Дикие птицы: перелётные и зимующие

Перелётные птицы:грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаво­ронки, аисты, журавли...

Осенью холодает, идут дожди, исчезают насекомые. Птицам стано­вится нечем питаться, и они улетают в тёплые страны. Последними улета­ют грачи, но они возвращаются первыми ранней весной, ходят по пашне и ищут червяков. Вслед за ними прилетают жаворонки, соловьи и другие перелётные птицы.

Грачипокрыты чёрными перьями, внешне похожи на ворон. Первы­ми прилетев, они занимают лучшие места в берёзовых и осиновых рощах, поближе к жилью человека.

Скворцы,возвратившись, ищут подготовленные для них сквореч­ники. Если там окажется воробей, они его выгонят.

Ласточкивьют гнёзда под крышами домов (под стрехой). Отличитель­ной особенностью этих птиц является раздвоенный, словно вилка, хвост.

Аист, цапляи журавльпохожи друг на друга. У них у всех длинные лапки. У цапли на голове хохолок, у аиста его нет, а у журавля на голове красное пят­нышко, есть у него также и большой пушистый хвост с торчащими перьями.

Все птицы, возвратившись из тёплых стран, вьют гнёзда, откладыва­ют яйца и выводят птенцов, а потом заботятся о них.

Кукушкане вьёт себе гнездо. Свои яйца она подкладывает в чужие гнёзда, и другие птички их высиживают, не подозревая, что одним из птен­цов окажется прожорливый кукушонок.

Зимующие птицы:воробьи, синицы, снегири, зяблики, вороны, галки и др. В холодное время они подлетают ближе к жилью человека, надеясь на то, что люди их подкормят, помогут пережить зиму.

Дятел— санитар леса. Часто в лесу можно услышать барабанную дробь. Это дятел своим длинным клювом долбит кору дерева там, где спря­тался короед, и таким образом достаёт из-под коры вредителей — насеко­мых. «Полечив» одно дерево, дятел летит к другому.

Соваи филин— ночные птицы, внешне очень похожи. Разница со­стоит в том, что у филина ушки торчат, а у совы их не видно, они прикры­ты перьями. Живут они в дупле, днём спят, а ночью охотятся на мышей и других мелких зверушек.

Нелетающие птицы

Страус— самая большая птица на Земле, которая не может летать. Внешне он похож на журавля, только в несколько раз больше. Бегает страус быстрее многих животных, почти со скоростью автомобиля — семьдесят километров в час.

Люди научились использовать его силу. Приручённых страусов вмес­то лошади запрягают в лёгкие двуколки — двухколёсные тележки. Кроме того, страусов держат в качестве сторожей, охраняющих стадо овец. Они вовремя замечают приближающихся хищников, поднимают тревогу, отго­няют их ударами сильных ног.

Пингвиныне летают, живут на Севере. Покрыты они чёрно-серыми перьями, которые прекрасно сохраняют тепло: нитевидные перья образу­ют под собой неразрывный слой воздуха вокруг всего туловища. Такое уст­ройство да ещё толстая прокладка подкожного жира позволяют тепло­кровному пингвину неделями стоять под ледяным ветром.

У пингвинов крепкий острый клюв, а крылья похожи на ласты, позво­ляющие им хорошо плавать и добывать пищу (в основном рыбу).

План рассказа о птице такой же, как и о животных.

Примерный словарь

Существительные: названия птиц и их птенцов, кормушка, скворечник, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, хохолок, крылья, перья, пух, шпоры, перепонки, ласты, санитар, наседка, вредители, насекомые, шесток, стреха, гнездо, подкормка.

Глаголы: вылететь, прилететь, улететь, возвращаться, прыгать, махать, клевать, ворковать, чирикать, тре­щать, крякать, гоготать, курлыкать, уничтожать, подкладывать, нырять, кудахтать, насиживать, выводиться(из яйца), подкармливать.

Прилагательные и причастия: зимующие, перелётные, сухопутные, водоплавающие, распаханный, висящий, торчащий, раздвоенный, нитевид­ный, зубчатый, мелкий, нежный(пух), грубые(перья), несмышлёный, острый, пушистый, хищный.

Наречия: высоко- низко, далеко- близко, ярко-хмуро, громко- тихо, весело-грустно, глубоко-мелко

Дидактические игры

Перелётные птицы».

Зимующие птицы».

Нелетающие птицы».

Водоплавающие птицы».

5. «Чей домик?»Курятник — домик курицы, петуха; гнездо под крышей — домик лас­точки; скворечник — домик скворца.

