Системы обнаружения утечек горючих газов
На сливоналивных эстакадах легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны устанавливаться сигнализаторы довзрывоопасных концентраций из расчета один датчик сигнализатора довзрывоопасных концентраций на две цистерны. Датчики устанавливаются на нулевой отметке вдоль каждого фронта слива и налива на расстоянии до 3 м от крайнего рельса и на высоте не более 0,5 м от уровня поверхности земли (железнодорожного полотна).
Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций горючих газов и паров должны обеспечивать подачу предупреждающего светового сигнала при концентрациях 10% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР) в помещение поста-диспетчерской и звукового аварийного сигнала - при 50%.
При получении аварийного сигнала от сигнализаторов довзрывоопасных концентраций дополнительно должен выдаваться сигнал о прекращении сливоналивных технологических операций на эстакаде до выявления причин загазованности и их устранения.
Для ограничения зоны загазованности горючими газами и парами на сливоналивной эстакаде могут использоваться инертные газы (азот, диоксид углерода аргон и др.), содержащиеся в технологическом оборудовании на эстакаде, а также мелкораспыленная вода из лафетных стволов (ручных, дистанционно управляемых) и осциллирующих мониторов.
Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций должны быть во взрывозащищенном исполнении, соответствующем категориям и группам взрывоопасных смесей.
Технические характеристики и условия монтажа сигнализаторов довзрывоопасных концентраций и сигнальной аппаратуры должны обеспечивать их работоспособность в возможном диапазоне температур воздушной среды при нормальной эксплуатации.
Пожаротушение
Для пожаротушения открытых и расположенных под навесами сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать:
а) стационарную установку пожаротушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности с дистанционным пуском;
б) водяное орошение лафетными стволами конструкций эстакады и железнодорожных вагонов-цистерн;
в) установку стояков с соединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для подачи пены от переносных генераторов, на расстоянии 120 м друг от друга.
Для пожаротушения сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад, размещаемых на складах I и II категории, следует предусматривать стационарные системы пожаротушения (неавтоматические). Для охлаждения железнодорожных и автомобильных цистерн, сливоналивных устройств на эстакадах складов I и II категории должны быть предусмотрены стационарные лафетные стволы, дистанционно управляемые лафетные стволы, а также осциллирующие мониторы.
Тушение пожара на сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакадах, размещаемых на складах III. категории, следует предусматривать, как минимум, передвижной пожарной техникой. На складах данной категории допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу воды на охлаждение цистерны и тушение пожара передвижной пожарной техникой из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов.
При размещении сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в зданиях должны предусматриваться автоматическая стационарная установка пожаротушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности с автоматическим и дистанционным пуском и внутренний противопожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точку помещения двух струй воды с расходом по 5 л/с каждой.
Для противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы, дистанционно управляемые лафетные стволы, а также осциллирующие мониторы.
Инерционность системы пенного пожаротушения для сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должна быть не более 3 мин.
Расчетная площадь тушения для сливоналивных железнодорожных эстакад принимается равной площади эстакады по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожные пути, но не более 1000 м2.
Расчетная площадь тушения для сливоналивных автомобильных эстакад принимается равной площади территории, занимаемой заправочными островками, но не более 800 м2.
Расчетная площадь пенного пожаротушения для сливоналивных железнодорожных эстакад принимается по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожные пути, с учетом размещения на этой площади не менее трех железнодорожных цистерн на каждой стороне налива.
Пеногенераторы следует располагать на строительных конструкциях эстакад с подачей пены сверху на железнодорожные цистерны и настил эстакады.
На каждую железнодорожную цистерну грузоподъемностью 60 т должна осуществляться подача пены (раствора пенообразователя) не менее чем с одного пеногенератора.
Проектирование лафетных установок, дистанционно управляемых лафетных стволов и осциллирующих мониторов для противопожарной защиты железнодорожных сливоналивных эстакад следует осуществлять в соответствии с отраслевыми нормативными документами.
Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точки эстакады двумя струями.
Для противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы, дистанционно управляемые лафетные стволы и осциллирующие мониторы.
Общий расход воды на охлаждение лафетными стволами железнодорожных цистерн, сливоналивных устройств на эстакадах следует принимать из расчета одновременной работы двух лафетных стволов, по не менее 40 л/с.
Число и расположение лафетных стволов следует определять из условия орошения железнодорожных цистерн и каждой точки эстакады двумя компактными струями.
Диаметр насадков лафетных стволов следует принимать не менее 28 мм. Лафетные стволы следует устанавливать на расстоянии не менее 15 м от железнодорожных путей. Если это невозможно, то их допускается располагать на меньших расстояниях (до 10 м), при условии, что будут задействованы дублирующие стволы или дистанционно управляемые лафетные стволы и осциллирующие мониторы.
Совместно с пожарными извещателями, размещаемыми в районе сливоналивных эстакад, следует предусматривать использование устройств для дистанционного включения пожарных насосов в насосной станции пенотушения. Устройства для дистанционного включения насосов пенотушения должны находиться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противопожарных концах эстакады.
При проектировании автоматических систем пожаротушения для сливоналивных эстакад необходимо обеспечить выполнение требований НПБ 88-2001.
Выбор способа тушения определяется характером и условиями процесса горения при возникновении пожара на эстакаде.
Расходы огнетушащих средств для тушения пожаров на эстакадах следует определять исходя из интенсивности их подачи на 1 м расчетной площади тушения нефти и нефтепродуктов.
Расход огнетушащих средств в виде раствора пенообразователя для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов на эстакадах следует определять исходя из нормативной интенсивности их подачи:
а) для нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 28 °C и ниже - 0,08 л/(м2с);
б) для нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки выше 28 °C - 0,06 л/(м2с).
Запас пенообразователя и воды для приготовления раствора (расход раствора пенообразователя на один пожар) рассчитывается исходя из того количества раствора пенообразователя, которое необходимо для тушения пожара в течение 15 мин при максимальной производительности пеногенераторов.
Нормативный запас пенообразователя и воды для приготовления его раствора следует принимать из условия обеспечения трехкратного расхода раствора пенообразователя на один пожар (при наполненных растворопроводах стационарных установок пожаротушения).
Хранить пенообразователь для систем пожаротушения следует в концентрированном виде. Для хранения пенообразователя следует предусматривать, как правило, не менее двух резервуаров. Допускается использовать один резервуар для запаса пенообразователя объемом до 10 м3. Для хранения запаса пенообразователя предусматривается один резервуар при условии разделения его перегородками на отсеки вместимостью каждого не более 10 м.
Свободный напор в сети растворопроводов стационарных установок пожаротушения должен быть при пожаре не более 60 м и не менее 40 м перед генераторами пены типа ГПСС или ГПС.
Сети противопожарного водопровода и растворопроводов (постоянно наполненных растворами или сухих) для тушения пожара на железнодорожной эстакаде, оборудованной сливоналивными устройствами с двух сторон, следует проектировать кольцевыми с тупиковыми ответвлениями (вводами) к отдельным зданиям и сооружениям.
Сети следует прокладывать на расстоянии не менее 10 м от железнодорожных путей эстакады (крайнего рельса).
Тушение пожаров открытых проливов СУГ осуществляется порошковыми составами. Для тушения горящего пролива под слоем щебня следует использовать воздушно-механическую пену низкой или средней кратности.
Для тепловой защиты аварийной цистерны и соседних цистерн применяются распыленные струи, а компактные струи воды - вне зоны пролива СУГ. Сливная эстакада должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения, как минимум, пятью порошковыми огнетушителями типа ОП-5, одним ящиком с песком, одной кошмой (асбестовым одеялом) на каждые 50 м длины эстакады.
В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа А В С Е.
Допускается применение на эстакадах хладоновых и углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые огнетушители.
