General Motors - электромобиль EV-1 (версия 1999 г.)

Компания General Motors, возможно, открыла для автомобильной промышленности эру разработок электрических транспортных средств с 1960-х гг., а совсем недавно сделала серьезный вклад в размере почти пятисот миллионов долларов в программы разработок своих моделей Impact и PrEView. Как прямое следствие этих инициатив, на свет появился автомобиль EV-1 (рис. 17.7) — первый в мире электромобиль, специально сконструированный для промышленного производства: компания General Motors а также первой, которая стала его про­ давать в США в 1996 г. Продвигаемый на рынок как элегантное двухместное купе, EV-I имеет коэффициент лобового сопротивления всего 0,19, специальную конструкцию шасси из алюминия (на 40% легче, чем стальная) и панели кузова из композитных материалов. Скорость автомобиля регулируется с помощью электроники. При весе всего 1350 кг автомобиль развивает максимальную скорость до 128 км/ч (80 миль/ч) - хотя прототип EV-1 фактически удерживает мировой рекорд скорости по земле для электрических транспортных средств в 293 км/ч (183 миль/ч). EV-1 может достигнуть скорости 96 км/ч (60 миль/ч) из состояния покоя менее чем за 9 с. Ключ к успеху EV-1 кроется в его электрической силовой установке, базирующейся на трехфазном индукционном моторе переменного тока мощностью ЮЗ кВт (137л,с), с интегральной односкоростной передачей с двойной редукцией на ведущие передние колеса. Мотор не требует никакою обычного обслуживания при пробеге более чем 160 ООО км (100 ООО миль).

General Motors - электромобиль EV-1 (версия 1999 г.) - student2.ru

Пакет батарей использует 26 свинцово-кислотных необслуживаемых батарей на 12 В, обеспечивая полное напряжение 312 В и дальность поездки 112 км (70 миль) на цикл зарядки в городских условиях и 144 км (90 .миль) на свободной дороге. Однако в течение 1998 г. были поэтапно введены в производство новые никель-металл-гидридные батареи (NiMH), что позволило почти удвоить дальность электромобиля, доведя се до 224 км < 140 лишь в городе и 252 км (160 миль) на шоссе. Инновационная регенеративная тормозная система помогает увеличить эту дальность еще в большей степени благодаря преобразованию энергии, получаемой при торможении, обратно в электричество, чтобы частично перезарядить пакет батарей. Полная перезарядка может быть безопасно вы­ полнена при любых погодных условиях и занимает 3-4 часа при использовании стандартных зарядных устройств на 220 В или 15 часов при использовании бортовых зарядных устройств на ПО В. Низкая стоимость электричества в бытовых условиях означает, что эксплуатационные расходы относительно невелики но сравнению с автомобилями на обычном ископаемом топливе. Регенеративное торможение достигается при использовании смешанной комбинации передних гидравлических дисковых тормозов и задних электрически управляемых тормозных барабанов и электрического тягового двигателя. Во время торможения электрический двигатель производит регенеративное электричество, которое затем используется, чтобы частично перезаряжать пакет батарей. EV-1 поступает в продажу с системами управления сцеплением, автоматического регулирования скорости и антиблокировки тормозов. Автомобиль снабжен двойными воздушными подушками, электрическими стеклоподъемниками, AM/FM приемником с проигрывателем CD /кассета, системой контроля давления шин и многочисленными другими приспособлениями.

Nissan-Altra

Компания Nissan подтвердила стоимость своего электромобиля АНп! после успеха начальных испытаний в СШ А на протяжении 1998 г. Altra - маши­на с кузовом «универсал», созданная для американского рынка, а электромобильная версия является первой моделью с нулевой эмиссией от компании Nissan, предназначенной к продаже вне Японии (рис. 17.8).

