Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
тук — тюк | нос — нёс | пыл — пил | мал — мял |
Тема — Тома | нить — ныть | пилить — пылить | мёл — мол |
тын — тина | кон — конь | пыли — пили | мот — мёд |
тёк — ток | Мишка — мышка | Мила — мыло | мил — мыл |
Дидактические игры:
а) «Да — нет», «Есть — нет».
Цель: закрепление Нь, Ть—Т.
Образец: на столе (там) книга — на столе нет книги; на столе (там) тетрадь — ...
б) «Что у тебя?» (Детям раздаются картинки.)
У меня репка, лось, мел, дятел, лань, гиря, брюки, верёвка;
в) «Что делать?» Образец: играют — играть, несут — нести. Писать, читать, рисовать...
В конце занятия заучиваются потешки и скороговорки.
Теперь все звуки исправлены и противопоставлены друг другу. Ребёнок может правильно их употреблять не только при заучивании наизусть потешек, скороговорок, но и в самостоятельной речи.
Исправление произношения в зависимости от характера речевых нарушений проводится выборочно, но в любом случае стоит уделить внимание всем фонетическим группам звуков.
Потешки и скороговорки
Звуки Ть-Т, Дь-Д, Нь-Н
1. Тень, тень, потетень, выше города плетень.
2. Наш гость купит трость и повесит её на гвоздь.
3. Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.
4. — Куда, дядя, едешь, куда погоняешь?
— Сено косить.
— А зачем тебе сено?
— Коров кормить.
— А зачем тебе коровы?
— Молоко доить, малых деток кормить.
5. — Тит, иди молотить.
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть.
— А где моя большая ложка?
6. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
7. Тетерев тетерева в лесу встретил.
8. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
9. Буду плыть я день-деньской по воде, воде морской.
10. Длинной тропкою лесной ходят-бродят день-деньской
Тень и эхо с нами.
Звуки Ы—И
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Рыла свинья — тупорыла, полдвора рылом изрыла.
3. Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
4. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
Мила мыло не любила, мыло в глаз попало Миле.
— Что ты плачешь, наша Мила?
— Я выплакиваю мыло.
5. Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши.
6. Мила дома посуду мыла; Мыла, мыла, а вытереть забыла.
7. Вымыли мышки миски для мишки.
Загадки
Звуки Т-Ть, Д-Дь, Н—Нь
1.То толстеет, то худеет, на весь дом голосит — плясать велит.
2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
3. Весь мир одевает, что сошьёт — не надевает.
4. Кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает?
5. На окне у Кости пьют и едят гости,
Прыгают, дерутся, в руки не даются.
Кто же эти гости на окне у Кости?
6. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.
7. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.
8. Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят?
Отгадки: 1. Аккордеон (гармонь). 2. Берёза. 3. Иголка. 4. Перчатки. 5. Голуби (воробьи). 6. Мороз. 7. Коробок и спички. 8. Большая Медведица (созвездие).
Средства выразительности речи
В содержание звуковой культуры речи входят не только правильное произношение, открытая артикуляция, но и общие речевые навыки: хорошее речевое дыхание; умение подавать тихий и громкий голос, более низкий и более высокий; правильный (чаще неторопливый) темп и ритм речи; дикция, интонация; способность соблюдать ритмическую паузу. Правильные речевые навыки являются базой, на которой основывается развитие звукопроизношения.
Если же у ребёнка поверхностное дыхание, воздуха хватает лишь на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове, что может привести к заиканию), то главной задачей в работе с ним является отработка диафрагмального дыхания, длительного выдоха. С этой целью рекомендуется играть на детских музыкальных духовых инструментах, дуть на плавающие игрушки в тазу, ванной, стремясь на одном выдохе прогнать их с одного конца до другого, дуть на нитку, удерживая её в отклонённом положении, — на конце её висит что-то лёгкое (например, ватка); дуть в полую трубочку, конец которой опущен в воду (ею наполнена треть стакана). Всегда следить, чтобы вдох был короткий, без напряжения, плечи не поднимались. Дуть одномоментно можно не более четырёх - пяти раз во избежание головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом.
Игры на развитие дыхания совмещаются с длительным правильным произношением гласных звуков и согласных С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Л. Основным видом деятельности в этом направлении являются игры со звукопоража- ниями: ссс— «Водичка течёт», ззз— «Комар» и др.
Воспитанию правильного дыхания способствуют пение песен, декламация стихов под шаги.
Хорошим материалом для развития дыхания и других средств выразительной речи могут быть потешки, скороговорки, загадки. Так, для упражнения в изменении силы голоса они произносятся шёпотом — громче — громко; для развития темпа речи — быстро — умеренно — замедленно и наоборот. При разучивании стихотворных текстов особое внимание обращается на ритмическую паузу в конце каждой строки, если даже это не конец предложения, фразы. В это время ребёнок делает короткий вдох.
Взрослый должен ставить перед ребёнком конкретную задачу, чтобы малыш знал, чему учиться; цель должна быть чёткой и доступной пониманию ребёнка: «Запомни стихотворение и прочитай его правильно, красиво». Такое задание побуждает ребёнка нетолько запомнить заданный текст, но и добиться выразительности при чтении, в основном путём подражания взрослому.