Методика выполнения расчета конвейера
Определение ширины ленты
Лента является тяговым и несущим органом ленточного конвейера. Она передает движущую (тяговую) силу, затрачиваемую на преодоление всех сопротивлений, возникающих при перемещении груза.
Ленты бывают пеньковые, шерстяные, прорезиненные, а также изготовленные из искусственных материалов. Наиболее широкое распространение получили прорезиненные ленты общего назначения (ГОСТ 20–85), состоящие из резинотканевого послойного тягового каркаса и наружных резиновых обкладок, предохраняющих каркас от механических повреждений и от воздействия на него влаги, газов, агрессивных сред.
Конструкции нескольких типов прорезиненных тканевых лент в общем виде представлены на рис. 2: тип А (рисунок 3.1,а) – послойные (нарезные) с двухсторонней резиновой обкладкой; тип Б (рисунок 3.1,б) – завернутые спирально и тип В (рисунок 3.1, в) – завернутые послойно с резиновой обкладкой и без нее.
Рисунок 3.1 – Некоторые типы прорезиненных лент
Характеристика некоторых резинотканевых лент приведена в таблице 3.1 (таблица 2.1, с. 397 [8]; таблица 10, с. 105 [4]). Для насыпных грузов ширина ленты определяется в зависимости от требуемой производительности транспортера, физико-механических свойств перемещаемого груза и т.д. Кроме этого при определении ширины ленты необходимо учитывать ее форму.
С некоторыми допущениями ширину b грузового потока определяют по выражению, м:
, (3.1)
где Q – производительность конвейера (по заданию), т/ч; kп – коэффициент производительности, зависящий от формы поперечного сечения грузового потока и физико-механических свойств транспортируемого груза, формулы для определения которого приведены в таблица 3.2; kβ – коэффициент, учитывающий ссыпание грузов различной степени подвижности с наклонного конвейера приведен в таблице 3.3; ρ –
Толщина обкладок (рабочей δр / нерабочей δн), мм | 3,0/1,0 | 4,0/2,0 | 6,0/2,0 | 6,0/3,5 | 2,0…6,0 | 2,0…6,0 | ||
Число прокладок, i | 1…5 | 1…5 | 3…6 | 3…6 | 4…6 | 4…6 | ||
Ширина ленты b', м | 0,1…2 | 0,3…3 | 0,8…3 | 0,8…3 | 0,8…3 | 1…3 | ||
Толщина прокладки δпр, мм | Без резиновой прослойки | Из комбини-рованных волокон | 1,4 | 1,6 | 1,9 | - | - | - |
С резиновой прослойкой | Из синтетических волокон | 1,10 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1.9 | ||
Тип ткани каркаса лент (производства России) | С основой и утком из полиэфир-ных, а утком из полиамидных нитей | - | - | - | ТЛК-200 | МЛК-300/1000 | МЛК-400/120 | |
С основой и утком из полиамидных нитей | - | ТА-100 | ТА-150 | ТК-200-2 | ТК-300 | ТК-400 | ||
С основой и утком из комбини-рованных нитей (полиэфир-ных и хлопковых) | БКНЛ 65 | БКНЛ 100 | БКНЛ-150 | - | - | - | ||
Линейная прочность ткани на разрыв по ширине одной прокладки [kр], Н/мм |
объемная масса груза, значения которой для различных грузов приведены в таблице 3.4, т/м3 (таблица 33, с. 365 [2]; таблица 2.1, с. 384 [3]; таблица 1, с. 5 [4]; таблица 4.1, с. 83, 84 [6]); V – скорость транспортирования, значения которой в соответствии с физико-механическими свойствами груза рекомендуется брать из табл. 5, м/с (таблица 35, с. 372 [2]; таблица 6.2, с. 101 [6]); β – угол наклона конвейера, зависящий от высоты Н подъема груза (по заданию), град.
Таблица 3.2 – Значения коэффициента производительности kп конвейера
Наименование роликовых опор | Поперечное сечение ленты с грузом | Угол ψ наклона боковых роликов, град | Коэффициент производительности kп |
Однороликовая с плоской лентой | – | 0,25tgφ, где φ – угол естественного откоса в движении, | |
Однороликовая с боротами высотой hб | – | 0,12 + 0,25tgφ | |
Трехроликовая желобчатая | 0,068 + 0,23tgφ | ||
0,096 + 0,21tgφ |
Полученное значение ширины b должно соответствовать предельному значению скорости V. Если же полученная ширина ленты будет соответствовать согласно таблице 3.5 другому значению – V' меньшему V, то необходимо выполнить перерасчет b по выражению (3.1). При этом используется ближайшее значение скорости, равное или меньшее V' , взятое из таблицы 3.5.
При транспортировке кусковых грузов полученную по формуле (3.1) ширину грузового потока необходимо проверить по кусковатости груза согласно условию
, (3.2)
где bк – ширина ленты с учетом кусковатости груза, мм; χ – коэффициент крупности груза (для сортированного – χ =3,5; для рядового – χ =2,5); а – максимальный линейный размер типичных кусков груза, мм.
