Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Методические указания по выполнению контрольной работы
Нижневартовск 2016
ВВЕДЕНИЕ
Целью МДК.02.02 «Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» является приобретение студентами знаний по основным методам диагностирования технического состояния основных узлов, агрегатов и электронных систем современных машин.
Задачами МДК.02.02 являются: усвоение студентами основных закономерностей изменения технического состояния машин; изучение основных способов и методов технической диагностики машин; изучение конструкции современных средств технического диагностирования машин; приобретение навыков по диагностированию и прогнозированию технического состояния узлов и агрегатов, отвечающих за безопасность движения.
Объем знаний, приобретенных в процессе изучения данной МДК.02.02, должен быть достаточным для применения в практической деятельности по специальности.
В результате изучения МДК.02.02 студенты должны
• знать:
- основные диагностические параметры агрегатов и систем машин;
- основные методы контроля технического состояния машин;
- принципы организации систем диагностики современных машин.
• уметь:
- давать общую характеристику технического состояния машин;
- оценивать основные параметры машин;
- анализировать различия в устройствах работы различных систем;
- найти неисправности отдельных систем и агрегатов машин;
- осваивать новую конструкцию транспортных средств по технической документации.
• владеть:
- навыками работы со встроенными средствами технического диагностирования транспортных средств;
- навыками диагностирования основных агрегатов и узлов с использованием переносных диагностических приборов.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа подразумевает выполнение контрольных заданий, направленных на понимание процессов, происходящих в узлах и агрегатах автомобилей, основных способов и средств контроля технического состояния автомобилей и методов прогнозирования ресурса.
Самостоятельное выполнение контрольной работы возможно только при тщательном изучении литературы, список которой приведен в начале каждого раздела.
Для выполнения контрольных заданий необходимы знания смежных дисциплин: физики, общей электротехники и электроники, теории машин, технической эксплуатации автомобилей, надежности подвижного состава и автомобильных дорог. Контрольная работа является завершающим этапом изучения МДК.02.02 «Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».
Контрольная работа предусматривает выполнение 10 заданий по индивидуальному варианту. Номера заданий и марку машин определяет преподаватель.
Контрольную работу следует выполнять на стандартных листах формата А4. Каждый ответ обязательно сопровождают пояснительными эскизами, графиками и схемами. Объем пояснительной записки 12-15 страниц. Первый лист - титульный. Второй лист - содержание. Третий и последующие листы - результаты выполнения контрольных заданий.
Текст пояснительной записки оформляют в соответствии с требованиями ЕСКД.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 3. Постановка диагноза
Основная литература для изучения раздела
1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
2. Спичкин Г. В. Диагностирование технического состояния автомобилей: учеб. пособие для сред. сел. проф.-техн. училищ / Г. В. Спичкин, А. М. Третьяков, Б. Л. Либин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.
3. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.
4. Бельских В. И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов / В. И. Бельских. - М.: Россельхозиздат, 1986. - 399 с.
Закрепление темы заключается в разработке структурно-следственной схемы объекта диагностирования и диагностической матрицы. Исходные данные по вариантам представлены в табл. 1.
Цель постановки диагноза - выявить неисправности объекта, определить потребность в ремонте или ТО, оценить качество выполненных работ или же подтвердить пригодность диагностируемого механизма к эксплуатации до очередного обслуживания. При постановке диагноза, как правило, используются субъективные аналитические возможности человека - оператора.
Таблица 1
Объекты диагностирования
Номер вопроса | Диагностируемые агрегаты, системы и узлы машин |
Система питания дизельного двигателя | |
Тормозная система с гидравлическим приводом | |
Рулевой механизм реечного типа | |
Ходовая часть грузового автомобиля | |
Тормозная система с пневматическим приводом | |
Система питания бензинового двигателя | |
Рулевой механизм червячного типа | |
Ходовая часть легкового автомобиля | |
Кривошипно-шатунный механизм | |
Газораспределительный механизм |
Теоретически постановка диагноза сводится к тому, чтобы при помощи диагностических параметров, связанных с определенными неисправностями объекта, выявить из множества возможных его состояний наиболее вероятное. Поэтому задачей диагноза при использовании нескольких диагностических параметров является раскрытие множественных связей между ними и структурными параметрами объекта. Для решения этой задачи указанные связи представляют в виде структурно-следственных схем объектов диагностирования и диагностических матриц.