6. «Где живут?»Куры, индюки — на птицеферме (в птичнике)...

7. «Кому принадлежит?»Лапки с перепонками — гусям, уткам; лапки со шпорами — петуху; небольшой гребешок и бородка — курице; пушистый хвост из торчащих перьев — журавлю; раздвоенный хвост — ласточке; красная шапочка на го­лове — дятлу; большой широкий клюв — утке.

8. «У кого такие перья?»Нежные, пуховые — у гусей, уток, лебедей; тонкие, нитевидные — у пингвинов.

9. «Сравни клювы».У гуся, аиста и курицы (у аиста — большой клюв, у гуся — средний, у курицы — маленький); у гуся, утки и петуха (у утки — большой клюв, у гуся —средний, у петуха —маленький): V совы и аиста (у совы —короткий, загнутый клюв, у аиста — длинный, прямой)...

10. «Сравни головы».У цапли и аиста, у совы и филина, у курицы и утки, у гуся и утки, у воробья и у голубя.

11. «Сравни хвосты».У курицы и петуха, у утки и курицы, у аиста и журавля, у гуся и петуха, у ласточки и скворца...

12. «Сравни лапки».У гусей (уток) и кур, у аиста и лебедя, у цапли и утки...

13. «Какие птицы?»Скворец — дикая перелётная птица, синица — дикая зимующая, гусь — домашняя водоплавающая, курица — домашняя нелетающая...

14. «Что нужно птицам, чтобы плавать?»Гусям, уткам — перепонки на лапках, перьевой пух на теле, обма­занный жиром; пингвинам — ласты.

15. «Любимый корм».У утки — рыба; у цапли — лягушки; у кур — червячки, насекомые; у со­вы и филина — мышки...

16. «Кто так кричит?»«Ко-ко-ко» — курица зовёт цыплят, петух предупреждает об опасности; «га-га-га» — гуси; «кря-кря» —утки, «тр-тр-тр» — сороки, «кррак» — грачи...

17. «Как кричит птица?»Курица снесла яйцо — «куд-куда!» Индюк — «бл-бл-бл»...

18. «Птенцы».У журавля — журавлята, у пингвина — пингвинята, у грача — грачата..

19. «Кто их мама?»У гусят — гусыня, у сорочат — сорока, у грачат — грачиха...

20. «Один — много».Цыплёнок — цыплята, цаплёнок — цаплята, страусёнок — страусята...

21. «Много — один».Воробьята — воробьёнок, скворчата — скворчонок, кукушата — кукушо­нок, гусята — гусёнок.

22. «От кого какая польза?»Детям предлагают рассказать, какую пользу приносят человек}' до­машние и дикие птицы.

Скороговорки и стихи

1.Курица цыплёнку: «Не кричи, не пищи, червячка поищи,

А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоём поищем».

2.Петушок, петушок, красный гребешок, масляна головушка,

Шёлкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, детям спать не даёшь?

3.Гусыня гогочет: «Гусята! Га-га! Бегите под горку!

Под горкой луга!» В ответ ей гогочут гусята:

«Ага! Шагаем, шагаем гуськом на луга!»

4.Я в любую непогоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь, чистоплотный белый гусь.

5.«Кря-кря-кря! В небе звёзды загораются!

Кря-кря-кря! Глазки крепко закрываются!» —

Мама утка пела гладко-гладко,

А утята спали: сладко-сладко.

6.Индюк надутый всем знаком, но дружат с ним едва ли.

Не важничай, чтоб индюком тебя не называли.

7.Зачем такой носище цапле?

Затем, чтоб цапли рыбок цапали.

8.Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат.

9.Лист жил у нас на крыше, а в подполье жили мыши.

10.Журавлики-журавли оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули, милый край покинули.

Закурлыкали вдали журавлики-журавли.

11.В лесу одна смешная птица весь день поёт: «Ку-ку, ку-ку!»

Никак не может научиться петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

12.Ласточка клювом глины зачерпнула

И под крышу быстро упорхнула.

Целый день, забот полна, домик строила она.

13.Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно грачей.

14.Филин даже с фонарём ничего не видит днём.

15.В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит,

На суку сидит, во все стороны глядит.

16.Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

17.Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

18.Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

19.Вот под ёлкой запушённой скачут по снегу вороны,

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.

20.Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью, я вам песенку спою. Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень — буду петь вам целый день.

Чик-чирик!»

21.Синичка, синичка, воробью сестричка.

