Физико-механические свойства цианакриловых клеев

Физико-механические свойства цианакриловых клеев - student2.ru

* Выдерживает кратковременный нагрев до температуры до 300 °С.

сохранением рабочих характеристик в широком диапазоне тем­ператур.

Эти клеи (табл. 13.2) состоят из одного компонента и не вызы­вают коррозии. В случае, когда необходимо получить эластичное клеевое соединение, т. е. при склеивании деталей, испытывающих вибрационные нагрузки и резкие перепады температур, использу­ют клеи типа КМ.

Акриловые клеи представляют собой вязкие однородные жид­кости, которые длительное время могут оставаться в исходном состоянии и быстро отверждаться между склеиваемыми поверхно­стями с образованием прочного клеевого соединения. Физико-ме­ханические характеристики акриловых клеев, выпускаемых в Рос­сии, приведены в табл. 13.3.

Акриловые клеи применяются для склеивания металлов (в том числе замасленных), стекла, керамики, пластмасс.

Особенность такого клея заключается в том, что он состоит из двух компонентов (А и Б), которые наносятся на склеива­емые поверхности раздельно. Отверждение происходит только после совмещения склеиваемых поверхностей при комнатной температуре.

Клеевой шов имеет высокую стойкость к вибрациям и ударным нагрузкам.

Таблица 13.3

Физико-механические характеристики акриловых клеев

Физико-механические свойства цианакриловых клеев - student2.ru

Обивочные материалы

Обивочные материалы предназначены для отделки (обивки) сидений и кузовов автомобилей. Обивка повышает комфортабель­ность салона и кабины, улучшает их тепло- и звукоизоляцию.

Обивочные материалы должны обладать высокой прочностью на растяжение, износостойкостью и необходимой эластичностью. Они не должны изменять своего вида и свойств при попадании нефтепродуктов, должны легко очищаться от всевозможных загряз­нений (пыли, жировых и масляных пятен), иметь по возможности красивый вид и в то же время быть дешевыми.

В качестве обивочных материалов применяют разнообразные ткани, в том числе и с нанесенными на их поверхности полимера­ми, а также синтетические пленки. К обивочным относятся ткани «Горьковчанка», «ВАЗ» (обе полушерстяные), парусина и др. Из обивочных пленочных материалов можно назвать поливинилхло­ридные пленки типа 0,4 и 0,4Т.

Для обивки сидений и спинок грузовых автомобилей и автобу­сов широко используют дерматин (ткань, одна сторона которой имеет покрытие типа нитроэмалевого), текстовинит (с лицевой стороной, покрытой пластикатом) и автобим (с лицевой сторо­ной, покрытой хлорированным пластикатом).

Для отделки легковых автомобилей широко применяется ис­кусственная кожа типа 600/60, 750/30-20Е и 450/30-40 (тканевая и трикотажная основы с монолитным или пористо-монолитным по­ливинилхлоридным покрытием).

Уплотнительные материалы

При сборке автомобильных узлов возникает необходимость гер­метизации мест соприкосновения некоторых деталей друг с дру­гом, для чего служат уплотнительные материалы, подразделяю­щиеся на прокладочные и набивочные. Из первых готовятся все­возможные прокладки, зажимаемые между стыкующимися повер­хностями неподвижных деталей, а из вторых — сальниковые уст­ройства, предназначенные для герметизации зазоров между дета­лями, перемещающимися относительно друг друга.

Любые уплотнительные материалы должны обладать высокой прочностью, необходимой упругостью (эластичностью) и в то же время иметь не очень большую жесткость (малый модуль упругос­ти). Эти свойства обеспечивают сохранность при монтаже и демон­таже изделий из уплотнительных материалов и плотное прилега­ние их даже к сильно шероховатым поверхностям при сравнитель­но небольших давлениях. Кроме того, некоторые из такого рода ма­териалов должны быть стойкими при высоких температурах, контакте с нефтепродуктами, водой и т.д. Материалы, идущие на изготов­ление сальников, должны быть еще и износостойкими.

