Стратегическое управление инвестированием
Цель занятия: Научить студентов применять методы управления инвестированием организации.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен разрабатывать планы и программы организационно-управленческой и инновационной деятельности на предприятии, осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, оценивать инновационные и технологические риски при внедрении новых технологий, организовывать повышение квалификации сотрудников подразделений в области инновационной деятельности (ПК-27),
готов к использованию знания экономических законов, действующих на предприятиях отрасли, их применения в условиях рыночного хозяйства страны (ПК-34).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области маркетинга и производственного менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1. Метод определения периода окупаемости.
2.Метод расчета индекса прибыльности
3.Применение функционально-стоимостного анализа в стратегическом управлении.
Теоретическая часть
Механизм выбора инвестиционной стратегии рассмотрим на следующих примерах.
Пример 1. Пусть имеются два инвестиционных проекта: А и В. Для них возможные нормы внутренней доходности (ВНД, или, что то же, IRR) находятся в зависимости от будущего состояния экономики (предприятия, региона, страны). Состояние экономики поделим условно на три вида: подъем, нормальное (стабильное) развитие и спад. При этом используется нормальное распределение вероятностей. Данная зависимость отражена в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Исходные данные для оценки рискованности вложения капитала в инвестиционные проекты А и В
Состояние предприятия (региона) | Вероятностная оценка | Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта (ВНД), % | |
i= А | i= В | ||
Подъем | 0,25 | ||
Нормальное развитие | 0,5 | ||
Спад | 0,25 | -50 |
Для каждого из инвестиционных проектов А и В может быть рассчитана ожидаемая внутренняя норма доходности (ОВНДi) – средневзвешенная, где в качестве весов берутся вероятности:
. (9.1)
Возможные варианты состояния экономики (r - 1,..., n ) для проекта А получим:
ОВНД i=А =0,25 · 90 + 0,5 · 20 + 0,25 · (-50) – 20 %.
Для проекта В получим:
ОВНД i=В= 0,25 · 25 + 0,5 · 20 + 0,25 · 15= 20 %.
Как видим, у двух рассматриваемых инвестиционных проектов ожидаемые нормы доходности (ОВНДi) совпадают. Однако не учтенным остался диапазон мнений возможных значений ВНД. Он сильно различается, в частности: у проекта А от – 50 до 90 %, у проекта В – от 15 до 25 %.
Очевидно, что чем меньше такой разброс параметра, тем выше вероятность того, что расчетная величина ОВНД и вероятность реальной доходности окажутся достаточно близкими между собой. По этой причине ниже будет и уровень риска, связанный с реализацией соответствующего инвестиционного проекта. Для получения оценки, характеризующей величину разброса, используется среднеквадратическое отклонение, которое рассчитывается по формуле:
. (9.2)
Чем меньше величина , тем менее рискованным считается инвестиционный проект. При этом для нормального распределения вероятность попадания в пределы ВНД ± составляет 68,26 %.
Рассчитаем значение для рассматриваемых проектов А и В.
Проект А:
.
Проект В:
.
Как видим, для инвестиционного проекта В с вероятностью 68,26 % можно ожидать величину ВНД – 20 % ± 3,5 %, т. е. от 16,5 % (20 – 3,5) до 23,5 % (20 + 3,5). Уровень риска в этом случае минимальный. Проект А, как видим, является более рискованным. В частности, по проекту А с вероятностью 68,26 % можно получить доходность от – 29,5 % (49,5 – 20) до 69,5 % (20 + 49,5).
На основании обобщения результатов исследований многих авторов по проблеме количественной оценки уровня риска получена эмпирическая шкала риска, которую рекомендуют применять при использовании в качестве количественной оценки риска вероятности наступления рискового события (таблица 9.2).
Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствуют нормальному уровню риска, при котором целесообразно принимать инвестиционные решения.
Исходя из данных приведенной выше таблицы следует полагать, что инвестиционным решениям со средним уровнем риска соответствует значение , равное примерно 30 %.
