Замени согласный в середине слова».

Полька — полка, булки — бульки, вольно — волны, галка — галька, колко — Колька, вили — вилы, пола — поля, юла — Юля, волы — вали, горько — горка, бряк — брак, Васса — Вася, оси — осы, носи — носы.

(Одинаковые или разные слова в каждой паре? Чем они различаются? Придумать с ними предложения.)

9.«Назови буквы»:СЕ — С, Е; люк — Л, Ю, К...

Составь слово из букв».

11.«Назови „соседей"».

а) Части дерева: лист. ветка. крона, ствол, почка.

б) Что (кто) есть ещё в лесу?

Трава, цветы, грибы, волк, тигр, белка, дуплои др.

(Некоторые слова составляются из букв.)

Работа с картинками.

Детям предлагают выбрать картинку, в названии которой есть «со­седи» — стечение согласных в определенной позиции; мягкий согласный в начале, в конце слова. Каждый ребёнок составляет предложение со своей картинкой из букв; выборочно проводится анализ предложений, опреде­ляется наличие предлогов; вспоминаются правила написания заглав­ных букв.

Назови недостающее слово».

Цветок — ... (стебель), дерево — ... (ствол); мышка — ... (норка), мед­ведь — ... (берлога), грач — ... (гнездо), лиса — ... (нора), белка — ... (дупло). Кабан — ... (ноги), птица — ... (лапки); человек — ... (губы), птица — ... (клюв), слон — ... (хобот), свинья — ... (пятачок); дуб — ... (жёлуди), ель — ... (шишки) и др.

Скороговорки, пословицы, загадки.

Наш гость купит трость и повесит её на гвоздь.

Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

Загадка.

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

(Берёза)

(Можно провести работу по выделению слов из скороговорок с мяг­кими или твёрдыми согласными в определённой позиции, со стечением согласных.)

Подведение итогов.

Глава II.

Словарная работа и развитие речи.

Введение

Подготовка детей к школе включает в себя не только формирование фонетически правильной речи и обучение грамоте (I часть). Не менее важное значение для развития связной речи имеет словарная работа и со­вершенствование грамматического строя языка ребёнка. Этим вопросам посвящена II часть данного пособия.

В главе I «Словарная работа» весь материал разделён на отдельные логические темы: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Профессия», «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Посуда», «Лес» и др. Их более 20.

Каждая тема освещается в следующем порядке:

а) краткое изложение существа темы;

б) план-схема рассказа об изучаемых предметах;

в) примерный рассказ об одном из них;

г) словарь для активного использования ребёнком в самостоятельной речи;

д) дидактические игры, развивающие внимание, память, мышление;

е) специально подобранные скороговорки, загадки и стихи, послови­цы и поговорки, дополняющие и расширяющие кругозор ребёнка.

В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, дета­лей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки и действия.

Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями.

Много внимания уделяется составлению детьми рассказов о пред­метах и явлениях по предлагаемому плану-схеме.

Собственно языковая работа (многозначность слов, синонимы, анто­нимы, сравнения, эпитеты) рассматривается в разделе «Развитие логиче­ского мышления».

Глава II — «Развитие грамматического строя языка» (род, число, падеж, лицо, согласование) — включает в себя игры на каждую часть речи. Кроме вышеназванных, отрабатываются числительные, местоимения, предлоги и простые союзы (и, а); уделяется внимание формированию простых и сложных предложений с союзами: потому что, чтобы, что, если.

Весь предлагаемый практический материал является примерным и предполагает его возможное изменение в зависимости от уровня разви­тия ребёнка.

Словарная работа

В процессе словарной работы решаются следующие задачи:

а) уточнение понимания имеющихся в запасе у детей слов;

б) обогащение лексикона ребят новыми словами, в том числе сложно­го слогового состава (милиционер, велосипед и др.) и со стечением соглас­ных (портфель, звёзды, экскаватор);

в) активизация словарного запаса, т. е. формирование навыков ис­пользования новых слов в самостоятельной речи.