General Motors - электромобиль EV-1 (версия 1999 г.) - student2.ru

Altra имеет охлаждаемый водой синхронный электрический мотор' с постоянными магнитами, в котором впервые использован очень эффективный сплав «неоднм-железо-бор» (Nd-Fc-B). Сплав был найден случайно, когда был неправильно понят заказ на материалы! В автомобиле используется электродвигатель компании Hitachi один из самых мощных в мире, развивающий мощность 62 кВт (84 л.с.) и крутящий момент 159 Н м с максимальной скоростью вращения ротора 13 ООО об/мин. Средняя скорость мотора 8000-9000 об/мин, и отношение мощности к весу 39-килограммового двигателя 1,6 кВт/кг одно из лучших для EV машин. Энергию обеспечивает пакет литий- ионных батарей, разработанный компанией Sony Corporation. Пакет выдаст номинальное выходное напряжение 345 В от 12 модулей по 8 элементов, причем каждый вырабатывает питание 36 8 при полной зарядке и 20 В, когда элемент разряжен. Вес брутто пакета батарей составляет 350 кг, и он имеет плотность энергии 90 (Вт/ч)/кг в диапазоне нормальных температур. Срок службы аккумулятора оценивается в 1200 циклов (до снижения к.п.д. на 5%), ко компания Nissan заявила* что батареи без существенных потерь выдерживали более 2000 циклов. Пакет батарей смонтирован в алюминиевом поддоне с двойными стенками, привинченном к центру платформы между передними и задними осями ниже уровня пола; для его охлаждения используется специальная система вентиляции. Векторный контроллер, разработанный компанией Nissan, характеризуется наличием двух полностью идентичных центральных процессора Контроллер охлаждается водой и имеет диапазон входного напряжения 216-400 В. В контроллере собираются данные относительно степени заряженности батарей, стратегии вождения, истории движения, использования вспомогательных систем и работы системы регенеративного торможения, чтобы делать точные предсказания дальности пробега. Контроллер также управляет системой охлаждения батареи, обеспечивает коммуникацию между источником электропитания и контроллером литиево-ионных элементов и определяет стратегию зарядки, основанную на собранных данных. Батареи заряжаются с помощью индуктивной связи с внешним индуктивным зарядным устройством, которое представляет из себя плоскую пластину, вставляемую в порт зарядки в пере­ дней части автомобиля. Быстрая зарядка занимает пять часов и обеспечивает дальность поездки 193 км, хотя на занятых дорогах реальнее про­ ехать 135 км.

Altra имеет гидравлический усилитель рулевого приводи с электрическим, а не механическим, гидравлическим насосом, который работает только тог­ да, когда требуется увеличить усилие. Стандартная свинцово-кислотная батарея 12 В, которая заряжается через охлаждаемый водой преобразователь постоянного тока от главной батареи, обеспечивает энергией вспомогательные системы. Обогрев, вентиляция и кондиционирование воздуха потребляют 50% энергии обычной системы в режиме кондиционирования и 66% при обогреве салона. Для обеих систем используется хладагент R 134а; как и в случае с гидроусилителем руля, электрический насос, создающий повышенное давление, включается только по команде.

Регенеративная тормозная система работает в двух режимах:

♦ первый режим - запуск, когда водитель нажимает на педаль тормоза, система обеспечивает «чувство торможения, похожее на то, что имеется в обычном автомобиле»;

♦ второй режим - намного более важный, он используется, когда водитель применяет умеренное усилие торможения. Сама тормозная система имеет вид стандартной ABS с четырьмя каналами.

Особые требования к весу не сказались на пассивной и активной безопасности автомобиля по сравнению со стандартными транспортными средствами: в наличии стандартные передние воздушные подушки, усилители жесткости л верей, передний и задний бамперы ударного воздействия до 8 км/ч (5 миль/ч). Приборная панель - цифрового типа с большим тахометром. Семь ламп предупреждения дают водителю сигнал тревога о 50-ти потенциально опасных ситуациях с системами батарей или электродвигателя. Если возникают критические моменты, системы могут автоматически отключаться, чтобы избежать повреждения.

