Прогнозирование производства автотранспортных услуг
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен разрабатывать планы и программы организационно-управленческой и инновационной деятельности на предприятии, осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, оценивать инновационные и технологические риски при внедрении новых технологий, организовывать повышение квалификации сотрудников подразделений в области инновационной деятельности (ПК-27).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области маркетинга и производственного менеджмента.
Теоретическая часть
Основными этапами прогнозирования являются:
- анализ динамики прогнозируемого перевозочного процесса и выявление тенденций его развития;
- выявление важнейших закономерностей прогнозируемого процесса перевозок на основе характеристики этих тенденций;
- составление прогноза спроса на перевозки;
- расчёт ошибки прогноза и построение доверительных интервалов.
Прогнозирование производства может проводится несколькими методами.
Графический анализ тенденции развития проводится путем построения линейной координатной диаграммы (рисунок 7.1).
По характеру линии графика определяется тенденция динамического ряда. Затем подбирается одно из математических уравнений, наилучшим образом описывающие тенденции.
Yх = a + bx Yх =
a + bx
Yх = a + b + lg x lg Yх = a + b +х
Рисунок 7.1 – Простейшие математические уравнения
Для определения параметров уравнений составляются системы нормальных уравнений. Для облегчения расчетов используются вспомогательные таблицы.
, | (7.1) |
. | (7.2) |
Для решения системы составляется таблица 7.1.
Таблица 7.1 – Исходные данные для решения системы уравнений
x | y | x2 | x y | |
, | (7.3) |
. | (7.4) |
Для решения системы составляется таблица 7.2.
Таблица 7.2 – Исходные данные для решения системы уравнений
x | y | lgx | (lgx)2 | xy | |
, | (7.5) |
. | (7.6) |
Для решения системы составляется таблица 7.3.
Таблица 7.3 – Исходные данные для решения системы уравнений
x | y | (1/x)2 | 1/x | x/y | |
, | (7.7) |
. | (7.8) |
Для решения системы составляется таблица 7.4.
Таблица 7.4 – Исходные данные для решения системы уравнений
x | y | x2 | lgy | xlgy | |
, | (7.9) |
, | (7.10) |
. | (7.11) |
После определения значения параметров уравнения в него вместо (х) подставляем поочередно порядковые номера лет и получаем выровненные значения спроса (у), которые проставляются в последней графе вспомогательной таблицы.
Пригодность уравнения определяется путем расчета среднеквадратического отклонения фактического значения ух по формуле расчета суммы отклонения. Допустимым значением является ±5 %. Чем меньше значение отклонения, тем более точный выбранный метод расчета прогноза.
Расчеты отклонений рекомендуется оформить в виде таблицы 7.5.
Таблица 7.5 – Расчет среднеквадратического отклонения
Дисперсия:
, | (7.12) |
где n – число уровней базисного ряда.
Возможная ошибка прогноза:
, | (7.13) |
где t – коэффициент равный 2.
Среднеквадратичное отклонение:
. | (7.14) |
Коэффициент вариации:
. | (7.15) |
Составляется прогноз перевозок на расчетный срок и устанавливаются минимальные и максимальные его уровни (таблица 7.6).
Таблица 7.6 – Расчет доверительного интервала прогноза
Годы | ± ух | ymin | ymax |