ЛЕКЦИЯ № 8. Безопасность на автомобильном транспорте

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния - 100-200 километров является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу чрезвычайных ситуаций и количеству человеческих жертв среди всех видов транспорта. По данным ООН, в результате дорожно­транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них по­гибает более 80, травмируется около 500 человек. Ежегодно на дорогах России регистрирует­ся более 160 тысяч ДТП, в которых участвуют механические транспортные средства: автомо­били, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные ме­ханизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тысяч россиян, инвалидами становятся око­ло 200 тысяч человек. В России количество погибших в ДТП в 5-10 раз больше, чем в странах Европы.

ДТП – это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП – лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешехо­ды, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост количества ДТП, числа погиб­ших и раненых, материальных потерь. Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ час, то с начала торможения он проходит путь в 15 метров, при 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 метров. Чаще всего в результате ДТП механические транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; они деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ; транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лави­не, селевом потоке или труднодоступном месте.

Чрезвычайную опасность представляют ДТП, в которых участвуют специальные автомо­били, которые перевозят большое количество легковоспламеняющихся, взрывоопасных, ра­диоактивных грузов. Такие аварии приводят к гибели и травмированию большого количе­ства людей, заражению значительных территорий, выбросу в окружающую природную сре­ду отравляющих веществ.

Особая ситуация возникает на дороге в том случае, когда по ней движутся пожарные, медицинские, ми­лицейские, военные, специальные автомобили. Все они снабжены звуковыми и световыми сигналами, имеют отличительный цвет. Эти машины имеют пре­имущественное право проезда, им должны уступать до­рогу все участники движения, в том числе пешеходы.

Помните! Машины с включенными специальными сигна­лами мчатся на большой скорости, им разрешен проезд даже на красный сигнал светофора. Услышав звук сирены, или увидев сигнальные огни спецмаши­ны, быстро покиньте проезжую часть дороги, остано­витесь на тротуаре, дождитесь ее проезда.

Что­бы до минимума сократить число ДТП и травматизм среди пешеходов, необходимо выполнять следующие правила безопасного поведения на дорогах:

- прежде чем перейти дорогу, необходимо внимательно осмотреть проезжую часть. Сначала посмотрите налево, а потом направо. Убедитесь в отсутствии поблизости транспортных средств и быстро перейдите дорогу;

- нельзя неожиданно выходить (выбегать) на проезжую часть из-за преграды;

- недопустимо преодоление проезжей части бегом, поскольку во время бега взгляд направлен вперед и человек не может контролировать обстановку вокруг;

- нельзя отвлекаться разговорами при пере­ходе через дорогу, оглядываться назад;

- нужно быть собранным и внимательным;

- нельзя задерживаться на проезжей части дороги, даже если вы что-то уронили;

- переходить дорогу нужно только в установ­ленном месте, а не по кратчайшему пути;

- не пытайтесь перебежать дорогу перед близко идущим транспортом;

- оценивайте степень опасности до выхода на дорогу;

- будьте предельно внимательны на дороге в условиях неблагоприятной погоды и плохой видимости;

- изучите местные особенности автодороги;

- старайтесь переходить улицу в группе;

- пользуйтесь подземными и наземными переходами.

Нельзя!

Передвигаться по проезжей части дороги в запрещенном месте.

Идти на запрещающий сигнал светофора.

Останавливаться на проезжей части дороги.

Ожидать транспорт в неразрешенных местах.

Играть на дороге.

Для обеспечения безопасности дорожного движения и его регулирования используются светофоры, дорожные знаки, регулировщики, ограждения, дорожная разметка, посадочные площадки, пешеходные дорожки.

Основным средством регулирования дорожного движения являются трехсекционные светофоры. Они могут иметь дополнительные секции для регулировки движения трамваев, проезда поездов, велосипедистов, для пешеходов предназна­чен светофор с двухцветной сигнализацией: красный силуэт стоящего человека запрещает проход, зеленый силуэт «идущего» человека разрешает проход. Мигание зеленого сигнала светофора свидетельствует о скором окончании разрешенного времени для перехода.

Наши рекомендации