Расчет показателей эффективности производства

Эффективность производства автотранспортного предприятия оце­нивается комплексом показателей по видам используемых ресурсов и по­казателями, характеризующими эффективность производства в целом.

Основой для определения эффективности производства являются показатели, характеризующие объем работ, величину используемых или потребленных в производстве ресурсов. К ним относятся: общий объем перевозки грузов Q; грузооборот в натуральных Р и приведенных Рпрв тонно-километрах; общий пробег подвижного состава в натуральных Lо и приведенных Lпрв километрах; доход от перевозок Дпер и общий доход До: прибыль от перевозок Ппер и общая прибыль По; общая сумма затрат на перевозку грузов Со и сумма материальных затрат (без амортизационных отчислений) Мз; численность работников общая Rо, водителей Rвод и ре­монтных рабочих Rрр; стоимость основных фондов общая Ко и стоимость подвижного состава Кпс; стоимость нормируемых оборотных средств (норматив оборотных средств) Ноб; общая грузоподъемность парка под­вижного состава qобщ. Все эти показатели определены выше и приведены в соответствующих таблицах проекта.

Расчет показателей эффективности представлен в таблице 29.

Таблица 29 – Показатели эффективности производства автотранспортного предприятия

Наименование показателей эффективности Формулы для расчета показателей Величина показателя
Показатели эффективности использования труда:
1 Производительность труда в целом по предприятию: - в денежном выражении, р./чел. - в тонно-км транспортной работы, ткм/чел. - в приведенных тонно-км, прв.ткм/чел ПТдо/Rо ПТткм=Р/Rо Пткмпрв/Rо 46 833,11 124 468,09 196 267,73
2 Производительность труда водителей: - в денежном выражении, р./чел. - в тонно-км транспортной работы, ткм/чел. - в приведенных тонно-км, прв.ткм/чел ПТвдпер/Rвод ПТвтк=Р/Rвод ПТвпткпрв/Rвод 69 955,71 188 709,68 297 567,2
3 Производительность труда ремонтных рабочих: - в километрах пробега автомобилей, км/чел - в приведенных км пробега, прв.км/чел ПТРР=Lо/RРР ПТ´РР=Lпрв/RРР 292 500 53 181 818,18
Продолжение таблицы 29
4 Затраты заработной платы на рубль общего дохода, р./р. hзп 0,203
Показатели эффективности использования основных фондов:
5 Фондоотдача основных фондов: - в денежном выражении, р./р. - в тонно-км транспортной работы, ткм/р. - в приведенных тонно-км, прв. ткм/р. Фдоо Фткм=Р/Ко Фпткпрво 1,489 3,96 6,24
6 Фондовооруженность труда работника, р./чел. Фвто/Rо 31 458,41
7 Рентабельность основных фондов, % РОФ=100×Поо 31,19
8 Капиталоемкость единицы подвижного состава, р./т Кепспс/qобщ 4 937,92
Показатели эффективности использования оборотных фондов:
9 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов), ед. Кобооб 31,66
10 Продолжительность одного оборота, дни Доб=360/Коб 11,37
11 Затраты оборотных средств на 1 рубль доходов, р./р. hобобо 0,0316
12 Материалоемкость транспортной работы, р./прв.ткм МЕ=Мзпрв 0,11
13 Материальные затраты на 1 рубль доходов, р./р. hМЕЗо 0,45
14 Удельная норма расхода топлива на 1 ткм, г/ткм hуд 53,101
Эффективность использования подвижного состава:
15 Годовая выработка на 1 т грузоподъемности подвижного состава: - в тоннах перевезенного груза,т/т - в тонно-км транспортной работы, ткм/т Wт/т Wткм/т 2 925,57 26 330,15
16 Выработка на 1 км пробега подвижного состава: - в тоннах перевезенного груза, т/км - в тонно-км транспортной работы, ткм/км Wт/км Wткм/км 0,556
17 Коэффициент полезной работы подвижного состава, ед. Кпрд=γ×β 0,5
Обобщающие показатели эффективности производства:
18 Себестоимость перевозок: - 10 ткм транспортной работы, р. - 10 приведенных тонно-км, р. еткм етк=1000×Сопрв 2,93 1,86
19 Затраты на 1 рубль доходов от перевозки, р. едп 0,78
20 Рентабельность перевозки, % Рпер=100×Пперо 26,5
21 Общая рентабельность производства, % Робщ=100×По/(Кооб) 29,79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для планирования автотранспортного предприятия был выбран автомобиль-самосвал МАЗ-5551, так как его характеристики, а именно грузоподъемность, позволяют с наименьшими затратами выполнить план по годовой перевозке грузов. По результатам расчетов получаем среднесписочное количество автомобилей равное 23, общий годовой грузооборот которых составил 5 850 тыс. ткм, общий годовой пробег 1 170 тыс. км. Годовая выработка одного списочного автомобиля составляет 29 255,73 т.