На эстакадах допускается устанавливать только те огнетушители, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.
Ящики с песком должны устанавливаться на сливоналивных эстакадах, связанных с проливом легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Ящики для песка должны иметь объем 0,5 или 1,0 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
Дренажные системы
При проектировании водоснабжения и канализации сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей необходимо предусматривать следующие мероприятия:
1) смыв проливов продуктов на сливоналивных эстакадах производить водой с температурой не выше 75 °C в местах водозабора с учетом температуры застывания продуктов. Для смывания мазута и других высоковязких продуктов допускается использование пара низких параметров;
2) отвод сточных (производственных и дождевых) вод от сливоналивных эстакад осуществлять:
а) от эстакад светлых нефтепродуктов - в первую систему канализации;
б) от эстакад сырой нефти и темных нефтепродуктов - во вторую систему канализации;
в) от эстакад токсичных веществ (фенол, синтетические жирные кислоты, метанол, этилированный бензин, тетраэтилсвинец в др.) при загрязнении стока - в специальную канализацию с последующей подачей на установки локальной очистки или обезвреживания стоков;
г) от эстакад сжиженных углеводородных газов С1-С2 - в первую систему канализации;
д) от эстакад сжиженных углеводородных газов С4 - в специально устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затем направляться при необходимости на пропарку углеводородов или в первую систему канализации.
Для смыва проливов продукта на сливоналивных эстакадах необходимо использовать воду из производственного водопровода. Для подогрева воды, как правило, следует применять скоростные пароводоподогреватели с подключением к системе технологического пароснабжения. Расчетный расход горячей воды - по две струи по 2,5 л/с в течение 30 мин каждую смену.
Значение свободных напоров в трубопроводах горячего водоснабжения в местах водосборов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий.
Разводка сети горячей воды и пара должна осуществляться сухотрубами, прокладываемыми открыто по конструкциям эстакады, с уклоном для возможности их опорожнения. На сухотрубах через каждые 30 м устанавливаются поливочные краны Ду 25 с прорезиненными шлангами Ду 25 длиной 15 м. Необходимость теплоизоляции трубопроводов определяется теплотехническими расчетами, конструктивные решения прокладки трубопроводов и теплоизоляции должны приниматься в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию тепловых сетей, утвержденных в установленном порядке.
Приложение 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СКЛАДОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО СНиП 2.11.03-93
Категория склада | Максимальный объем, одного резервуара, м3 | Общая вместимость склада, м3 |
I | - | Св. 100000 |
II | - | Св. 20000 до 100000 включ. |
III а | До 5000 включительно | Св. 10000 до 20000 включ. |
III б | До 2000 включительно | Св. 2000 до 10000 включ. |
III в | До 700 включительно | До 2000 включ. |
Заключение.
Обеспечение пожарной безопасности на таких объектах как склады ЛВЖ, ГЖ и СУГ, а также на сливо-наливных эстакадах играет очень важную роль в безопасности технологического процесса. Несоблюдение норм и требований пожарной и взрывобезопасности может в случае аварии привести к катастрофическим последствиям и человеческим жертвам, что абсолютно недопустимо; поэтому, необходимо строго соблюдать технику безопасности и ответственно относиться к выполнению должностных инструкций.
Список литературы.
1) ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
2) ГОСТ Р 12.3.047-98. ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
3) СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы.
4) СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы.
Содержание.
Введение ______________________________________________________2
Раздел 1. Основные определения___________________________________3
Раздел 2. Требования к обеспечению пожаровзрывобезопасности оборудования и технологических процессов_________________________5
Раздел3. Меры пожарной безопасности при применении и транспортировке ЛВЖ и ГЖ, ГГ__________________________________________________7
Раздел 4. Сливоналивные эстакады для ЛВЖ, ГЖ и СУГ. Требования пожарной безопасности. __________________________________________13
Приложение 1___________________________________________________50
Заключение_____________________________________________________51
Список литературы______________________________________________52