Nelco - гибридный двигатель

Идея гибридного двигателя получила интересное развитие в компании Netco. Система Nelco использует электропривод, который потенциально может использоваться на автомобилях совместно с двигателем внутреннего сгорания. Заявленные характеристики системы эквивалентны обычному автомобилю с приводом на передние колеса, но с потреблением топлива и размере только двух третей от обычного и сокращенной на две трети вред­ ной эмиссией. На рис. 17.9 показано параллельное расположение двигателя и мотора, используемое для этой системы. Создатели надеются, что транспортное средство с таким двигателем могло бы иметь дальность 800 км (500 миль) и максимальную скорость I60 км/ч (100 миль/ч). Основные используемые компоненты свинцово- кислотная батарея, выдерживающая глубокую раз­ рядку, бес щеточный электромотор постоянного тока с постоянными магнитами и роторный двигатель Morton.

General Motors - электромобиль EV-1 (версия 1999 г.) - student2.ru

Специальная батарея использует конструкцию пластин из свинцово-оловянной фольги, которой была развита для авиационной промышленности. Конструкция позволяет реализовать глубокую цикличность зарядки-разрядки к долгий срок службы, так как высокое внутреннее давление предотвращает потерю активного материала во время мощной разрядки. Тесты показали, что 18 батарей номиналом в 30 А/ч и 12 В могут обеспечить мощность 50 кВт в течение 5 минут. Хоукер Сияли (Hawker Siddcley) разработал плоскую решетку элементов, которые могут быть помещены под пассажирским купе автомобиля. Пакет имеет размеры 120x120x4 см. весит 170 кг и обеспечивает энергию около 7,5 кВт/ч. Батарея может выдержать 1100 циклоп разряда до 80-проентной глубины разгрузки (depth of discharge - DOD) и И 000 циклов 20-проиентиой DOD. Это как ожидают, составит продолжительность жизни самого транспортного средства. Причина такого «долго­ жительства» — система термального управления батареи, которая поддерживает свинцово-кислотные элементы при постоянной температуре в пределах 30-40 С, что является самой эффективной рабочей температурой. Роторные двигатели Norton приобрели известность благодаря выигрышам главных призов в мировых мотогонках. Этот двигатель имеет быстрый прогрев и начальный вращающий момент только 8 Нм. Используются два электрически каталитических конвертера с предварительным подогревом. Система инжекции подает в двигатель бедные смеси при высоких нагрузках. Двигательная установка установка обеспечивает постоянные выходные характеристики при помощи электрического мо­ тора, добавляющего недостающую мощность во время смены нагрузки. На рис. 17.10 показан поперечный разрез бессточного электромотора постоянного тока с постоянными магнитами. Фактически используемый мотор весит 45 кг и охлаждается жидкостью; в качестве хладагента используется масло, чтобы предотвратить образование льда. Мотором управляют сложные до конструкции инвертор и схема регулирования. Напряжение источника питания (батареи) 216 В преобразуется и постоянное стабилизированное напряжение 300 В для питания мотора. Питание на мотор подается с помощью трехфазного распределили мощности с трапециевидной или квадратной формой волны, фазы питания могут быть изменены, чтобы осуществлять торможение или ускорение. Положение педали акселератора задаст входной сигнал к модулю контроля, а датчик положения ротора на основе эффекта Холла обеспечивает сигнал обратной связи. Обратная связь по положению ротора должна гарантировать правильный порядок фаз возбуждения мотора.

General Motors - электромобиль EV-1 (версия 1999 г.) - student2.ru

Весь блок энергоснабжения весит около 100 кг, по сравнению о 200 кг для обычной системы. Бата­ реи, однако, добавляет еще 130 кг сверх нормы, но позволяют совершить 48-километровый {30-мил ) пробег, не прибегая к топливному двигателю.

Наши рекомендации