Таблица 9.2 – Количественная оценка риска вероятности наступления рискового события
Числовая оценка уровня риска | Наименование градации риска |
0 – 0,1 | Минимальный |
0,1– 0,3 | Малый |
0,3 – 0,4 | Средний |
0,4 – 0,6 | Высокий |
0,6 – 0,8 | Максимальный |
0,8 – 1,0 | Критический |
Из литературных источников известны количественные оценки уровня риска, которые определяются в зависимости от величины доверительного интервала среднеквадратического отклонения (СКО) (таблица 9.3).
Таблица 9.3 – Значения уровня вероятности риска в зависимости от величины доверительного интервала СКО
Уровень риска | Величина доверительного интервала СКО | Вероятность неблагоприятного результата |
Низкий | Больше 2,35 | Меньше 0,01 |
Средний | Меньше 2,35, но больше 1,28 | Больше 0,01, но меньше 0,1 |
Высокий | Меньше 1,28 | Больше 0,1 |
Пример 2. Пусть в результате расчетов получено, что дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 3,1 года, величина СКО равна 0,4 года и задан срок погашения кредита, равный 4 годам. Тогда вероятность того, что дисконтированный срок окупаемости проекта превысит срок погашения кредита, определяется следующим образом:
1. Вычисляется доверительный интервал, который равен разности между сроком погашения кредита и сроком окупаемости.
2. Определяется относительный коэффициент СКО для этого интервала.
3. По таблицам теории вероятности (обработка результатов наблюдений) определяется величина интеграла вероятности Ф(х).
В данном случае Ф(х) = 0,976. Это означает, что только в 24 случаях из 1000 срок окупаемости может оказаться за интервалом 2,25 СКО. Если учесть, что выход за пределы интервала при нормальном законе распределения в меньшую и большую стороны равновероятен, то в приведенном примере вероятность получения неблагоприятного результата составит: 24 : 2 = 12 случаев из 1000, или 0,012, что соответствует, согласно приведенной выше таблице, среднему уровню риска.
Известны также и вербальные характеристики шкал риска в зависимости от величины ожидаемых потерь, которые могут быть использованы для принятия инвестиционного решения. В этих градациях уровня риска с учетом возможных потерь выделяют следующие условные зоны:
- область минимального риска, которая характеризуется уровнем потерь, не превышающих объема чистой прибыли;
- область повышенного риска, характеризующаяся уровнем потерь, не превышающих объема расчетной (валовой) прибыли;
- область критического риска, которая характеризуется тем, что в границах этой зоны возможны потери, превышающие объемы расчетной (валовой) прибыли, но не превышающие объема выручки от реализации готовой продукции;
- область недопустимого риска, которая характеризуется тем, что в границах этой зоны ожидаемые потери способны превзойти объем выручки от реализации продукции и достичь величины, равной всему имущественному состоянию предпринимателя.
В рассмотренном выше числовом примере распределение вероятностей предполагалось заранее известным. Во многих ситуациях доступны лишь данные о том, какой доход приносила операция (инвестиционная, финансовая или хозяйственная) в предыдущие годы.
Например, доступная информация может быть представлена в следующем виде (таблица 9.4).
Таблица 9. 4 – Динамика внутренней нормы доходности (ВНД)
Год | Числовая оценка показателя ВНД, % |
В этом случае для расчета среднеквадратичного отклонения используется такая формула:
, (17.3)
где n – число лет, за которые приведены данные;
СВНД – средняя внутренняя норма доходности, которая определяется как среднее арифметическое всех ВНД за n лет.
Для нашего примера получаем:
Еще одной величиной, характеризующей степень риска, является коэффициент вариации (KB).
Коэффициент вариации представляет собой количественную величину риска, приходящуюся на единицу доходности от реализации инвестиционного проекта. Соответственно чем выше этот коэффициент, тем выше степень риска.
