Найти по образцу одно из четырёх».

Образец: дождь — зонтик; мороз — холод, сани, зима, шуба.

Яйцо — скорлупа; картофель — огород, очистки, суп, овощи.

Паровоз — вагоны; конь — лошадь, овёс, телега, конюшня.

Пшено — каша; вишня — фрукт, варенье, ягоды, сад.

Полк — командир; завод — фабрика, директор, цех, рабочий.

Яблоня — сад; капуста — цветы, картошка, огород, борщ.

Хлеб — нож; дерево — пень, лес, пила, кора.

Собака — лай; птица — клюв, канарейка, гнездо, пение.

Двор — ворота; дом — город, жилище, дверь, строитель.

Туча — дождь; глаза — очки, зрение, слёзы, ресницы.

Электричество — провод; пар — ток, вода, труба, кипение.

Коньки — зима; лодка — весло, каток, лето, река.

Плавать — вода; летать — высоко, птица, пух, воздух.

Бежать — стоять; кричать — ползать, шуметь, молчать, плакать.

Подбери подходящее».

Ребёнок получает пять картинок, затем произносятся пять слов, к каждому из которых следует подобрать подходящую картинку:

а)картинки: рубашка, озеро, норка, коляска, пешка; слова: шахматы, Саша, мышка, лялька, гусь.

б) картинки: матрёшка, стакан, шарик, кружка, мяч; слова: дерево, резина, стекло, металл, пластмасса,

в) картинки: свинья, корова, гриб, книга, лопата; слова: ученье, лес, молоко, работа, мясо.

Каждый раз обучающий спрашивает: «Какие слова названы?» Следует назвать именно слова, а не рисунки.

Хорошо — плохо».

Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, уме­ния логически мыслить и оценивать свои действия.

а) — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи?

-Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глу­бокие, устойчивые.

-Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предме­тами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо?

-Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого.

-А что в нём плохо?

-Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обож­жёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник.

б)Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор.

Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома: в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, дру­гой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно от­носиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо.

Человек — какой?»

Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрица­тельные качества человека.

-Какой бывает человек?

-Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый.

-Какой человек вам нравится (не нравится)? Почему?

Каким что бывает?»

Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абст­рактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных.

-Что бывает высоким?

-Дерево, столб, человек.

-Сравните, что выше, что ниже: столб или человек.

-Что бывает широким?

-Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента.

Что бывает таким?»

Что бывает прямоугольной формы?

Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор.

Найди две вещи».

Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше): гусь толще утки; полдник раньше ужина и др.

Кто больше вспомнит?»

Дети работают с многозначными словами. По возможности использу­ются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например:

Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом?

Ручка чайника, кружки, окна.

Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова: шляпка, коса....)

Уточним близкими словами».

Ребята подбирают синонимы.

Образец: снег падает — кружится, опускается, ложится, вьётся; смелый человек — храбрый, бравый, отважный, бесстрашный и т.д.

Найди сравнение».

С чем можно сравнить бабочку?

С цветочком, с летящей звёздочкой, с пушинкой.

На что похож гром?

Как будто кто-то по небу ездит; тигр рычит; что-то большое катают по полу и др.

Детям предлагается найти и запомнить сравнения в прочитанном тексте.

Определи — какой».

Ребята подбирают подходящие определения — эпитеты.

Берёза — зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, плакучая... (предварительно демонстрируется картинка, но лучше показать натураль­ную берёзу; обратить внимание детей на её белый ствол, листья можно сравнить с кудрями).

Пофантазируем».

Эта игра развивает память, связную речь.

Предлагается двенадцать — четырнадцать картинок из разных лекси­ческих групп (предметных), которые требуется запомнить в том же порядке. Для этого дети связывают их в отдельные предложения, включая в каждое одно-два названия, а по смыслу все они объединяются в единый рассказ. Обычно они предлагают много вариантов, фантазируют.

Вот пример слов на дифференциацию звуков С-Ш: Маша, школа, лягушка, песок, мешочек, костюм, душ, косы, каша, кружка, стол, машинка, стакан. Всего 13 картинок.

Один из рассказов с этими словами.

«Маша шла из школы. Она увидела лягушку, которая прыгала по траве. Маша поиграла в песочнице — построила домик из песка и пошла домой. Дома она достала из мешочка спортивные туфли, сняла костюм, приняла душ. Потом заплела косы и села обедать. Она съела кашу, выпила кружку компота, убрала со стола и пошла играть с машинкой. Увидела стакан и убрала его в буфет». После рассказа дети называют по порядку все кар­тинки, в основном безошибочно. Даже если их спросить об этом неделю спустя, они ответят правильно, причём мысленно они вспомнят предло­жение, а затем назовут слово. После таких игр дети лучше и быстрее сос­тавляют рассказы по сюжетным картинкам.

Есть ли разница?»

Брат отца — отец брата; сестра друга — друг сестры; брат моего отца — отец моего брата.

Что я сделал раньше?»

Я позавтракал после того, как поговорил с другом. Что раньше?

Он слепил фигурку мальчика после того, как нарисовал домик. Что раньше?

Выбери правильное».

Солнце освещается Землёй. — Земля освещается Солнцем.

Я надел сапоги, потому что шёл дождь. — Шёл дождь, потому что я на­дел сапоги.

Отвечай быстро».

Витя шёл впереди Коли. Кто позади?

Кошка больше собаки. Кто меньше?

Вова бросил мяч Ване. Кто поймал мяч?

Собака укусила корову. Кто кусался?

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Что неправильно?»

Вчера во время прогулки была плохая погода. Давайте перенесём вче­рашнюю прогулку на сегодня.

Мама разделила мороженое пополам и отдала младшему сыну самый большой кусок.

Вова сказал, что не войдёт в воду, пока не научится плавать.

Я больше всего люблю гулять один, и ты — тоже. Давай гулять вместе, мы подходим друг другу.

Все эти игры способствуют воспитанию образного мышления, фор­мированию умений анализировать, сравнивать различные предметы, действия и явления, развитию уже в дошкольном возрасте способностей к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Глава II

Наши рекомендации