С самых первых занятий внимание малышей обращается на ближай­шее окружение: мир предметов и явлений, мир людей и их взаимоотношений — всё то, с чем ребёнок сталкивается дома, в детском саду, на улице. Прежде всего предлагаются натуральные предметы, действия и явления для наблюдения или непосредственного участия в них: настольные игры с картинками, игрушками, строительные наборы; картинки и игрушки подбираются из разных логических групп («Фрукты», «Лес»),

В работе по картинке правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, но это не значит, что он будет их использовать в своей речи. С целью активиза­ции словаря новые для детей слова следуетповторять в сочетании с други­ми словами. Например, при знакомстве со стихотворением Сурикова «Зима» ребёнку предлагают подумать, что ещё, кроме снега, можно назвать сло­вом пушистый: котёнок, шапочка, полотенце (используется согласование). Повторяя слово несколько раз, малыш запоминает его и начинает упо­треблять самостоятельно, т. е. оно из пассивного словаря переходит в активный. Обогащение словарного запаса, в свою очередь, способствует луч­шему запоминанию стихов, сказок, рассказов.

При подборе материала для занятий учитываются возрастные возможности ребёнка. Так, четырёхлетним детям хорошо рассказывать простые народные и авторские сказки, в основном о животных, с повто­ром и нарастанием припева: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др. Сказка учит жизни, пробуждает у ребёнка сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев, поэтому она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания. Малыши быстро и часто близко к тексту запоминают сказку; после чтения следует переходить к её пересказу по вопросам.

Чтение и рассказывание сказок сопровождаются яркими иллюст­рациями, по которым ребёнок определяет последовательность действий в сказке, отдельные её части и при пересказе сам останавливается там, где заканчивается мысль. Затем сказка пересказывается им полностью.

Хорошо, если рассказывание сопровождается показом диафильмов, театрализованными упражнениями, инсценировками. Всё это углубляет впечатление от сказки, учит детей владеть речью, движениями, выражать словом и поведением чувства и поступки изображаемого персонажа. После сказок можно предложить небольшие рассказы.

По мере расширения и активизации словаря ребёнок приобретает и новые навыки: в возрасте пяти лет он уже может сравнивать характер­ные признаки предметов (игрушек, посуды), обобщать их, начинает по­нимать значение абстрактных понятий: «длина», «ширина», «высота», составлять рассказ.

Составляются рассказы по опорным словам (девочка, лес, ёжик, корзи­на) и из своего личного опыта: что видел на прогулке, в парке.

Много внимания должно уделяться составлению рассказа по сюжет­ной картинке (по серии картинок) сначала по вопросам обучающего, а за­тем и самостоятельно.

Большую помощь в развитии речи оказывает подготовка к празд­никам, она очень мобилизует малышей и способствует тому, что многие сами начинают следить за своей речью.

Вся словарная работа с детьми пяти-шести лет направлена на воспитание у них умения связно и последовательно составлять самостоятельные рассказы о знакомых предметах, представленных в натуральном виде или на картинке.

При этом рекомендуется соблюдать два условия. Ребёнок должен:

а) хорошо знать материал, о котором будет говорить;

б) уметь последовательно и логично выделять главное.

Изучение каждой темы начинается с рассказа обучающего по существу предлагаемого материала с использованием наглядных пособий (игрушек, картинок). Закрепление проводится в дидактических играх; большую помощь в этом оказывают скороговорки, загадки, пословицы и поговор­ки. Они вводят ребёнка в богатый, образный мир родного языка и не толь­ко обогащают, но и фонетически улучшают речь.

Работа по каждой теме заканчивается самостоятельным составлением ребёнком рассказов по предлагаемому плану-схеме, а затем и без него о любом предмете, явлении, животном или птице.

Большой запас слов и владение хорошей связной речью — необходимые условия для успешного обучения в школе.

Части тела человека

Знать, уметь показать и назвать части тела человека на себе, кукле, другом ребёнке. Знать, что глазами мы видим, ушами слышим, носом чувствуем запах, руками рисуем, пишем, играем с игрушками...