В рассмотренном выше примере для проектов А и В коэффициенты вариации будут равны:
КВА =49,5 : 20 =2,475;
КВВ=3,5 : 20=0,175.
Как видим, опять на первое место по уровню риска вышел проект В.
Пример 3. На момент оценки двух альтернативных инвестиционных проектов А и Б средняя ставка доходности государственных ценных бумаг составила 12 %. Риск, определенный экспертным путем, связанный с реализацией инвестиционных проектов установлен для проектов А и Б на уровне соответственно 10 и 14 %. Срок реализации проектов равен четырем годам. Необходимо выбрать экономически целесообразный инвестиционный проект, если известны исходные данные (таблица 9.5).
Таблица 9.5 – Исходные данные по альтернативным инвестиционным проектам
Проект | Номер года реализации инвестиционного проекта | ||||
Денежный поток, млн. руб. | |||||
А | -100 | ||||
Б | -120 | 20,5 | 20,16 | 22,04 | 13,35 |
Решение примера 3.
Рассчитаем коэффициенты дисконтирования с учетом уровней риска, величины дисконтированных денежных потоков, а также накопленный дисконтированный объем чистой приведенной стоимости (ЧПС) по альтернативным инвестиционным проектам. Результаты расчетов сведем в таблицу 9.6.
Результаты расчетов, выполненных с учетом риска проектов, свидетельствуют, что инвестиционный проект Б является экономически наиболее целесообразным, так как он не только превышает стартовые вложения (в противоположность проекту А), но и приносит определенную величину дохода.
Таблица 9.6 – Расчет инвестиционных проектов
Год | Проект А | Проект В | ||||
Коэффици-ент дискон-тирования по ставке 22 % (12+10) | Денеж-ный поток, млн. руб. | Дисконтиро-ванные члены денежного потока, млн. руб. | Коэффици-ент дискон-тирования по ставке 22 % (12+10) | Денеж-ный поток, млн. руб. | Дисконтиро-ванные члены денежного потока, млн. руб. | |
-100 | -100 | -120 | -120 | |||
0,820 | 20,50 | 0,794 | 35,73 | |||
0,672 | 20,16 | 0,630 | 34,65 | |||
0,551 | 22,04 | 0,500 | 35,00 | |||
0,451 | 13,35 | 0,397 | 17,865 | |||
- | ЧПС | -23,77 | - | ЧПС | 3,245 |
Пример 4. АТП планирует инвестировать в основные фонды 60 млн. руб. Цена источников финансирования составляет 10 %. Рассматри-ваются четыре альтернативных инвестиционных проекта со следующими потоками платежей (таблица 9.7).
Таблица 9.7 – Показатели платежей проектов
Проект | Первоначальные инвестиции, млн. руб. | Денежные поступления, млн. руб. | |||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | ||
А | -35 | ||||
Б | -25 | ||||
В | -45 | ||||
Г | -20 |
Необходимо составить оптимальный план размещения инвестиций на основе расчета чистой приведенной стоимости чистой приведенной стоимости (NPV) и индекса рентабельности (PI) и определить стратегию инвестирования.
Решение
Рассчитаем чистую приведенную стоимость и индекс рентабельности для каждого инвестиционного проекта.
Для расчета чистой приведенной стоимости используем формулу:
, (9.4)
где FVn – денежный поток n-го года;
i – ставка дисконтирования;
n – количество лет реализации проекта;
Iо – первоначальные инвестиции.
Тогда:
по проекту А: NPV = 13,34 млн. руб.;
по проекту : NPV = 13,52 млн. руб.;
по проекту В: NPV = 15,65 млн. руб.;
по проекту Г: NPV = 12,22 млн. руб.
Для расчета индекса рентабельности применим формулу:
. (9.5)
Тогда:
по проекту А: PI = 1,38; по проекту Б: PI = 1,54; по проекту В: PI = = 1,34; по проекту Г: PI = 1,6.