Для эффективной работы подвижного состава необходимо проведение его технического обслуживания и ремонта, периодичность которых зависит от условий эксплуатации транспорта. Так капитальный ремонт автомобилей должен осуществляться через каждые 269 770 км пробега, ТО-1 - через 4 500 км, ТО-2 - через 18 000 км. Таким образом, общая трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту составила 7 203,55 чел.-ч.

Одним из основных условий функционирования предприятия является наличие у него основных фондов. На балансе планируемого предприятия находится транспортных средств стоимостью 1 110 265 р.; постоянных устройств (здания, сооружения, машины и оборудование, инвентарь и пр.) стоимостью 368 280,09 р. Годовая сумма амортизации по всем основным фондам составила 143 687 р.

Далее была определена потребность в оборотных средствах. При годовом пробеге 1 170 тыс. км потребность в топливе составила 310,6 т, т. е. 504 443,2 р., затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы составили 269 966,8 рубля. Таким образом, удельные затраты топлива на 1 ткм почти в 2 раза ниже среднеотраслевого значения.

Годовые затраты на приобретение шин составили 189 218 р., на восстановление износа и ремонт – 151 374,78 р., затраты на запасные части и материалы – 37 193,5 р. С учетом однодневного расхода оборотных средств и норм запаса, определили общий норматив оборотных средств, равный 69 532,6 р.

Ни одно предприятие не может осуществлять свою деятельность без руководства и персонала. Исходя из количества автомобилей, фонда рабочего времени одного рабочего и др. данных было рассчитано среднегодовое количество рабочих предприятия 36 человек, из которых водителей - 31, ремонтных и вспомогательных рабочих - 5. Служащие составили 10 чел. и 1 чел. - младший обслуживающий персонал. Таким образом, общая численность работников предприятия составила 47 человека. Одной и основных статей калькуляции себестоимости услуг является заработная плата работников предприятия. Общий годовой фонд заработной платы рабочих предприятия составил 341 682 р., инженерно-технических работников - 40 572 р., служащих - 62 040 р., младшего обслуживающего персонала - 2 640 р. Общий годовой фонд заработной платы с учетом выплат из фонда материального поощрения составил 499 635,36 р.

Далее была составлена калькуляция себестоимости оказываемых услуг по перевозкам грузов. Наибольший удельный вес в себестоимости услуги имеют затраты на топливо - 29,43%; заработная плата 23,23 %; затраты на смазочные и обтирочные материалы – 15,75%. Таким образом, общая сумма затрат на осуществление перевозок составила 1 714 329,61 р., себестоимость 10 ткм равна 2,93 р., 1 км пробега - 1,47 р.

Исходя из тарифа на перевозку 1 т груза (3,033 р.), надбавки и годового объема перевозок предприятие получает доход от перевозок в размере 2 168 626,95 р. С учетом оказания дополнительных транспортных услуг общая (балансовая) прибыль предприятия составила 461 111,81 р., что позволило выйти на рентабельность перевозки в 26,5 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие на достаточно высоком уровне осуществляет свою деятельность и использует свои ресурсы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков.– М.: ИНФРА-М, 2008.– 384 с. - (Высшее образование).

2 Непомнящий, Е. Г. Экономическая оценка инвестиций / Е. Г. Непомнящий. – Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 292 С.

3 Задачи и функции планово-экономического отдела / Валовая экономика [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.grosseconomic.ru/
gronids-165-1.html. – Дата доступа:9.06.2017.

4 Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2003. — 614 с.

5 Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2008 г. N 970 (в ред. от 04.10.2013 N 885) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=
C20800970#load_text_none_6_1. – Дата доступа: 09.06.2017.

6 Технический кодекс установившейся практики ТКП 248-2010 – Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prostroiku.com/technical_library/ntd_rb/11-tkp-248-2010-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnyh-transportnyh-sredstv-normy-i-pravila-provedeniya.html. - Дата доступа: 09.06.2017.

7 Технический кодекс установившейся практики ТКП 299-2011 – Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://taxist.by/forum/index.php?act=attach&type =post&id=13885. – Дата доступа: 09.06.2017.

Наши рекомендации