Расчет показателей эффективности производства
Эффективность производства автотранспортного предприятия оценивается комплексом показателей по видам используемых ресурсов и показателями, характеризующими эффективность производства в целом.
Основой для определения эффективности производства являются показатели, характеризующие объем работ, величину используемых или потребленных в производстве ресурсов. К ним относятся: общий объем перевозки грузов Q; грузооборот в натуральных Р и приведенных Рпрв тонно-километрах; общий пробег подвижного состава в натуральных Lо и приведенных Lпрв километрах; доход от перевозок Дпер и общий доход До: прибыль от перевозок Ппер и общая прибыль По; общая сумма затрат на перевозку грузов Со и сумма материальных затрат (без амортизационных отчислений) Мз; численность работников общая Rо, водителей Rвод и ремонтных рабочих Rрр; стоимость основных фондов общая Ко и стоимость подвижного состава Кпс; стоимость нормируемых оборотных средств (норматив оборотных средств) Ноб; общая грузоподъемность парка подвижного состава qобщ. Все эти показатели определены выше и приведены в соответствующих таблицах проекта.
Расчет показателей эффективности представлен в таблице 29.
Таблица 29 – Показатели эффективности производства автотранспортного предприятия
Наименование показателей эффективности | Формулы для расчета показателей | Величина показателя |
Показатели эффективности использования труда: | ||
1 Производительность труда в целом по предприятию: - в денежном выражении, р./чел. - в тонно-км транспортной работы, ткм/чел. - в приведенных тонно-км, прв.ткм/чел | ПТд=До/Rо ПТткм=Р/Rо Пткм=Рпрв/Rо | 46 833,11 124 468,09 196 267,73 |
2 Производительность труда водителей: - в денежном выражении, р./чел. - в тонно-км транспортной работы, ткм/чел. - в приведенных тонно-км, прв.ткм/чел | ПТвд=Дпер/Rвод ПТвтк=Р/Rвод ПТвптк=Рпрв/Rвод | 69 955,71 188 709,68 297 567,2 |
3 Производительность труда ремонтных рабочих: - в километрах пробега автомобилей, км/чел - в приведенных км пробега, прв.км/чел | ПТРР=Lо/RРР ПТ´РР=Lпрв/RРР | 292 500 53 181 818,18 |
Продолжение таблицы 29 | ||
4 Затраты заработной платы на рубль общего дохода, р./р. | hзп | 0,203 |
Показатели эффективности использования основных фондов: | ||
5 Фондоотдача основных фондов: - в денежном выражении, р./р. - в тонно-км транспортной работы, ткм/р. - в приведенных тонно-км, прв. ткм/р. | Фд=До/Ко Фткм=Р/Ко Фптк=Рпрв/Ко | 1,489 3,96 6,24 |
6 Фондовооруженность труда работника, р./чел. | Фвт=Ко/Rо | 31 458,41 |
7 Рентабельность основных фондов, % | РОФ=100×По/Ко | 31,19 |
8 Капиталоемкость единицы подвижного состава, р./т | Кепс=Кпс/qобщ | 4 937,92 |
Показатели эффективности использования оборотных фондов: | ||
9 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов), ед. | Коб=До/Ноб | 31,66 |
10 Продолжительность одного оборота, дни | Доб=360/Коб | 11,37 |
11 Затраты оборотных средств на 1 рубль доходов, р./р. | hоб=Ноб/До | 0,0316 |
12 Материалоемкость транспортной работы, р./прв.ткм | МЕ=Мз/Рпрв | 0,11 |
13 Материальные затраты на 1 рубль доходов, р./р. | hМЕ=МЗ/До | 0,45 |
14 Удельная норма расхода топлива на 1 ткм, г/ткм | hуд | 53,101 |
Эффективность использования подвижного состава: | ||
15 Годовая выработка на 1 т грузоподъемности подвижного состава: - в тоннах перевезенного груза,т/т - в тонно-км транспортной работы, ткм/т | Wт/т Wткм/т | 2 925,57 26 330,15 |
16 Выработка на 1 км пробега подвижного состава: - в тоннах перевезенного груза, т/км - в тонно-км транспортной работы, ткм/км | Wт/км Wткм/км | 0,556 |
17 Коэффициент полезной работы подвижного состава, ед. | Кпрд=γ×β | 0,5 |
Обобщающие показатели эффективности производства: | ||
18 Себестоимость перевозок: - 10 ткм транспортной работы, р. - 10 приведенных тонно-км, р. | еткм етк=1000×Со/Рпрв | 2,93 1,86 |
19 Затраты на 1 рубль доходов от перевозки, р. | едп | 0,78 |
20 Рентабельность перевозки, % | Рпер=100×Ппер/Со | 26,5 |
21 Общая рентабельность производства, % | Робщ=100×По/(Ко+Ноб) | 29,79 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для планирования автотранспортного предприятия был выбран автомобиль-самосвал МАЗ-5551, так как его характеристики, а именно грузоподъемность, позволяют с наименьшими затратами выполнить план по годовой перевозке грузов. По результатам расчетов получаем среднесписочное количество автомобилей равное 23, общий годовой грузооборот которых составил 5 850 тыс. ткм, общий годовой пробег 1 170 тыс. км. Годовая выработка одного списочного автомобиля составляет 29 255,73 т.