Выберем наиболее приемлемые инвестиционные проекты, проранжировав их по степени убывания показателя PI, и определим инвестиционную стратегию фирмы (таблица 9.8).
Таблица 9.8 – Данные для выбора инвестиционного проекта
Проект | Размер инвестиций, млн. руб. | Часть инвестиций, включаемых в инвестиционный портфель, % | NPV, млн. руб. |
Г | 20,0 | 100,0 | 12,22 |
Б | 25,0 | 100,0 | 13,52 |
А | 60-(20+25)=15,0 | 13,34·0,429=5,72 | |
Итого | 60,0 | - | 31,46 |
Вопросы и задания
1. Как определяется внутренняя норма доходности?
2. В чем заключается сущность стратегического управления инвестициями?
3. Опишите основные этапы разработки инвестиционного плана предприятия.
Задача 1. Имеются два альтернативных проекта А и В со следующими денежными потоками (млн. руб.):
Проект | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
А | -200 | ||
Б | -400 |
Ставка дисконтирования 20 %.
Показать, что чистая современная стоимость относительного денежного потока равна разности чистых современных стоимостей указанных проектов.
Задача 2. Доход от инвестиций 100 тыс. руб., получаемый через год, равен 120 тыс. руб. Альтернативные издержки равны 30 %. Не рассчитывая непосредственно величину чистой современной стоимости, определить, отрицательной или положительной будет ее величина. Ответ обоснуйте.
Задача 3. Инвестиции АТП в строительство здания в размере 200 тыс. руб. должны обеспечить через год доход в 300 тыс. руб. Вложение средств в этот объект заставляет отказаться от приобретения акций, позволяющих получить доход 15 % годовых. Чему равна чистая современная стоимость инвестиций АТП в строительство здания?
Задача 4. Осуществление проекта требует в первый год инвестиций в размере 300 тыс. руб., во второй год – 100 тыс. руб. В третьем году доходы составят 100 тыс. руб., в четвертом – 200 тыс. руб., в пятом – 300 тыс. руб., в шестом – 800 тыс. руб. Ставка дисконтирования – 10 %. Найти дисконтированный срок окупаемости с начала периода инвестирования.
Задача 5. Для реализации инвестиционного проекта необходимы покупка земельного участка, постройка здания, приобретение и монтаж оборудования, денежные потоки по которым представлены следующим образом (тыс. руб.):
0-й год 1-й год 2-й год
Стоимость земли -2000 0 0
Здание 0 -2000 -1000
Оборудование 0 0 -5000
Оборотный капитал формируется в размере 15 % прироста выручки от реализации следующего года. Срок эксплуатации здания – 20 лет, оборудования – 20 лет. Амортизация начисляется равномерно.
С третьего года начинается производство продукции, которое продолжается 10 лет. Предполагается производить продукцию в следующих объемах (тыс. руб.):
Годы
3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й
Объем
производства 100 120 150 200 200 300 250 200 150 100
Переменные затраты составляют 50 % выручки от реализации. Условно-постоянные затраты в третьем году равны 50 млн. руб. Среднегодовой темп инфляции – 15 %. Условно-постоянные расходы будут изменяться в будущем в соответствии с темпом инфляции. Ставка налога на прибыль – 30 %, цена капитала – 20 %. В конце срока действия проекта (в конце 12-го года) землю, здания и оборудование предполагается продать по рыночным ценам. Полученный доход включается в денежный поток как чистая ликвидационная стоимость. Чистая ликвидационная стоимость образуется как разница между ценой продажи и налогом на прибыль (убыток) от реализации. Налогом облагается прибыль от реализации как разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью (первоначальная стоимость минус износ). Земля – неамортизируемое имущество.
Найти чистую современную стоимость и внутреннюю норму доходности.