Структурно-следственная схема объекта диагностирования представляет собой граф-модель, увязывающую в единое целое основные элементы механизма, характеризующие их структурные параметры, перечень характерных неисправностей, подлежащих выявлению, и набор возможных для использования диагностических параметров. Перечень характерных неисправностей механизма составляют на основе статистических оценок показателей его надежности. Пример структурно-следственной схемы цилиндропоршневой группы двигателя приведен на рис. 1.
Постановка диагноза, когда производится поиск неисправности у сложного механизма, системы и используются несколько диагностических параметров, значительно сложнее. Для решения задачи постановки диагноза в этом случае необходимо на основе данных о надежности объекта выявить связи между его наиболее вероятными неисправностями и используемыми диагностическими параметрами.
Рис. 1. Структурно-следственная схема ЦПГ двигателя как объекта диагностирования
Для данной цели в практике диагностирования машин применяют диагностические матрицы.
Диагностическая матрица представляет собой логическую модель, описывающую связи между диагностическими параметрами S и возможными неисправностями А объекта (табл. 2).
Таблица 2
Диагностическая матрица (пример)
Диагностические | Возможные неисправности | ||
параметры | А1 | А2 | А3 |
S1 | |||
S2 | |||
S3 | |||
S4 |
Единица в месте пересечения строки и столбца означает возможность существования неисправности, а ноль - отсутствие такой возможности. С помощью представленной на рисунке диагностической матрицы решается задача локализации одной из трех возможных неисправностей объекта с помощью четырех диагностических параметров. Физический смысл решения задачи заключается в определении соответствия полученной комбинации диагностических параметров, вышедших за норматив, существованию одной из неисправностей. Так, в рассматриваемом примере имеем: неисправность А1 возникает в случае одновременного выхода за норматив параметров S1, и S3, неисправность А2 - параметров S2, и S4, неисправность A3 - параметров S3 и S4. Диагностические матрицы являются основой автоматизированных логических устройств, применяемых в современных средствах технического диагностирования.
Варианты заданий
Номер вопроса | Вид неисправности |
Расход топлива дизельного двигателя КамАЗ-740 меньше номинального значения | |
У бензинового двигателя ЗИЛ-130 наблюдаются постоянные хлопки в глушителе (догорание топлива) | |
Расход топлива дизельного двигателя ЗИЛ-645 в норме. Мощность двигателя занижена | |
Низкая эффективность торможения автомобиля ГАЗ- 33022, увеличенный ход тормозной педали | |
Бензиновый двигатель ЗМЗ-4091 перегревается | |
Дизельный двигатель ММЗ Д-245 не развивает мощности без заметных признаков дымления | |
Значительное усиление на рулевом колесе автомобиля КамАЗ-55111 (рулевой механизм с гидроусилителем) | |
Дизельный двигатель ЯМЗ-238 перегревается. Коленчатый вал хорошо проворачивается стартером | |
Бензиновый двигатель ЗМЗ-5234 не развивает паспортную мощность | |
Дизельный двигатель ЗМЗ-5143.10 не запускается |
Разработку алгоритма диагностирования необходимо осуществлять в такой последовательности:
1. Определить показатели, ведущие к указанной неисправности. Начертить схему взаимодействия систем, узлов, агрегатов двигателя, формирующих частный и обобщенный показатель технического состояния. Пример основных неисправностей дизельного двигателя представлен в прил. 3.
2. Обосновать последовательность контроля. Основными критериями служат трудоемкость контроля и вероятность отказа данной системы. Узлы и агрегаты с низкой надежностью проверяют в первую очередь. При этом обязательно нужно принимать во внимание трудоемкость контроля. В первую очередь проверяют узлы с наименьшей трудоемкостью контроля.
3. Начертить все элементы системы, указать возможные неисправности. Диагностический параметр обозначают в виде символа. Пример алгоритма диагностирования представлен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм диагностирования (фрагмент): Ne - эффективная мощность; Rв - сопротивление воздухоочистителя; Б - больше; М - меньше; В - восстановление параметра до номинального значения; Э - эксплуатация; φвпр - опережение начала подачи топлива; Gт - расход топлива
Расшифровка схемы
Мощность двигателя меньше номинальной.
1. Контроль состояния воздухоочистителя, восстановление работоспособности воздухоочистителя, контроль мощности. Если мощность восстановлена, двигатель направляют в эксплуатацию. В случае, когда устранение неисправности не дает нужного эффекта, - переход к контролю следующей системы, в данном случае угла опережения начала подачи топлива.
2. Если первый показатель (в нашем случае Rв) находится в допустимых пределах - переход к контролю второй системы. Дальнейший поиск продолжают в такой же последовательности.