К наиболее распространенным прокладочным материалам от­носятся пробка, различные виды химически обработанной бумаги (пергамент, картон, фибра, предельная рабочая температура ко­торых 150 °С), войлок (допускающий нагрев не выше 75 °С), ас­бест (работоспособный до 350 °С), различные марки паронитов (листы из вальцованных вулканизованных смесей асбеста, каучу­ков и наполнителей, допускающие нагрев до 150 °С), маслобензо­стойкий паронит МБП-5 (обеспечивающий надежное уплотнение до 250 °С), ферронит 101 (армированный металлической сеткой паронит, работоспособный до 400 °С) и др. В последнее время стали применять в качестве прокладок в кузовах автомобилей новые син­тетические материалы (например, пенополиэтилен ППЭ-2), нетка­ные материалы из лубяных волокон (800Л, 920Р, 1200ЛР) и др.

При изготовлении сальниковых уплотнений используются как отдельно, так и в сочетании друг с другом металлы, резина, пласт­массы, ткани, волокна и войлок.

Изоляционные материалы

Изоляционными называются материалы, практически не прово­дящие электрический ток.

Изоляционные материалы должны иметь достаточную проч­ность, малую гигроскопичность, а некоторые из них и высокую теплостойкость.

Этим требованиям удовлетворяют многие рассмотренные ранее материалы: пластмассы, резина, эбонит, лаки, асбест, фибра и др. Кроме того, в качестве изоляционных материалов применяют слюду (диэлектрик, выдерживающий нагрев до 500 °С), электротехничес­кий картон (например, марки ЭВС), изоляционные ленты (полоски ткани, покрытые с одной или обеих сторон резиновым клеем, или поливинилхлоридные ленты, промазанные с одной стороны клей­ким составом), различные лаки (роль пленкообразователя в которых выполняют битумы), растительные масла и некоторые полимеры.

Контрольные вопросы

1. Какие полимерные материалы применяются при ремонте автомоби­лей?

2. Какими свойствами должны обладать клеи, применяемые при изго­товлении и ремонте автомобилей?

3. Какие материалы применяются для обивки сидений и кузовов авто­мобилей?

4. Для чего служат уплотнительные материалы?

Физико-механические свойства цианакриловых клеев - student2.ru

Физико-механические свойства цианакриловых клеев - student2.ru


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуреев А.А., Иванова Р.Я., Щеголев Н.В. Автомобильные эксплуата­ционные материалы. — М.: Транспорт, 1974. — 275 с.

2. Павлов Б. П., Заскалько П. П. Автомобильные эксплуатационные ма­териалы. — М.: Транспорт, 1982. — 208 с.

3. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. — М.: Транспорт, 1986. — 279 с.

4. Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости, материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. — М.: Машиностро­ение, 1995. — 63 с.

5. Чулков П. В., Чулков Н. П. Топлива и смазочные материалы: ассорти­мент, качество, применение, экономия, экология. — М.: Политехника, 1996. - 302 с.

6. Башкирцев В. Ремонт автомобилей полимерными материалами. — М.: За рулем, 1999. — 30 с.

7. Колеса и шины: Краткий справочник. — М.: За рулем, 1999. — 95 с.

8. Шангин Ю.А. Ремонтное окрашивание легковых автомобилей. — М.: Транспорт, 1994. — 155 с.

9. Гаевик Д. Т. Как сэкономить топливо и смазку на автомобиле. — М.: Машиностроение, 1993. — 33 с.

10. Гаевик Д. Т. Справочник смазчика. — М.: Машиностроение, 1990. — 350с.

11. Криницкий Е. Природный газ — перспективное и реальное мотор­ное топливо

// Автомобильный транспорт. — 2000. — № 6.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

ЧАСТЬ I

Наши рекомендации