Задача 6. Компания имеет следующую целевую структуру капитала: 25 % – заемные средства, 15 % – привилегированные акции, 60 % – собственные средства. Цена заемного капитала – 25 %, привилегированных акций – 12%, собственного капитала – 20 %. Ставка налога на прибыль – 40 %. Затраты на размещение новых акций составляют 10 % стоимости выпуска. Дополнительно нужно привлечь 1 млн. руб. Нераспределенная прибыль составляет 300 тыс. руб. Амортизация – 200 тыс. руб. Только 125 тыс. руб. можно получить по ставке 25 %, свыше этой суммы цена заемного капитала составит 30 %. Сколько будет стоить каждый рубль сверх 700 тыс. руб.?
Литература: [1, 2, 3, 6, 7, 8].
Список рекомендуемой итературы
Основная литература:
1. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент (3-е издание) : Учебное пособие / Дробышева Л. А. - Москва : Дашков и К, 2014. - 150 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-394-02301-9
2. Игрунова, О. М. Методика и практика проведения маркетинговых исследований различных рынков товаров и услуг / О.М. Игрунова, 1. - 2-е изд., стер. - М.|Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 102 с. - ISBN 978-5-4475-6041-6
3. Шпильман, Т. М. Экономика автотранспортного предприятия. Практикум : Учебное пособие / Шпильман Т. М. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 142 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.
Дополнительная литература:
4. Малыш, М. Н. Производственный менеджмент / М.Н. Малыш ; Н.Ю. Донец. - Санкт-Петербург : СПбГАУ, 2015. - 39 с.
5. Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 496 с. : ил. - (Учебник для вузов). - На учебнике гриф: Рек.МО. - Библиогр.: с. 495-495. - ISBN 978-5-4237-0238-0
6. Бубнова, Г. В. Транспортный маркетинг : Учебник / Бубнова Г. В. - Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 452 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-9994-0048-2
7. Шпильман, Т. М. Экономика автотранспортного предприятия. Практикум : Учебное пособие / Шпильман Т. М. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 142 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.
8. Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия : учебник / В. П. Бычков. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 384 с. : табл. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. УМО. - Библиогр.: с. 381-383. - ISBN 978-5-16-002699-2
9. Шпильман, Т. М. Экономика автотранспортного предприятия / Т.М. Шпильман ; Л.М. Стрельникова ; С.В. Горбачев. - Оренбург : ОГУ, 2014. - 142 с.
Приложения
Приложение А
Таблица А1 – Нормативы пробега подвижного состава до КР и трудоемкость ТО и ТР для I категории условий эксплуатации
Подвижной состав | Модели (марки) | Норма пробега до КР, Lк(Н),км | Нормативная трудоемкость | |||
ЕО (t(н)ЕО) Чел.-ч | ТО-1 (t(н)1) Чел.-ч | ТО-2 (t(н)2) Чел.-ч | ТР (t(н)ТР) Чел.-ч/1000 км | |||