Для эффективной работы подвижного состава необходимо проведение его технического обслуживания и ремонта, периодичность которых зависит от условий эксплуатации транспорта. Так капитальный ремонт автомобилей должен осуществляться через каждые 269 770 км пробега, ТО-1 - через 4 500 км, ТО-2 - через 18 000 км. Таким образом, общая трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту составила 7 203,55 чел.-ч.
Одним из основных условий функционирования предприятия является наличие у него основных фондов. На балансе планируемого предприятия находится транспортных средств стоимостью 1 110 265 р.; постоянных устройств (здания, сооружения, машины и оборудование, инвентарь и пр.) стоимостью 368 280,09 р. Годовая сумма амортизации по всем основным фондам составила 143 687 р.
Далее была определена потребность в оборотных средствах. При годовом пробеге 1 170 тыс. км потребность в топливе составила 310,6 т, т. е. 504 443,2 р., затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы составили 269 966,8 рубля. Таким образом, удельные затраты топлива на 1 ткм почти в 2 раза ниже среднеотраслевого значения.
Годовые затраты на приобретение шин составили 189 218 р., на восстановление износа и ремонт – 151 374,78 р., затраты на запасные части и материалы – 37 193,5 р. С учетом однодневного расхода оборотных средств и норм запаса, определили общий норматив оборотных средств, равный 69 532,6 р.
Ни одно предприятие не может осуществлять свою деятельность без руководства и персонала. Исходя из количества автомобилей, фонда рабочего времени одного рабочего и др. данных было рассчитано среднегодовое количество рабочих предприятия 36 человек, из которых водителей - 31, ремонтных и вспомогательных рабочих - 5. Служащие составили 10 чел. и 1 чел. - младший обслуживающий персонал. Таким образом, общая численность работников предприятия составила 47 человека. Одной и основных статей калькуляции себестоимости услуг является заработная плата работников предприятия. Общий годовой фонд заработной платы рабочих предприятия составил 341 682 р., инженерно-технических работников - 40 572 р., служащих - 62 040 р., младшего обслуживающего персонала - 2 640 р. Общий годовой фонд заработной платы с учетом выплат из фонда материального поощрения составил 499 635,36 р.
Далее была составлена калькуляция себестоимости оказываемых услуг по перевозкам грузов. Наибольший удельный вес в себестоимости услуги имеют затраты на топливо - 29,43%; заработная плата 23,23 %; затраты на смазочные и обтирочные материалы – 15,75%. Таким образом, общая сумма затрат на осуществление перевозок составила 1 714 329,61 р., себестоимость 10 ткм равна 2,93 р., 1 км пробега - 1,47 р.
Исходя из тарифа на перевозку 1 т груза (3,033 р.), надбавки и годового объема перевозок предприятие получает доход от перевозок в размере 2 168 626,95 р. С учетом оказания дополнительных транспортных услуг общая (балансовая) прибыль предприятия составила 461 111,81 р., что позволило выйти на рентабельность перевозки в 26,5 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие на достаточно высоком уровне осуществляет свою деятельность и использует свои ресурсы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков.– М.: ИНФРА-М, 2008.– 384 с. - (Высшее образование).
2 Непомнящий, Е. Г. Экономическая оценка инвестиций / Е. Г. Непомнящий. – Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 292 С.
3 Задачи и функции планово-экономического отдела / Валовая экономика [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.grosseconomic.ru/
gronids-165-1.html. – Дата доступа:9.06.2017.
4 Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2003. — 614 с.
5 Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2008 г. N 970 (в ред. от 04.10.2013 N 885) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=
C20800970#load_text_none_6_1. – Дата доступа: 09.06.2017.
6 Технический кодекс установившейся практики ТКП 248-2010 – Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prostroiku.com/technical_library/ntd_rb/11-tkp-248-2010-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnyh-transportnyh-sredstv-normy-i-pravila-provedeniya.html. - Дата доступа: 09.06.2017.
7 Технический кодекс установившейся практики ТКП 299-2011 – Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://taxist.by/forum/index.php?act=attach&type =post&id=13885. – Дата доступа: 09.06.2017.