Тема 2. Диагностические параметры

Основная литература для изучения раздела

1. Яхьяев Н. Я. Основы теории надежности и диагно­стика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Я. Яхьяев, А. В. Кораблин. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

2. Малкин В. С. Техническая эксплуатация автомобилей: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Малкин. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

3. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомо­билей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.

Вопрос 1. Дать определение параметра технического состояния, диагностического параметра, структурного па­раметра, достоверности диагностирования, диагностиче­ской матрицы.

Вопрос 2. Дать определение начального, предельного и допустимого диагностического параметра. Характеристи­ка и назначение диагностических параметров в системе ТО и ремонта машин. Привести пример начального, пре­дельного и допустимого диагностического параметра для цилиндропоршневой группы двигателя.

Вопрос 3. Чувствительность диагностического параме­тра. Что она характеризует? Привести пример. Изобразить графически высокочувствительный и малочувствительный диагностический параметр.

Вопрос 4. Назначение предельного диагностического параметра. Методы определения предельного диагностиче­ского параметра. Метод статистических решений для опре­деления предельного диагностического параметра.

Вопрос 5. Однозначность диагностического параметра. Математическая сущность однозначности при измерении диагностического параметра. Изобразить графически одно­значный и неоднозначный диагностический параметр.

Вопрос 6. Ошибки диагностирования первого и второ­го рода. Точность диагностирования. Оценка погрешности диагностирования. Допустимая погрешность диагностиро­вания.

Вопрос 7. Стабильность диагностического параметра. Связь стабильности диагностического параметра с вариа­цией случайной величины. Привести пример стабильного и нестабильного диагностического параметра.

Вопрос 8. Сущность диагностического параметра. Классификация диагностических параметров машин. Привести примеры диагностических параметров.

Вопрос 9. Информативность диагностического параме­тра. Что она характеризует? Дать определение информатив­ности диагностического параметра. Привести пример инфор­мативного и неинформативного диагностического параметра.

Вопрос 10. Дать определение контролепригодности машин. Определение коэффициента контролепригодно­сти. Основные показатели контролепригодности.

Тема 3. Постановка диагноза

Основная литература для изучения раздела

1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. - М.: Академия, 2008. - 432 с.

2. Спичкин Г. В. Диагностирование технического состо­яния автомобилей: учеб. пособие для сред. сел. проф.-техн. училищ / Г. В. Спичкин, А. М. Третьяков, Б. Л. Либин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.

3. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомо­билей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.

4. Бельских В. И. Справочник по техническому обслу­живанию и диагностированию тракторов / В. И. Бельских. - М.: Россельхозиздат, 1986. - 399 с.

Закрепление темы заключается в разработке структур­но-следственной схемы объекта диагностирования и ди­агностической матрицы. Исходные данные по вариантам представлены в табл. 1.

Цель постановки диагноза - выявить неисправности объекта, определить потребность в ремонте или ТО, оце­нить качество выполненных работ или же подтвердить при­годность диагностируемого механизма к эксплуатации до очередного обслуживания. При постановке диагноза, как правило, используются субъективные аналитические воз­можности человека - оператора.

Таблица 1

Объекты диагностирования

Номер вопроса Диагностируемые агрегаты, системы и узлы машин
Система питания дизельного двигателя
Тормозная система с гидравлическим приводом
Рулевой механизм реечного типа
Ходовая часть грузового автомобиля
Тормозная система с пневматическим приводом
Система питания бензинового двигателя
Рулевой механизм червячного типа
Ходовая часть легкового автомобиля
Кривошипно-шатунный механизм
Газораспределительный механизм


Теоретически постановка диагноза сводится к тому, что­бы при помощи диагностических параметров, связанных с определенными неисправностями объекта, выявить из множества возможных его состояний наиболее вероятное. Поэтому задачей диагноза при использовании нескольких диагностических параметров является раскрытие множе­ственных связей между ними и структурными параметрами объекта. Для решения этой задачи указанные связи пред­ставляют в виде структурно-следственных схем объектов диагностирования и диагностических матриц.

Структурно-следственная схема объекта диагности­рования представляет собой граф-модель, увязывающую в единое целое основные элементы механизма, характери­зующие их структурные параметры, перечень характерных неисправностей, подлежащих выявлению, и набор возмож­ных для использования диагностических параметров. Пере­чень характерных неисправностей механизма составляют на основе статистических оценок показателей его надежности. Пример структурно-следственной схемы цилиндропоршневой группы двигателя приведен на рис. 1.

Постановка диагноза, когда производится поиск неис­правности у сложного механизма, системы и используются несколько диагностических параметров, значительно слож­нее. Для решения задачи постановки диагноза в этом случае необходимо на основе данных о надежности объекта выя­вить связи между его наиболее вероятными неисправностя­ми и используемыми диагностическими параметрами.

Тема 2. Диагностические параметры - student2.ru

Рис. 1. Структурно-следственная схема ЦПГ двигателя как объекта диагностирования

Для данной цели в практике диагностирования машин применяют диагностические матрицы.

Диагностическая матрица представляет собой логиче­скую модель, описывающую связи между диагностически­ми параметрами S и возможными неисправностями А объ­екта (табл. 2).

Таблица 2

Диагностическая матрица (пример)

Диагностические Возможные неисправности
параметры А1 А2 А3
S1
S2
S3
S4

Единица в месте пересечения строки и столбца означает возможность существования неисправности, а ноль - отсут­ствие такой возможности. С помощью представленной на рисунке диагностической матрицы решается задача лока­лизации одной из трех возможных неисправностей объекта с помощью четырех диагностических параметров. Физи­ческий смысл решения задачи заключается в определении соответствия полученной комбинации диагностических параметров, вышедших за норматив, существованию одной из неисправностей. Так, в рассматриваемом примере име­ем: неисправность А1 возникает в случае одновременного выхода за норматив параметров S1, и S3, неисправность А2 - параметров S2, и S4, неисправность A3 - параметров S3 и S4. Диагностические матрицы являются основой авто­матизированных логических устройств, применяемых в со­временных средствах технического диагностирования.

Наши рекомендации