Легковые автомобили: малого класса (трудоемкость — для всех моделей АЗЛК и ИЖ) | «Москвич-2138», ИЖ-2125, ВАЗ (кроме мод. 2121) | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | |
среднего » | ГАЗ-24-01 | 0,35 | 2,5 | 10,5 | 3,0 | |
ГАЗ-24-07 | 0,50 | 2,9 | 11,7 | 3,2 | ||
ГАЗ -24-27 | 0,50 | 3,3 | 12,3 | 3,4 | ||
Автобусы: особо малого класса | ||||||
РАФ-2203 | 0,5 | 4,0 | 15,0 | 4,5 | ||
малого класса | ПАЗ-672 КАвЗ-685 | 0,7 0,7 | 5,5 5,5 | 18,0 18,0 | 5,3 5,5 | |
среднего » | ЛАЗ-695Н ЛАЗ-697Н, -697Р, ЛАЗ-695НГ | 0,8 0,8 0,95 | 5,8 5,8 6,6 | 24,0 24,0 25,8 | 6,5 6,5 6,6 | |
большого » | ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-677Г | 1,0 1,15 | 7,5 7,9 | 31,5 32,7 | 6,8 7,0 | |
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: | ||||||
от 0,3 до 1,0 | ИЖ-27151 | 0,2 | 2,2 | 7,2 | 2,8 | |
от 1,0 до 3,0 | ЕрАЗ-762А, | 0,3 | 1,4 | 7,6 | 2,9 | |
-762В | ||||||
УАЗ-451М, | 0,3 | 1,5 | 7,7 | 3,6 | ||
-451 ДМ |
Продолжение таблицы А1
ГАЗ-52-04 | 0,4 | 2,1 | 9,0 | 3,6 | ||
ГАЗ-52-07 | 0,55 | 2,5 | 10,2 | 3,8 | ||
ГАЗ-52-27 | 0,55 | 2,9 | 10,8 | 4,2 | ||
от 3,0 до 5,0 | ГАЗ-53А | 0,42 | 2,2 | 9,1 | 3,7 | |
ГАЗ-53-07 | 0,57 | 2,6 | 10,3 | 3,9 | ||
ГАЗ-53-27 | 0,57 | 3,0 | 10,9 | 4,1 | ||
от 5,0 до 8,0 | ЗИЛ-130 | 0,45 | 2,7 | 10,8 | 4,0/3,6* | |
ЗИЛ-138 | 0,6 | 2,9 | 11,8 | 4,2/3,8* | ||
3ИЛ-138А | 0,6 | 3,5 | 12,6 | 4,4/4,0* | ||
KA3-608, | 0,35 | 3,5 | 11,6 | 4,6 | ||
-608В | 0,55 | 3,8 | 16,5 | 6,0 | ||
Урал-377, 377Н | ||||||
от 8 и более | МАЗ-5335 МАЗ-500А КамАЗ-5320 КрАЗ-257 | 0,3 0,30 0,50 0,50 | 3,2 3,4 3,4 3,5 | 12,0 13,8 14,5 14,7 | 5,8 6,0 8,5 6,2 | |
Прицепы и полуприцепы: | ||||||
одноосные прицепы грузоподъемностью до 3,0 т | Все модели | 0,1 | 0,4 | 2,1 | 0,4 | |
двухосные прицепы грузоподъемностью до 8,0 т | » | 0,2-0,3 | 0,8-1,0 | 4,4-5,5 | 1,2-1,4 | |
двухосные прицепы грузоподъемностью 8,0 т и более | ГКБ-8350 | 0,3 | Для 1,3-1,6 | всех 6,0-6,1 | моделей 1,8-2,0 | |
полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более) | КАЗ-717 МАЗ-5232В МАЗ-93801 МАЗ-9397 | 0,2-0,3 | Для 0,8-1,0 | всех 4,2-5,0 | моделей 1,1-1,45 |
*Для автомобилей выпуска с 1980 г.
Таблица А2 – Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации
Автомобили | Нормативная периодичность технического обслуживания, км | |
ТО-1(L1(н)) | ТО-2(L2(н)) | |
Легковые Автобусы Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей |
Примечания:
1. Периодичность ТО грузовых автомобилей КамАЗ, МАЗ-5335, ГАЗ-53-12 и автобуса ЛАЗ-4202 устанавливаются второй частью Положения по конкретному семейству подвижного состава.
2. Периодичность ТО прицепов и полуприцепов равна периодичности для грузовых автомобилей-тягачей.
3. Периодичность замены масел и смазок уточняется в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов, а также марки применяемого масла (смазки).