В рассматриваемой схеме контроля представлены наиболее вероятные неисправности. Однако нельзя исключить и редко встречающиеся: нарушение фаз газораспределения, повышенное сопротивление выпускного тракта и т.д. В каждом случае необходима дополнительная информация: проходил двигатель ремонт или нет; длительность перерыва в работе двигателя и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акимов С. В. Электрооборудование автомобилей: учеб. для вузов / С. В. Акимов, Ю. П. Чижов. - М.: За рулем, 2004. - 384 с.
2. Бельских В. И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов / В. И. Бельских. - М.: Россельхозиздат, 1986. - 399 с.
3. Болбас М.М. Основы технической эксплуатации автомобилей: учеб. / М. М. Болбас. - Минск: Амалфея, 2001. - 352 с.
4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов и др.; под ред. В. М. Власова. - Изд. 6-е, стереотип. - М.: Академия, 2008. - 480 с.
5. Диагностика и техническое обслуживание машин: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
6. Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.
7. Малкин В. С. Техническая эксплуатация автомобилей: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Малкин. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
8. Спичкин Г. В. Диагностирование технического состояния автомобилей: учеб. пособие для сред. сел. проф.-техн. училищ / Г. В. Спичкин, А. М. Третьяков, Б. Л. Либин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.
9. Техническая эксплуатация автомобилей.: учеб. для вузо. / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 2004. - 535 с.
10. Волков В. С. Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических комплексов / В. С. Волков. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
12. Яхьяев Н. Я. Основы теории надежности и диагностика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Н. Я. Яхьяев, А. В. Кораблин. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
ЗАДАНИЕ
на контрольную работу
Марка машин
Группа ЭДМ-4
Номера вопросов по темам | |||||||||||
Номер темы | |||||||||||
1. | Алтынчурин Ринат Хусаинович | ||||||||||
2. | Бережной Сергей Иванович | ||||||||||
3. | Василенко Татьяна Васильевна | ||||||||||
4. | Дюпин Алексей Николевич | ||||||||||
5. | Иванов Евгений Сергеевич | ||||||||||
6. | Крылов Александр Сергеевич | ||||||||||
7. | Маршалка Сергей Юрьевич | ||||||||||
8. | Мельниченко Андрей Алексеевич | ||||||||||
9. | Метауэр Егор Олегович | ||||||||||
10. | Муртузалиев Заурбек Аминович | ||||||||||
11. | Немцев Алексей Юрьевич | ||||||||||
12. | Пальев Данил Игоревич | ||||||||||
13. | Пермяков Николай Федорович | ||||||||||
14. | Рочев Павел Иванович | ||||||||||
15. | Садриев Роберт Рудольфович | ||||||||||
16. | Строжевский Всеволод Алексеевич | ||||||||||
17. | Тользин Дмитрий Павлович | ||||||||||
18. | Устинов Дмитрий Валерьевич | ||||||||||
19. | Худайбердиев Азиз Тулкинович | ||||||||||
20. | Черненко Виктор Александрович | ||||||||||
21. | Шикин Виктор Михайлович |
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Методические указания по выполнению контрольной работы
Нижневартовск 2016
ВВЕДЕНИЕ
Целью МДК.02.02 «Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» является приобретение студентами знаний по основным методам диагностирования технического состояния основных узлов, агрегатов и электронных систем современных машин.
Задачами МДК.02.02 являются: усвоение студентами основных закономерностей изменения технического состояния машин; изучение основных способов и методов технической диагностики машин; изучение конструкции современных средств технического диагностирования машин; приобретение навыков по диагностированию и прогнозированию технического состояния узлов и агрегатов, отвечающих за безопасность движения.
Объем знаний, приобретенных в процессе изучения данной МДК.02.02, должен быть достаточным для применения в практической деятельности по специальности.
В результате изучения МДК.02.02 студенты должны
• знать:
- основные диагностические параметры агрегатов и систем машин;
- основные методы контроля технического состояния машин;
- принципы организации систем диагностики современных машин.
• уметь:
- давать общую характеристику технического состояния машин;
- оценивать основные параметры машин;
- анализировать различия в устройствах работы различных систем;
- найти неисправности отдельных систем и агрегатов машин;
- осваивать новую конструкцию транспортных средств по технической документации.
• владеть:
- навыками работы со встроенными средствами технического диагностирования транспортных средств;
- навыками диагностирования основных агрегатов и узлов с использованием переносных диагностических приборов.