого снега и последующего замерзания на опущенных токоприемниках в пунктах оборота не реже, чем через 30 минут стоянки производить принудительный подъем и опускание всех токоприемников (не менее 2-х раз) соответствующего рода тока;
- при осмотре экипажной части поезда в пунктах оборота удалять наледь, препятствующую нормальной работе тормозных устройств и устройств гашения колебаний.
(Пункт 12.3 дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)
XIII. Заключение
13.1. Руководителям железных дорог, на полигонах которых производится эксплуатация электропоездов "Сапсан" в течение 1 месяца со дня утверждения настоящей инструкции или не менее, чем за 2 месяца до начала эксплуатации поездов на дороге разработать дорожные указания о порядке организации пропуска электропоездов "Сапсан" в границах дороги, обратив в них особое внимание на состояние инфраструктуры, работы диспетчерского аппарата, норм и правил по охране труда и техники безопасности, работы пассажирского комплекса, охраны железнодорожных линий и объектов инфраструктуры и утвердить соответствующие приказы о скоростях движения электропоездов "Сапсан" не менее, чем за 10 дней до начала их курсирования.
13.2. Тексты специальных объявлений для пассажиров электропоездов "Сапсан" должны передаваться в автоматическом режиме устройствами СИП поезда и быть заранее введены при проведении технического обслуживания поезда в депо.
Приложение 1
Места проверки действия тормозов электропоездов "Сапсан" на участке Санкт-Петербург - Москва при следовании в скоростном режиме
Перегон | Место, пробег | Уклон | Снижение скорости | Тормозной путь |
Нечетное направление | ||||
Санкт-Петербург- Обухово | 9 км | 160-140 | ||
Ст. Москва Товарная | 647 км | 140-120 | ||
Четное направление | ||||
Москва - Ховрино | 640 км | 160-140 | ||
Славянка - Обухово | 14 км | 160-140 |
Места проверки действия тормозов электропоездов "Сапсан" на участке Москва-пассажирская-Курская - Горький при следовании в скоростном режиме
Перегон | Место, пробег | Уклон | Снижение скорости | Тормозной путь |
Нечетное направление | ||||
Ст. Горький - Московский | 435 км | 80-70 | ||
Четное направление | ||||
Москва Курская - Кусково | 10 км | 100-90 |
Примечание.
Места проверки действия тормозов на участке Москва-пассажирская Курская - Нижний Новгород установить (сверить) приказом по региональной дирекции скоростного сообщения непосредственно перед началом эксплуатации поездов на этом участке.
Приложение 2
Приветственный текст объявлений для пассажиров,
передаваемый машинистом электропоезда "Сапсан" по громкоговорящей связи.
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 21.04.2016 № 720р)
Текст оповещения | Исполнитель | Период времени |
- Добрый вечер (утро, день), дамы и господа! - С Вами говорит машинист поезда - Имя Фамилия. - От лица компании "Российские железные дороги" я и наш экипаж под руководством начальника поезда - Имя Фамилия - рады приветствовать Вас на борту высокоскоростного поезда "САПСАН" № (номер поезда), сообщением (____). - В пути следования скорость нашего поезда будет достигать ___ км/ч. - Время в пути составит: __ ч. __ мин. - Обращаем Ваше внимание, что приоритетом нашей компании является безопасность перевозок и обеспечение комфорта пассажиров. - Я желаю Вам приятной поездки! | Передается по поездной радиотрансляционной сети машинистом электропоезда на русском и английском языках. | За 1-3 минуты до отправления поезда. |
- Good morning (afternoon, evening) Ladies and Gentlemen! - Train driver - (Имя Фамилия) - is speaking: - On behalf of RZD-company me and my crew under the direction of head of train (Имя Фамилия) are glad to see you on board of our high-speed train SAPSAN № (___) from (_______to_____). - During the trip the top speed of our high-speed train will be ___km/hour. - Our trip will take _______ hours and ______ minutes. - I draw your attention that the priority of our company is to ensure the safety of transport and passenger comfort. - I wish you a nice trip! |
Приложение 3
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД"
от 15.02.2012 № 325р)
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЯВЛЕНИЙ
для трансляции в высокоскоростных поездах "Сапсан"