Таблица А3 – Коэффициенты корректирования нормативов пробега подвижного состава до КР, периодичности ТО, трудоемкости ТО и ТР
Условия корректирования нормативов | Значения коэффициентов, корректирующих | |||
пробег до КР | периодичность ТО | трудоемкость ТО | трудоемкость ТР | |
Коэффициент К1 | ||||
Категории условий эксплуатации: | ||||
I | 1,0 | 1,0 | - | 1,0 |
II | 0,9 | 0,9 | - | 1,1 |
III | 0,8 | 0,8 | - | 1,2 |
IV | 0,7 | 0,7 | - | 1,4 |
V | 0,6 | 0,6 | - | 1,5 |
Коэффициент К2 | ||||
Подвижной состав: базовая модель автомобиля (бортовой) | 1,0 | - | 1,0 | 1,0 |
седельный тягач | 0,95 | - | 1,1 | 1,1 |
Продолжение таблицы А3
автомобиль с одним прицепом | 0,90 | - | 1,15 | 1,15 |
автомобиль с двумя прицепами | 0,85 | - | 1,2 | 1,2 |
автомобиль-самосвал при работе на расстояниях свыше 5 км | 0,80 | - | 1,2 | 1,2 |
автомобиль-самосвал с одним прицепом или при работе на коротких расстояниях (до 5 км) | - | |||
автомобиль-самосвал с двумя прицепами | 0,75 | - | 1,25 | 1,25 |
специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования; уточняются во 2-й| части Положения) | - | - | 1,1-1,2 | 1,1-1,2 |
Коэффициент К3 | ||||
Климатические районы: | ||||
умеренный | 1,0 | 1,0 | - | 1,0 |
умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,1 | 1,0 | - | 0,9 |
жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 0,9 | - | 1,1 |
умеренно холодный | 0,9 | 0,9 | - | 1,1 |
холодный | 0,8 | 0,9 | - | 1,2 |
очень холодный | 0,7 | 0,8 | - | 1,3 |
Коэффициент К4 | ||||
Пробег автомобилей с начала эксплуа- тации в долях от нормативного пробега до КР: | ||||
грузовые автомобили: | ||||
до 0,25 | - | - | - | 0,4 |
свыше 0,25 » 0,50 | - | - | - | 0,7 |
Продолжение таблицы А3
» 0,50 » 0,75 » 0,75 » 1,00 » 1,00 » 1,25 » 1,25 » 1,50 » 1,50 » 1,75 » 1,75 » 2,00 » 2,00 | - - - - - - - | - - - - - - - | - - - - - - - | 1,0 1,2 1,3 1,4 1,6 1,9 2,1 |
автобусы: | ||||
до 0,25 свыше 0,25 » 0,50 » 0,50 » 0,75 » 0,75 » 1,00 » 1,00 » 1,25 » 1,25 » 1,50 » 1,50 » 1,75 » 1,75 » 2,00 » 2,00 | - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | 0,5 0,8 1,0 1,3 1,4 1,5 1,8 2,1 2,5 |
легковые автомобили: | ||||
до 0,25 свыше 0,25 » 0,50 » 0,50 » 0,75 » 0,75 » 1,00 » 1,00 » 1,25 » 1,25 » 1,50 » 1,50 » 1,75 » 1,75 » 2,00 » 2,00 | - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | - - - - - - - - | 0,4 0,7 1,0 1,4 1,5 1,6 2,0 2,2 2,5 |
Коэффициент К5* | ||||
Число автомобилей в АТП: при числе технологически совместимых групп ** подвижного состава до трех: | ||||
до 100 свыше 100 » 200 » 200 » 300 » 300 » 600 » 600 | 1,15 1,05 0,95 0,85 0,80 | 1,15 1,05 0,95 0,85 0,80 | ||
для трех технологически совместимых групп подвижного состава: |
Продолжение таблицы А3
до 100 свыше 100 » 200 » 200 » 300 » 300 » 600 » 600 | 1,20 1,10 1,00 0,90 0,85 | 1,20 1,10 1,00 0,90 0,85 | ||
при числе технологически совместимых групп подвижного состава более трех: | ||||
до 100 свыше 100 » 200 » 200 » 300 » 300 » 600 » 600 | 1,30 1,20 1,10 1,05 0,95 | 1,30 1,20 1,10 1,05 0,95 |
*Коэффициенты К4 и К5 используются для корректирования нормативных трудоемкостей ТО и ТР.
**Число автомобилей в технологически совместимой группе должно быть не менее 20.