22.Сколько мороки, друзья, у сороки: всё разузнать:

Где, что, когда, зачем? И рассказать по секрету всем.

23.Трещала сорока: «Я пестра, другой сороке я сестра».

И повторяла сорок раз скороговоркой свой рассказ.

24.— Если сможешь, угадай: что мне скажет попугай? —

То и скажет, полагаю, что вдолбили попугаю.

25.Я — страусёнок молодой, заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой, мозолистой и твёрдой.

Когда пугаюсь, я бегу, вытягивая шею.

А вот летать я не могу, и петь я не умею.

26Снег-снежок, снег-снежок, весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали, видно, корм себе искали.

Время трудное пришло, зёрна снегом замело.

Прилетайте, воробьишки, есть в кормушках вам зерно.

(Г. Бойко)

27.На дворе морозище — градусов под сорок.

Плачутся воробышки, что весна не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки...

Я принёс воробышкам на тарелке крупки:

«Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие,

Я бы вам и валенки подарил с калошами».

Но сказала мама: «Воробей, мой маленький,

Сразу, как запрыгает, потеряет валенки».

(В. Звягина)

28.— Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей...

Ел морковку у слона, с журавлём поел пшена.

Побывал у носорога, отрубей поел немного. А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

29.На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны!»

30.А у нас в саду жилец, бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел оттого, что он запел.

С солнцем скворушка встаёт, ест жучков, росинки пьёт.

Сдвинув шапку набекрень, распевает целый день.

(В. Шевчук)

31.Мы построили скворечню — дом весёлого скворца.

Мы повесили скворечню возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки — чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат:

«Мы хотим добавку — муху и козявку!»

(Е. Тараховская)

32.Прилетела к нам синичка, села прямо за окном.

Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждём.

И чтоб стало ей полегче, ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала мы повесим на сучки.

Глазом-бусинкой сверкает, смотрит, вертится, клюёт.

От окошка улетая, песню весело поёт.

(Н. Маслова)

33.Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.

(И. Никитин)

Загадки

1.Без рук, без топорёнка построена избёнка.

2.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Песни распевает, время отмечает.

3.Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, двойная бородка,

Важная походка; раньше всех встаёт, голосисто поёт.

4.Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

5.По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.

6.Катится бочка, нет в ней ни сучочка.

7.Вдоль по речке, по водице плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт, за собою всех ведёт.

8.Был белый дом, чудесный дом, вдруг что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо —

Явилось в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки!

9.Узнаёте молодца? Только вышел из яйца —

Сразу ножками пошёл, крошку хлебную нашёл,

Осмотрел внимательно, съел самостоятельно.

10.На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его ....

11.Спереди — шильце, сзади — вильце,

Сверху — чёрное суконце, снизу — белое полотенце.

12.Чёрный, проворный, кричит «кррак», червякам враг.

13.Всех перелётных птиц черней чистит пашню от червей:

Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица ....

14.Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку!»

15.Ты с модницей этой, конечно, знаком:

Вертушке на месте никак не сидится —

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей очень гордится.

16.Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

17.Чёрный жилет, красный берет,

Нос — как топор, хвост — как у пор.

18.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

19.Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ...!

20.На барыне сорок рубашек,

Ветер подует, спина голая.

Отгадки:1. Гнездо. 2-4. Петух. 5. Гусь. 6. Яйцо. 7. Утка с утятами. 8. Яйцо и цыплёнок. 9. Цыплёнок. 10. Скворец. 11. Ласточка. 12, 13. Грач. 14. Кукушка. 15. Синица. 16. Воробей. 17. Дятел. 18. Сорока. 19. Снегири. 20. Курица.

Пословицы и поговорки

1.Птичке зелёная ветка дороже золотой клетки.

2.Видна птица по полёту.

3.Соловей поёт — себя тешит.

4.Ласточка день начинает, а соловей кончает.

5.Соловья песни кормят.

6.Соловей да кукушка в одно время поют, да не одну песню.

7.Собака лает — соловей молчит.

8.Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

9.Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно — соловьём.

10.Воробей торопился, да невелик родился.

11.И воробей своё гнездо любит.

12.Осенью и воробей богат.

13.Воробьёв бояться — проса не сеять.

14.И воробей на кошку чирикает, да силы нет.

15.Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

16.Не робей, воробей!

17.Все птицы крыльями машут, да не все летают.

18.Всякая птица своё гнездо любит.

19.В одиночку и птицы в лесу не живут.

