Цены и тарифы на автомобильном транспорте
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен изучать и анализировать необходимую управленческую информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации, систематизировать их и обобщать, использовать при управлении программами освоения новых технологий выполнения работ по эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения и транспортного оборудования, повышению эффективности использования производственных ресурсов (ПК-28),
готов к использованию знания отраслевого маркетинга и производственного менеджмента (ПК-33),
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области маркетинга.
Теоретическая часть
Цены на продукцию транспорта называются тарифами. Вместе с тем, автотранспортные тарифы имеют и особенности. Главными следует считать следующие:
- повышением или снижением уровня тарифа автомобильный перевозчик влияет непосредственно, а часто весьма существенно, на отпускную цену перевозимого груза и, следовательно, на рыночное положение потребителя своих услуг;
- условия, в которых автотранспортным предприятиям (АТП) приходится принимать решения о построении и применении тарифов, чрезвычайно разнообразны. В рыночных условиях стоимость предоставления реальной автотранспортной услуги всегда зависит от множества независимых факторов.
В обобщенном виде тариф определяется по формуле:
, | (3.1) |
где Cобщ – себестоимость услуг, руб.;
R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.;
Р – объем реализуемых услуг, т, ткм, авт.-ч, км.
Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом состоят из следующих видов: сдельные тарифы; исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов; повременные тарифы; тарифы из покилометрового расчета; надбавки, скидки, штрафы; тарифы на экспедиционные операции и другие услуги; тарифы на погрузочно-разгрузочные работы; тарифы на складские операции, выполняемые автотранспортными предприятиями (АТП).
По каждой марке автомобилей, рассчитываются тарифы на различные измерители:
1) одноставочные – за 1 км, 1 т, 1 т/км, 1 ч работы;
2) двухставочные – за 1 ч работы и за 1 км пробега, 1 т груза, 1 т/км;
3) трехставочные – за заказ, за 1 ч работы и за 1 км пробега.
Выбор вида тарифов определяется условиями перевозок грузов.
Налог на добавленную стоимость (18 %) взимается с клиента дополнительно к тарифу.
Транспортно-экспедиторские услуги рассчитываются дополнительно и оговариваются при заключении договоров.
За подачу подвижного состава к клиенту под первую ездку рекомендуется взимать отдельную плату в зависимости от расстояния подачи и связанных с этим затрат.
Тарифы определяются, исходя из конъюнктуры рынка, и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок и определенного уровня рентабельности с учетом спроса на перевозки.
Тарифы рекомендуется устанавливать для каждого вида перевозок и для каждой конкретной марки подвижного состава, исходя из условий его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на выполнение перевозок.
Сдельные тарифы установлены за 1 т перевозимого груза в зависимости от расстояния перевозки и класса груза, независимо от грузоподъемности подвижного состава. С увеличением расстояния перевозки грузов тарифная плата за 1 т груза повышается, а за 1 ткм снижается, так как уменьшается тарифная ставка за 1 ткм.
Сдельные тарифы построены для пяти классов грузов. Класс груза устанавливается в соответствии с утвержденной номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автотранспортом, на основе показателя (коэффициента) использования грузоподъемности подвижного состава.
Исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами и думперами при механизированном способе погрузки установлены за 1 т груза в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности автомобиля-самосвала, думпера (до 10 и свыше 10 т). Исключительные тарифы ниже общих тарифов, причем степень их снижения более высокая на коротких расстояниях, где выгоднее применять автомобили-самосвалы. При перевозке таких грузов на расстояние свыше 15 км предусмотрено повышение тарифов на 15% по сравнению с общими тарифами.
Повременные тарифы установлены на 1 авт.-ч в зависимости от грузоподъемности автомобиля. При этом дополнительно взимается плата за каждый километр пробега автомобиля сверх 9 км/ч.
Тарифы из покилометрового расчета установлены за 1 км пробега в зависимости от грузоподъемности автомобиля. Доходы предприятия за перевозки грузов рассчитывают по каждому виду перевозок отдельно умножением действующего тарифа на объем перевозок (услуг).
Валовые доходы от эксплуатации автобусов рассчитываются раздельно по городским, пригородным и междугородным сообщениям. Это вызвано тем, что тарифы на междугородные перевозки пассажиров построены в зависимости от дальности поездки и типа автобусов (с жесткими или мягкими сидениями).
Вопросы и задания
1. В чем отличие понятия «тариф» от «цены»?
2. Какие виды тарифов Вы знаете?
3.Определить общую сумму доходов по перевозке песка автомобилями КамАЗ-5511 при работе в карьере в объеме 350 тыс. т на расстояние 3,5 км.
4.Определить сумму доходов АТП за перевозку 98 т груза 3-го класса автомобилем ЗИЛ-130 (масса отправки от 2 до 5 т) на расстояние 55 км на территории края.
5.Определить сумму доходов, в том числе и за экспедиционные операции, выполняемые водителями при перевозке 150 т груза 2-го класса на расстояние 25 км (масса отправки 4 т), договорная цена за экспедирование 1 т груза 100 руб.
6. Определить сумму доходов АТП за перевозку пассажиров на автобусе с мягкими сиденьями на междугородном маршруте, если: количество пассажиров в автобусе – 28 чел.; детей в возрасте от 5 до 10 лет –3; расстояние перевозки – 230 км; количество мест багажа – 20. Перевозка осуществляется на территории России.
Литература: [1, 2, 3, 6, 9].
Практическое занятие 4