Физико-механические свойства цианакриловых клеев
* Выдерживает кратковременный нагрев до температуры до 300 °С.
сохранением рабочих характеристик в широком диапазоне температур.
Эти клеи (табл. 13.2) состоят из одного компонента и не вызывают коррозии. В случае, когда необходимо получить эластичное клеевое соединение, т. е. при склеивании деталей, испытывающих вибрационные нагрузки и резкие перепады температур, используют клеи типа КМ.
Акриловые клеи представляют собой вязкие однородные жидкости, которые длительное время могут оставаться в исходном состоянии и быстро отверждаться между склеиваемыми поверхностями с образованием прочного клеевого соединения. Физико-механические характеристики акриловых клеев, выпускаемых в России, приведены в табл. 13.3.
Акриловые клеи применяются для склеивания металлов (в том числе замасленных), стекла, керамики, пластмасс.
Особенность такого клея заключается в том, что он состоит из двух компонентов (А и Б), которые наносятся на склеиваемые поверхности раздельно. Отверждение происходит только после совмещения склеиваемых поверхностей при комнатной температуре.
Клеевой шов имеет высокую стойкость к вибрациям и ударным нагрузкам.
Таблица 13.3
Физико-механические характеристики акриловых клеев
Обивочные материалы
Обивочные материалы предназначены для отделки (обивки) сидений и кузовов автомобилей. Обивка повышает комфортабельность салона и кабины, улучшает их тепло- и звукоизоляцию.
Обивочные материалы должны обладать высокой прочностью на растяжение, износостойкостью и необходимой эластичностью. Они не должны изменять своего вида и свойств при попадании нефтепродуктов, должны легко очищаться от всевозможных загрязнений (пыли, жировых и масляных пятен), иметь по возможности красивый вид и в то же время быть дешевыми.
В качестве обивочных материалов применяют разнообразные ткани, в том числе и с нанесенными на их поверхности полимерами, а также синтетические пленки. К обивочным относятся ткани «Горьковчанка», «ВАЗ» (обе полушерстяные), парусина и др. Из обивочных пленочных материалов можно назвать поливинилхлоридные пленки типа 0,4 и 0,4Т.
Для обивки сидений и спинок грузовых автомобилей и автобусов широко используют дерматин (ткань, одна сторона которой имеет покрытие типа нитроэмалевого), текстовинит (с лицевой стороной, покрытой пластикатом) и автобим (с лицевой стороной, покрытой хлорированным пластикатом).
Для отделки легковых автомобилей широко применяется искусственная кожа типа 600/60, 750/30-20Е и 450/30-40 (тканевая и трикотажная основы с монолитным или пористо-монолитным поливинилхлоридным покрытием).
Уплотнительные материалы
При сборке автомобильных узлов возникает необходимость герметизации мест соприкосновения некоторых деталей друг с другом, для чего служат уплотнительные материалы, подразделяющиеся на прокладочные и набивочные. Из первых готовятся всевозможные прокладки, зажимаемые между стыкующимися поверхностями неподвижных деталей, а из вторых — сальниковые устройства, предназначенные для герметизации зазоров между деталями, перемещающимися относительно друг друга.
Любые уплотнительные материалы должны обладать высокой прочностью, необходимой упругостью (эластичностью) и в то же время иметь не очень большую жесткость (малый модуль упругости). Эти свойства обеспечивают сохранность при монтаже и демонтаже изделий из уплотнительных материалов и плотное прилегание их даже к сильно шероховатым поверхностям при сравнительно небольших давлениях. Кроме того, некоторые из такого рода материалов должны быть стойкими при высоких температурах, контакте с нефтепродуктами, водой и т.д. Материалы, идущие на изготовление сальников, должны быть еще и износостойкими.
К наиболее распространенным прокладочным материалам относятся пробка, различные виды химически обработанной бумаги (пергамент, картон, фибра, предельная рабочая температура которых 150 °С), войлок (допускающий нагрев не выше 75 °С), асбест (работоспособный до 350 °С), различные марки паронитов (листы из вальцованных вулканизованных смесей асбеста, каучуков и наполнителей, допускающие нагрев до 150 °С), маслобензостойкий паронит МБП-5 (обеспечивающий надежное уплотнение до 250 °С), ферронит 101 (армированный металлической сеткой паронит, работоспособный до 400 °С) и др. В последнее время стали применять в качестве прокладок в кузовах автомобилей новые синтетические материалы (например, пенополиэтилен ППЭ-2), нетканые материалы из лубяных волокон (800Л, 920Р, 1200ЛР) и др.
При изготовлении сальниковых уплотнений используются как отдельно, так и в сочетании друг с другом металлы, резина, пластмассы, ткани, волокна и войлок.
Изоляционные материалы
Изоляционными называются материалы, практически не проводящие электрический ток.
Изоляционные материалы должны иметь достаточную прочность, малую гигроскопичность, а некоторые из них и высокую теплостойкость.
Этим требованиям удовлетворяют многие рассмотренные ранее материалы: пластмассы, резина, эбонит, лаки, асбест, фибра и др. Кроме того, в качестве изоляционных материалов применяют слюду (диэлектрик, выдерживающий нагрев до 500 °С), электротехнический картон (например, марки ЭВС), изоляционные ленты (полоски ткани, покрытые с одной или обеих сторон резиновым клеем, или поливинилхлоридные ленты, промазанные с одной стороны клейким составом), различные лаки (роль пленкообразователя в которых выполняют битумы), растительные масла и некоторые полимеры.
Контрольные вопросы
1. Какие полимерные материалы применяются при ремонте автомобилей?
2. Какими свойствами должны обладать клеи, применяемые при изготовлении и ремонте автомобилей?
3. Какие материалы применяются для обивки сидений и кузовов автомобилей?
4. Для чего служат уплотнительные материалы?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуреев А.А., Иванова Р.Я., Щеголев Н.В. Автомобильные эксплуатационные материалы. — М.: Транспорт, 1974. — 275 с.
2. Павлов Б. П., Заскалько П. П. Автомобильные эксплуатационные материалы. — М.: Транспорт, 1982. — 208 с.
3. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. — М.: Транспорт, 1986. — 279 с.
4. Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости, материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. — М.: Машиностроение, 1995. — 63 с.
5. Чулков П. В., Чулков Н. П. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экономия, экология. — М.: Политехника, 1996. - 302 с.
6. Башкирцев В. Ремонт автомобилей полимерными материалами. — М.: За рулем, 1999. — 30 с.
7. Колеса и шины: Краткий справочник. — М.: За рулем, 1999. — 95 с.
8. Шангин Ю.А. Ремонтное окрашивание легковых автомобилей. — М.: Транспорт, 1994. — 155 с.
9. Гаевик Д. Т. Как сэкономить топливо и смазку на автомобиле. — М.: Машиностроение, 1993. — 33 с.
10. Гаевик Д. Т. Справочник смазчика. — М.: Машиностроение, 1990. — 350с.
11. Криницкий Е. Природный газ — перспективное и реальное моторное топливо
// Автомобильный транспорт. — 2000. — № 6.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
ЧАСТЬ I
ТОПЛИВОСМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Глава I. Нефть как сырье для производства топлива и масел..................7
1.1. Химический состав нефти............................................................7
1.2. Методы переработки нефти.........................................................10
1.3. Очистка топлив и масел...............................................................14
Глава 2. Автомобильные бензины...............................................................15
2.1. Требования к качеству автомобильных бензинов......................15
2.2. Теплота сгорания топлив.............................................................18
2.3. Испаряемость автомобильных бензинов
и их фракционный состав...........................................................19
2.4. Давление насыщенных паров......................................................21
2.5. Нормальное и детонационное сгорание рабочей смеси...........22
2.6. Методы оценки детонационной стойкости................................25
2.7. Методы повышения октанового числа.......................................26
2.8. Стабильность бензинов................................................................27
2.9. Коррозионное воздействие бензинов на металлы.....................29
2.10. Механические примеси и вода в бензине................................30
2.11. Марки бензинов и их характеристики......................................31
Глава 3. Автомобильные дизельные топлива.............................................36
3.1. Требования к качеству дизельных топлив..................................36
3.2. Вязкость дизельных топлив..........................................................38
3.3. Помутнение и застывание дизельных топлив............................39
3.4. Испаряемость дизельных топлив.................................................40
3.5. Механические примеси и вода в дизельных топливах..............41
3.6. Оценка самовоспламеняемости дизельных топлив...................42
3.7. Свойства дизельного топлива, влияющие
на образование отложений в двигателе.....................................45
3.8. Коррозионные свойства дизельных топлив................................46
3.9. Марки дизельных топлив и области их применения.................47
Глава 4. Газообразные топлива..................................................................54
4.1. Требования к качеству газообразных топлив.............................54
4.2. Сжиженные газы..........................................................................55
4.3. Автомобили, работающие на СНГ.............................................58
4.4. Сжатые углеводородные газы......................................................60
4.5. Автомобили, работающие на сжатом природном газе..............62
Глава 5. Топлива ненефтяного происхождения..........................................64
5.1. Синтетические спирты.................................................................64
5.2. Метилтретичнобутиловый эфир..................................................66
5.3. Газовые конденсаты.....................................................................66
5.4. Водород..........................................................................................68
Глава 6. Смазочные масла..........................................................................70
6.1. Моторные масла...........................................................................70
6.2. Маркировка моторных масел.......................................................76
6.3. Трансмиссионные масла..............................................................85
Глава 7. Пластичные смазки......................................................................94
7.1. Природа и структура смазок........................................................94
7.2. Основные эксплуатационные свойства смазок..........................96
7.3. Назначение некоторых современных смазок.............................98
Глава 8. Технические жидкости...............................................................103
8.1. Охлаждающие жидкости............................................................103
8.2. Жидкости для гидравлических систем......................................108
8.3. Тормозные жидкости.................................................................109
8.4. Амортизаторные жидкости........................................................109
8.6. Пусковые жидкости....................................................................111
Глава 9. Организация рационального применения топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей на автомобильном транспорте.............................................................112
9.1. Принципы экономии топлива и смазочных материалов........113
9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях.....................................................................................118
9.3. Пуск и прогрев двигателя..........................................................121
9.4. Режимы работы двигателя.........................................................123
9.5. Обеспечение нормальной работы карбюратора.......................125
9.6. Поддержание хорошего технического состояния автомобиля ... 126
9.7. Использование различных типов топлив в автомобилях........131
9.8. Обеспечение эффективного использования моторных масел.... 135
9.9. Организация управления топливно-энергетическими ресурсами на предприятиях......................................................138
9.10. Нормирование расхода и сохранение моторных топлив.......140
9.11. Сохранение качества и количества смазочных материалов при приеме, хранении
и транспортировании................................................................143
9.12. Сбор отработанных нефтепродуктов.......................................145