Тема 2. Диагностические параметры
Основная литература для изучения раздела
1. Яхьяев Н. Я. Основы теории надежности и диагностика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Я. Яхьяев, А. В. Кораблин. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
2. Малкин В. С. Техническая эксплуатация автомобилей: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Малкин. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
3. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.
Вопрос 1. Дать определение параметра технического состояния, диагностического параметра, структурного параметра, достоверности диагностирования, диагностической матрицы.
Вопрос 2. Дать определение начального, предельного и допустимого диагностического параметра. Характеристика и назначение диагностических параметров в системе ТО и ремонта машин. Привести пример начального, предельного и допустимого диагностического параметра для цилиндропоршневой группы двигателя.
Вопрос 3. Чувствительность диагностического параметра. Что она характеризует? Привести пример. Изобразить графически высокочувствительный и малочувствительный диагностический параметр.
Вопрос 4. Назначение предельного диагностического параметра. Методы определения предельного диагностического параметра. Метод статистических решений для определения предельного диагностического параметра.
Вопрос 5. Однозначность диагностического параметра. Математическая сущность однозначности при измерении диагностического параметра. Изобразить графически однозначный и неоднозначный диагностический параметр.
Вопрос 6. Ошибки диагностирования первого и второго рода. Точность диагностирования. Оценка погрешности диагностирования. Допустимая погрешность диагностирования.
Вопрос 7. Стабильность диагностического параметра. Связь стабильности диагностического параметра с вариацией случайной величины. Привести пример стабильного и нестабильного диагностического параметра.
Вопрос 8. Сущность диагностического параметра. Классификация диагностических параметров машин. Привести примеры диагностических параметров.
Вопрос 9. Информативность диагностического параметра. Что она характеризует? Дать определение информативности диагностического параметра. Привести пример информативного и неинформативного диагностического параметра.
Вопрос 10. Дать определение контролепригодности машин. Определение коэффициента контролепригодности. Основные показатели контролепригодности.
Тема 3. Постановка диагноза
Основная литература для изучения раздела
1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
2. Спичкин Г. В. Диагностирование технического состояния автомобилей: учеб. пособие для сред. сел. проф.-техн. училищ / Г. В. Спичкин, А. М. Третьяков, Б. Л. Либин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.
3. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.
4. Бельских В. И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов / В. И. Бельских. - М.: Россельхозиздат, 1986. - 399 с.
Закрепление темы заключается в разработке структурно-следственной схемы объекта диагностирования и диагностической матрицы. Исходные данные по вариантам представлены в табл. 1.
Цель постановки диагноза - выявить неисправности объекта, определить потребность в ремонте или ТО, оценить качество выполненных работ или же подтвердить пригодность диагностируемого механизма к эксплуатации до очередного обслуживания. При постановке диагноза, как правило, используются субъективные аналитические возможности человека - оператора.
Таблица 1
Объекты диагностирования
Номер вопроса | Диагностируемые агрегаты, системы и узлы машин |
Система питания дизельного двигателя | |
Тормозная система с гидравлическим приводом | |
Рулевой механизм реечного типа | |
Ходовая часть грузового автомобиля | |
Тормозная система с пневматическим приводом | |
Система питания бензинового двигателя | |
Рулевой механизм червячного типа | |
Ходовая часть легкового автомобиля | |
Кривошипно-шатунный механизм | |
Газораспределительный механизм |
Теоретически постановка диагноза сводится к тому, чтобы при помощи диагностических параметров, связанных с определенными неисправностями объекта, выявить из множества возможных его состояний наиболее вероятное. Поэтому задачей диагноза при использовании нескольких диагностических параметров является раскрытие множественных связей между ними и структурными параметрами объекта. Для решения этой задачи указанные связи представляют в виде структурно-следственных схем объектов диагностирования и диагностических матриц.
Структурно-следственная схема объекта диагностирования представляет собой граф-модель, увязывающую в единое целое основные элементы механизма, характеризующие их структурные параметры, перечень характерных неисправностей, подлежащих выявлению, и набор возможных для использования диагностических параметров. Перечень характерных неисправностей механизма составляют на основе статистических оценок показателей его надежности. Пример структурно-следственной схемы цилиндропоршневой группы двигателя приведен на рис. 1.
Постановка диагноза, когда производится поиск неисправности у сложного механизма, системы и используются несколько диагностических параметров, значительно сложнее. Для решения задачи постановки диагноза в этом случае необходимо на основе данных о надежности объекта выявить связи между его наиболее вероятными неисправностями и используемыми диагностическими параметрами.
Рис. 1. Структурно-следственная схема ЦПГ двигателя как объекта диагностирования
Для данной цели в практике диагностирования машин применяют диагностические матрицы.
Диагностическая матрица представляет собой логическую модель, описывающую связи между диагностическими параметрами S и возможными неисправностями А объекта (табл. 2).
Таблица 2
Диагностическая матрица (пример)
Диагностические | Возможные неисправности | ||
параметры | А1 | А2 | А3 |
S1 | |||
S2 | |||
S3 | |||
S4 |
Единица в месте пересечения строки и столбца означает возможность существования неисправности, а ноль - отсутствие такой возможности. С помощью представленной на рисунке диагностической матрицы решается задача локализации одной из трех возможных неисправностей объекта с помощью четырех диагностических параметров. Физический смысл решения задачи заключается в определении соответствия полученной комбинации диагностических параметров, вышедших за норматив, существованию одной из неисправностей. Так, в рассматриваемом примере имеем: неисправность А1 возникает в случае одновременного выхода за норматив параметров S1, и S3, неисправность А2 - параметров S2, и S4, неисправность A3 - параметров S3 и S4. Диагностические матрицы являются основой автоматизированных логических устройств, применяемых в современных средствах технического диагностирования.