Уметь выполнять различные инструкции: поднять, опустить, вытя­нуть правую (левую) руку; приподнять ногу, топнуть, шагнуть правой (левой) ногой; сжать руку в кулак, разжать кулак; дотронуться мизинцем до носа, правой рукой взяться за левое ухо, левую руку поднять вверх, а пра­вую отвести назад (вперёд, в сторону, вверх, вниз); по два-три раза попры­гать на левой ноге, а затем на правой и др.

Примерный словарь

Существительные: голова, уши, лицо, лоб, брови, глаза, ресницы, веки, щёки, нос, губы, зубы, язык, рот, подбородок, усы, борода, шея, туловище, плечи, грудь, живот, бок, спина, руки, пальцы, ногти, мизинец, локти, бёдра, ноги, ко­лени, ступни, ладони, кулак, затылок.

Глаголы: поднимать, вытирать, мыть, опускать, ню­хать, кусать, хлопать, чистить, полоскать, бежать, стоять, прыгать, говорить, кричать, шептать, махать, подстригать(волосы).

Прилагательные: большой, средний, безымянный, указательный(пальцы); голубые, карие, чёрные, большие, узкие(глаза); длинный, курносый, широкий (нос); густые, длинные, редкие, короткие(волосы, ресницы, брови); высокий, низкий, сильный, слабый, толстый, стройный, полный(человек).

Наречия: вперёд — назад, вверх — вниз, высоко — низко, далеко — близко, бы­стро — медленно.

Дидактические игры

1. «Делаем — что?»Надуваем — щёки, облизываем — губы, хмурим — лоб, высовываем — язык, открываем — рот, показываем — зубы, язык, поднимаем (опускаем) — голову, брови, руки, ноги.

3. «Что на лице?»Назвать части лица: лоб, брови, ресницы, веки...

2. «Делаем — чем?»Слушаем — ушами, смотрим — глазами, говорим — языком, губами, куса­ем — зубами, облизываемся — языком, моргаем — ресницами, рисуем — руками, ходим — ногами.

4. «Что делаем?»Глазами — смотрим, глядим, видим; руками ~ трогаем, берём, машем, бросаем, ловим, пишем, играем; поднимаем, опускаем (вещи)...

5. «Какие?»Глаза — большие, миленькие, злые, добрые, узкие, круглые, открытые, закрытые; лицо — широкое, узкое, круглое, длинное; уши — большие, маленькие, от­топыренные; брови — густые, редкие, тёмные, светлые, широкие, узкие, длин­ные, короткие; губы — толстые, тонкие, красивые, бантиком ...

6. «Как делаем?»Руки поднимаем — быстро, высоко; бросаем — сильно, далеко; вытяги­ваем руки — вперёд, назад, в стороны...

7. «Сделай так!»(Выполнение инструкций взрослого.) Наклони голову вправо, влево, вниз; повернись вправо, наклонись вниз; сделай шаг левой ногой, правую руку — в бок и др.

8. «Чтосделал(а)?» (Один ребёнок производит действия, остальные комментируют.)

Таня развела руки в стороны, потом левую руку опустила, правую под­няла к лицу, указательным пальцем показала на нос...

9. «Прикажи!»(Инструкции отдаёт ребёнок.) Помаши правой рукой, левой рукой дотянись до стола, оближи губы, надуй щёки, сделай губы трубочкой и др.

Загадки

1. Один говорит, двое глядят да слушают.

2. Если б не было его, не сказал бы ничего.

3. Всегда во рту, а не проглотишь.

4. Тридцать два молотят, один поворачивает.

5. Белый бисер рядками нанизан, алым бархатом опушен.

6. Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю.

7. Полон хлевец белых овец.

8. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной.

9. Ношу их много лет, а счёту им не знаю.

10. Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.

11. Пять братьев, на всех одно имя.

12. У двух матерей по пяти сыновей.

Отгадки:1. Язык, глаза, уши. 2, 3. Язык. 4. Зубы, язык. 5, б. Зубы, губы. 7. Рот, зубы. 8. Глаза. 9, 10. Волосы. 11. 12. Пальцы рук или ног.

Наши рекомендации