Базовые измерительные приборы
Основной инструмент дня того, кто работает с электрическими
и электронными системами автомобиля, — это хороший цифровой мультиметр. Цифровые мультиметры являются самыми подходящими приборами для получения точных показаний, кроме
того, они обладают дополнительными возможностями. Рассмотрим список функций мультиметра, от основных до желательных (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Функции, диапазон и точность мультиметра
Функция Диапазон Точность |
Напряжение 500 В 0,3% постоянного тока Сила постоянного тока 10 А 1,0% Сопротивление 0-10 Мом 0,5% Напряжение переменного тока 500 В 2,5% Сила переменного тока 10 А 2,5% Длительность фазы 3, 4, 5, 6, 2,0% Зажигания 8 цилиндров Число оборотов в минуту 10 000 об./мин 0,2% Скважность Т вкл/Т выкл 0,2% 1/кГц Частота Свыше 100 кГц 0,01% Температура более 900 С 0,3% + 3 С Измерение сильного тока 1000 А (постоянный ток) Зависит от у условий Давление 3 Бар 10,0% |
Для определения качества и возможностей мультиметра
необходимо выяснить следующие его характеристики:
♦ точность;
♦ нагрузка на измеряемую цепь;
♦ наличие цепей зашиты.
Нагрузка на измеряемую цепь является предметом рассмотрения для любого измерении. Следует задать вопрос: «Изменяет ли инструмент условия измерения, делая показание некорректным?» При измерении с помощью мультиметра следует
учитывать его внутреннее сопротивление. Рекомендуется, чтобы внутреннее сопротивление прибора было минимум 10 МОм. Это не только гарантирует большую точность, но и предохраняет
измеряемые цепи от возможного повреждения.
На рис. 3.3 показаны два одинаковых резистора, подключенных последовательно к источнику 12 В. Ясно, что напряжение на каждом резисторе должно Рис. 3.3. Два одинаковых резистора, подключенных последовательно к источнику 12 В, и включенный
в цепь вольтметр быть 6 В. Однако внутреннее сопротивление измерительного прибора повлияет на состояние цепи и изменит показание напряжения. Если бы значения резисторов были 100 кОм, эффект воздействия внутреннего сопротивления мультиметра
был бы следующим.
Сопротивление вольтметра 1 МОм
Значение соединенных параллельно сопротивлений 1 МОм и 100 кОм равняется 91 кОм.
Измеренное падение напряжения в этой цепи
будет равно:
91/(100 + 91) х 12 = 5,71 В.
Ошибка — около 5%.
Сопротивление вольтметра 10 МОм
Значение соединенных параллельно сопротивлений
10 МОм и 100 кОм равно 99 кОм.
Измеренное падение напряжения в такой цепи
было бы:
99/(100 + 99) х 12 = 5,97 В
Эта ошибка — приблизительно 0,5%.
Заметим, что ошибка, вызванная изменением
параметров измеряемой цепи, складывается с базовой
точностью мультиметра.
Многие электрические цепи автомобиля склонны
к появлению скачков напряжения во время переходного
процесса, которые могут повредить измерительное
оборудование, поэтому желательно, чтобы мультиметр был снабжен зашитой. Рекомендуется устанавливать соответствующий плавкий предохранитель. На рис. 3.4 показана блок схема типового цифрового вольтметра. Отметьте, что она характерна для всех цифровых измерителей.
Как использовать мультиметр
Датчик вращения коленчатого вала или положения распределительного вала может быть проверен несколькими способами. Можно измерить сопротивление (для датчика индуктивного типа), выходное напряжение переменного тока или частоту. На рис. 3.5 показан метод измерения частоты (приблизительно 34,7 Гц) на датчике положения распределительного вала (датчике фазы).
Чтобы проверить кислородный датчик (лямбда- датчик), установите тестер на намерение постоянного напряжения и запишите максимальное и минимальное цифровое значение. Некоторые мультиметры сделают такую запись автоматически.
Если величина напряжения изменяется между 0,2 и 0,8 В, обычно это указывает на исправность датчика. Напомним, что некоторые такие датчики имеют нагревательный элемент, питаемый от источника12 В (рис. 3.6).
Измерение температуры легко выполнить, если использовать простой пробник. Нужно прикоснуться им к металлической части поблизости от того места, где требуется произвести измерение, -
к гнезду под температурным датчиком, например. Двигатель, показанный на рис. 3.7, был только что запущен.
Инжекторы могут быть проверены путем измерения сопротивления (обычно около 16 Ом) или путем проверки процента рабочей части никла. На рис. 3.8, инжектор был проверен в режиме холостого хода и имел показатель рабочего цикла всего 0,7% (на рисунке показано обратное значение измерения).
Проверки напряжения могут быть выполнены и любой точке электрической схемы. Напряжение питания компонента схемы обычно не должно быть меньше 95% напряжения батареи. На рис. 3.9показано измерение напряжется аккумуляторной батареи при работающем двигателе, то есть замер показывает напряжение зарядки в режиме холостого хода.
Чтобы измерить ток, цепь необходимо разорвать и включить в разрыв измерительный прибор, либо нужно использовать «индуктивный» зажим (токоизмерительные клеши). На примере в книге (рис. 3.10) используется зажим, показывающий ток,
текущий к батарее от генератора переменного тока. Отметим, что измерительный прибор для таких измерений обычно устанавливается на милливольтовую шкалу, что меняет чувствительность прибора. В приведенном случае фактический ток
был 1.76 А, а не 17,6 А!
Для измерения скорости вращения необходимо произвести подключение к отрицательной клемме катушки зажигания, либо к проводу, идущему на свечу. В данном случае проверка выполняется на системе зажигания без распределителя, поэтому
приходится удваивать снимаемое показание (рис. 3.11).