Если вычисленная по формуле (3.2) ширина bк>b, надо принять ширину bк и соответственно уменьшить скорость движения ленты для обеспечения заданной производительности.
Таблица 3.3 –Значения коэффициента kβ, зависящего от угла наклона конвейера β
Подвижность частиц груза по табл. 4 | Угол наклона конвейера β, град | ||||
1…5 | 6…10 | 11…15 | 16…21 | 21… 24 | |
Легкая Средняя Малая | 0,95 1,0 1,0 | 0,90 0,97 0,98 | 0,85 0,95 0,97 | 0,80 0,90 0,95 | – 0,85 0,90 |
Таким образом, зная все величины, входящие в формулу (3.1) и (3.2), определяют расчетную ширину ленты, которая округляется до ближайшей ширины b', мм, взятойпо гост 20–85 из ряда значений: 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000, 2500 и 3000 мм.
Таблица 3.4 – Некоторые физико-механические свойства сыпучих грузов
Наименование груза | Насыпная плотность, т/м3 | Угол естественного откоса, град. | Группа абразив-ности груза[1] | Степень подвиж-ности[2] | Коэффициент внешнего трения | Коэффициент внутреннего трения | ||
в покое | в движении | по резине | по стали | |||||
Галька округлая Гипс рядовой Глина сухая Гравий сухой Камень Мел кусковой Песчано-гравийная смесь Уголь бурый Уголь каменный Цемент Шлак угольный Щебень Песок сухой Опилки древесные Земля формовочная Известняк Зола Зерно Руда Соль поваренная | 1,5–1,8 0,6–1,6 1,6–1,8 1,5–1,9 1,3–1,5 0,9–1,6 1,6–1,8 0,5–0,6 0,6–0,8 0,9–1,6 0,6–0,9 1,3–1,8 1,3–1,5 0,2–0,3 0,8–1,3 1,4–1,7 0,6–0,9 0,6–0,8 1,7–2,4 1,5–1,8 | 30–35 35–40 35–40 30–45 37–40 40–45 35–50 30–45 30–40 35–45 30–35 30–45 36–40 45–50 30–50 | В В В В D В С В В В D D С А В С D А D С | Легкая Легкая Средняя Средняя Малая Легкая Легкая Средняя Средняя Средняя Малая Малая Средняя Легкая Средняя Малая Малая Легкая Малая Средняя | 0,7–1,0 0,7–0,8 0,8–1,0 0,7–1,0 0,6–0,9 0,7–0,8 0,5–0,6 0,6–0,7 0,5–0,7 0,6–0,7 0,4–0,6 0,5–0,7 0,4–0,5 0,5–0,6 0,4–0,6 0,6–1,0 0,6–0,9 0,4–0,5 0,7–0,9 0,6–0,7 | 0,6–0,9 0,6–0,8 0,7–1,0 0,6–1,0 0,5–0,8 0,6–0,8 0,4–0,5 0,3–0,6 0,3–0,6 0,3–0,6 0,4–0,7 0,4–0,6 0,3–0,8 0,3–0,5 0,4–0,7 0,5–1,0 0,6–0,8 0,3–0,5 0,6–0,8 0,5–0,6 | 0,5–1,0 0,6–0,8 0,8–1,0 0,5–1,0 0,7–0,8 0,6–0,8 0,5–1,0 0,5–1,0 0,5–1,0 0,5–0,8 0,6–1,2 0,6–1,0 0,6–0,8 0,6–1,5 0,5–0,7 0,6–1,3 0,8–1,2 0,5–0,8 0,5–0,9 0,6–1,2 |
Далее по данным таблицы 3.1 в зависимости от рода груза и условий работы назначают материал ленты, ориентировочное число прокладок ленты i, их толщину – δпр, мм, а также толщину обкладок δр – рабочей, мм, δн – нерабочей, мм. Выбранные значения записываются и уточняются дальнейшими расчетами.
Как правило, ширина ленты b', мм, выбранная по стандарту, обеспечивает большую производительность конвейера по сравнению с заданной.
Поэтому, по окончательно выбранной ширине ленты b', м,иуточненному значению скорости ее движения V' определяют расчетную производительность Qр конвейера по формуле, т/ч:
.
Дальнейший расчет ленточного конвейера ведут по производительности Qр.
Таблица 3.5–Предельные значения скорости ленты при транспортировании насыпных грузов v (V'), м/с
Характеристика груза | Ширина ленты b', мм | |||||||||
Неабразивный и непылящийся | 1,6 | 1,64 | 1,64 | 2,66 | 2,65 | 2,2 | 2,3 | 3,15 | 3,15 | |
Абразивный | 1,25 | 1,64 | 1,64 | 2,25 | 2,5 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | 2,5 | |
Пылевидный и порошкообразный, сухой, пылящий | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
Хрупкие, крошение которых снижает их качество | 1,25 | 1,25 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |
Зернистые, в том числе рыхлые вскрышные породы на открытых разработках | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | |
Кусковые | аср ≤ 80мм | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | |
аср ≤ 160мм | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 4,0 | ||
аср = 161 – 350мм | – | – | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | 3,15 | ||
аср ≤ 500мм | – | – | – | – | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | ||
Зерновые | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | – | – | – | – |