Обеспечение эффективного использования моторных масел
Марка масла, требуемого для двигателя, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Правильно подобранное масло снижает сопротивление в узлах трения, не вспенивается и хорошо покрывает трущиеся поверхности при работе двигателя. Содержащиеся в масле различного рода присадки (вязкостные, противоизносные, противокоррозионные и др.) защищают трущиеся поверхности от износа и коррозии и предотвращают образование лаковых отложений на деталях двигателя и осадков в картере.
Как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях может быть использовано любое моторное масло при добавлении в него металлоплакирующей присадки.
Требуемое количество присадки определяется необходимой концентрацией ее в масле. Обычно на упаковке присадки указывается количество масла, на которое она рассчитана.
При добавлении металлоплакирующей присадки в моторное масло состав отработавших газов двигателя значительно изменяется: приходит в норму количество оксидов углерода и углеводородов.
Широко применяются присадки МКФ-18 и ее модификации, «Стимул-1», «Амо», «Ресурс» и МПП. Эффект от применения присадки проявляется через 450... 500 км пробега автомобиля. При использовании присадки масло в двигателе можно не менять, а фильтр (центрифугу) можно заменять (очищать) через 15... 20 тыс. км пробега, т. е. в два раза реже, чем при использовании обычного масла.
Присадки позволяют повысить компрессию двигателя, увеличить его мощность (до 30%), а также понизить расход масла (в 2... 18 раз), дымление двигателя (в 20...30 раз), расход топлива (на 10 %) и увеличить ресурс двигателя (в 2...4 раза).
Регенерация моторного масла
При работе двигателя в масле накапливаются продукты окисления, тяжелые фракции топлива, не успевшие сгореть в цилиндрах двигателя, продукты конденсации водяных паров и механические примеси, поэтому масло необходимо очищать или менять через определенные промежутки времени. Фильтр, служащий для очистки масла в двигателе, также следует своевременно менять или промывать.
Для замены можно использовать дизельное регенерированное масло. Для восстановления слитое масло отстаивают в течение двух-трех дней, а затем переливают в чистую сухую посуду через три-четыре слоя марли, вложенной в воронку и закрепленной. Процесс фильтрации длится 1... 1,5 ч, чтобы не поднимать осадок. Отфильтрованное масло можно снова использовать в двигателе автомобиля, а если в него добавить необходимое количество металлоплакирующей присадки, то оно прослужит без замены в легковом автомобиле еще 40...45 тыс. км пробега, а в грузовом или автобусе — 30...40 тыс. км. При последующем добавлении присадки в моторное масло оно будет пригодно для работы в двигателе без регенерации в течение следующего периода до замены.
Причины повышенного расхода смазочного масла
Каждый двигатель, даже в наилучших условиях работы, расходует определенное количество смазочного масла в зависимости от своей конструкции. При превышении заданного расхода необходимо определить причины и устранить их.
Главными причинами повышенного расхода масла являются:
плохие механические условия для двигателя, особенно возможное частичное приклеивание бандажей к стенкам камеры сгорания;
движение машины на большой скорости в течение долгого времени (в этом случае большее количество масла попадает в камеру сгорания, а следовательно, сгорает в ней);
наличие чрезмерного зазора при закрытии клапанов;
утечки через прокладки картера, уплотнительные кольца вала двигателя и т.п.;
потери, возникающие из-за испарения и зависящие от состава масла;
использование масла, имеющего несоответствующий двигателю показатель вязкости;
работа системы управления (резкое повышение или понижение скорости машины, вызывающее сильное повышение давления во впускной трубе, привлекает большое количество масла в камеру сгорания).
Для каждого типа двигателя задается диапазон значений расхода масла в зависимости от его качества (щелочности) и особенно важно при этом техническое состояние двигателя. Правильность выбранного диапазона расхода масла на практике определяется по следующим признакам.
При завышенной подаче масла отмечается:
Таблица 9.1