20.Всякая птичка свои песенки поёт.

21.На обед пичужке довольно и мушки.

22.Не обещай журавля в небе, а дай синицу в руки.

23.Трещит, как сорока.

24.Похожа на мокрую курицу.

Транспорт

Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт— это грузовые и легковые машины, автобус, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.

Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые — для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомоби­лем шофёр.

В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по дру­гим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае — вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сидень­ями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус — на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса — колеса резино­вые, ездят они по асфальту.

В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая би­лет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.

В другие города можно поехать на поезде, электричке, предваритель­но взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, кото­рые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. По­езд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие — входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рель­сам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет биле­ты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.

Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.

Воздушный транспорт:самолёты, вертолёты, ракеты; их части: кор­пус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, со­пло (у ракеты). Аэродром — огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт само­лёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажи­рам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы... Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полё­том покупают билеты в кассах аэропорта.

Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.

Водный транспорт:корабли, катера, яхты, лодки — подводные, мо­торные, парусные, вёсельные.

Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капи­тан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»

Подземный транспорт— метро. Линии метрополитена прокладыва­ются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице — эскалатору. Метро — скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного кон­ца города в другой.

План рассказа о транспортном средстве

1.Вид транспорта.

2.Части машины.

3.Из чего сделана машина и какого она цвета?

4.На каком топливе работает машина?

5.Кто управляет машиной и обслуживает пассажиров?

6.Для чего предназначена машина?

7.Правила поведения в транспорте.

8.Как следует обходить машину?

Примерный рассказ об автобусе

Автобус относится к наземному транспорту. Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,

В салоне — сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.

Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый авто­бус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.

Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обхо­дить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убе­диться в отсутствии идущей машины.

(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмот­реть направо, нет ли встречного трамвая.)

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, верто­лёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палу­ба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная(машины), спаса­тельный(круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), мо­торная, парусная, вёсельная, подводная(лодки), резиновое, железное(колесо),асфальтированная(дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — призем­литься, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять(якорь), отдать — убрать(конец), стартовать, грести, пропускать(пассажиров), уступать(место), обходить.

Дидактические игры

1. «Назови транспорт».Наземный -трамвай, поезд ...; водный -катер, яхта

2. «Какой транспорт?»Метро — подземный, автобус — наземный ...

3. «Что двигается по ...?»По рельсам — трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) — трол­лейбус; по воздуху — ..., по воде — ...

4. «Как двигается?Поезд — по рельсам; лодка -..., автобус -..., трамваи -...

5. «Что нужно транспортному средству?»Автобусу — бензин; самолёту — специальное топливо (горючее); электровозу — электрический ток ...

6. «Назови части».Автобуса, поезда, самолёта ...

7. «Это часть какой машины?»Пропеллер — самолёта и вертолёта, шасси — самолёта, сопло — раке­ты, палуба — корабля.

8. «Кто обслуживает пассажиров?»В автобусе — кондуктор, в самолёте — стюардесса, в поезде — проводник...

9. «Кто управляет?»Автобусом — водитель, самолётом — лётчик, кораблём — капитан ...

10. «Чем управляет?»Капитан — кораблём; лётчик — самолётом ...

11. «Что общего?»У автобуса и троллейбуса — ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая — работают на электричестве; у самолёта и вертолёта — ...; у велосипеда и мотоцикла — ...

12. «Чем различаются?»(Те же и другие пары машин.)

13. «Для чего предназначены эти машины?»Аварийная — ...; «Скорая помощь» — ..., пожарная — ...

14. «Какая нужна машина?»Во время аварий — ...; при пожаре — ...

15. «Сложи целое из частей».Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.

16. «Чего не хватает?»Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото­цикл без руля, поезд без колёс.

17. «Земля. Вода. Воздух».Земля — трамвай, автобус ...

18. «Что там?»Под землёй — метро; под водой — подводные лодки; в космосе — ракеты.

19. «„Дом" для транспорта».Грузовик — гараж, автобус — автобусный парк, трамвай — трамвайное депо, самолёт — ангар, лодка — пристань, причал.

20. «Для кого этот „домик"?»Гараж — для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.

21. «Опиши машину».Надо составить рассказ о машине по плану .

22. «Отгадай по описанию».Ребёнку предлагают по устному описанию транспортного средства угадать, что это за машина.

23. «Чудесный мешочек»:

а) определить игрушку на ощупь;

б) назвать части машины;

в) определить её назначение;

г) ответить на заданные вопросы.

Наши рекомендации