Тема 6. Прогнозирование ресурса агрегатов и узлов автомобилей
Основная литература для изучения раздела
1. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 2004. - 535 с.
2. Диагностика и техническое обслуживание машин: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
3. Спичкин Г. В. Диагностирование технического состояния автомобилей: учеб. пособие для сред. сел. проф.-техн. училищ / Г. В. Спичкин, А. М. Третьяков, Б. Л. Либин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.
Вопрос 1. Среднее значение наработки на отказ гидроусилителя рулевого управления (ГУР) автомобиля КамАЗ составляет 125 тыс. км. Распределение наработки на отказ подчиняется нормальному закону. Пробег автомобиля с начала эксплуатации составляет 90 тыс. км. Определить вероятность первой замены гидроусилителя рулевого управления, если известно, что среднеквадратическое отклонение наработки на отказ ГУР 40 тыс. км.
Вопрос 2. Подвижной состав АТП насчитывает 45 автомобилей ГАЗ-33027 и 15 автомобилей ГАЗ-3110. Поток отказов подвески автомобилей ГАЗ-33027 составляет ю = 0,04 отк/1000 км, а автомобилей ГАЗ-3110 ю = 0,07 отк/1000 км, среднесуточный пробег автомобилей 150 и 200 км соответственно. Определить возможное количество ремонтов подвески для заданных автомобилей за 30 рабочих дней.
Вопрос 3. При диагностировании автомобиля КамАЗ с двигателем ЯМЗ-238 установлено, что количество газов, прорывающихся в картер, составляет 135 л/мин. Пробег автомобиля на момент диагностирования 70 тыс. км. Определить остаточный ресурс двигателя, если предельный расход картерных газов для ЯМЗ-238 Пп= 147 л/мин, а номинальный Пн= 102 л/мин. Показатель степени, характеризующий закономерность изменения контролируемого параметра, принять а=1,3.
Вопрос 4. Среднее значение наработки автомобиля УАЗ до первой замены накладок сцепления 65 тыс. км. Распределение наработки на отказ соответствует нормальному закону со среднеквадратическим отклонением 10 тыс.
км. Коэффициент восстановления ресурса для сцепления П = 0,75. Определить возможное число замен накладок сцепления при пробеге автомобиля 120 тыс. км.
Вопрос 5. В результате диагностирования отремонтированного двигателя Д-245 автомобиля ЗИЛ-432720 при ТО-2 расход картерных газов составил 65 л/мин. После пробега автомобиля 20 тыс. км расход картерных газов составил 75 л/мин. Определить остаточный ресурс двигателя, если предельный расход картерных газов для Д-245 Пп= 90 л/мин, а номинальный Пн= 60 л/мин. Показатель степени, характеризующий закономерность изменения контролируемого параметра, принять а = 1,3.
Вопрос 6. Парк автотранспортного предприятия состоит из 100 автомобилей ГАЗель. У 20 % автомобилей при пробеге 60 тыс. км был зарегистрирован отказ главного тормозного цилиндра. Наработка на отказ подчиняется нормальному закону. Среднеквадратическое отклонение наработки на отказ главного тормозного цилиндра составляет 35 тыс. км. Определить, у какого количества автомобилей ожидается отказ главного тормозного цилиндра при пробеге 115 тыс. км, если среднее значение наработки на отказ 105 тыс. км.
Вопрос 7. Интенсивность отказа шины переднего колеса легкового автомобиля по причине прокола равна Хп=0,03 (тыс. км)-1, интенсивность отказа шины заднего колеса по этой же причине = 0,04 (тыс. км)-1. Определить вероятность дорожного прокола шины легкового автомобиля, если среднесуточный пробег составляет 200 км.
Вопрос 8. Зазор между барабаном и тормозными накладками у новых автомобилей ЗИЛ-431410 составляет 0,2-0,4 мм. При увеличении зазора до 1,3 мм требуется регулировка или замена тормозных накладок. Определить ресурс тормозных колодок, если известно, что интенсивность изменения зазора для автомобиля ЗИЛ-431410 равна а1= 0,08 мм/1000 км.
Вопрос 9. Определить предельное значение свободного хода педали сцепления автомобиля КамАЗ-5320, если известно, что периодичность проверки и регулировки свободного хода 24 тыс. км, номинальное значение свободного хода 30 мм, а интенсивность изменения свободного хода педали сцепления автомобиля КамАЗ-5320 составляет 0,5 мм/1000 км.
Вопрос 10. Измеренный зазор в коренном подшипнике двигателя ЗИЛ-130 И (t) = 0,23 мм. Номинальный зазор для данного двигателя составляет Ин= 0,08 мм, а предельный Ип= 0,35 мм. Пробег автомобиля на момент контроля был 80 тыс. км. Определить остаточный ресурс сопряжения, если показатель степени, характеризующий закономерность изменения контролируемого параметра, а = 1,4.