Программа по техническому обслуживанию к ремонту подвижного состава
Проведем расчет показателей программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Порядок расчета и результаты приведены в таблице 5.
Количество текущих ремонтов планом не предусматривается. Количество текущих ремонтов определяется путем подсчета фактического количества поданных заявок на текущий ремонт.
Таблица 5 – Программа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава
Показатель | Обозначение и формула для расчета | Величина показателя |
Общий годовой пробег подвижного состава, км | Lо | 1 170 000 |
Среднесуточный пробег автомобиля, км | Lс | 221,96 |
Нормативы пробега подвижного состава: - до КР, км - до ТО-2, км - до ТО-1, км | LКР LТО-2 LТО-1 | 269 770 18 000 4 500 |
Количество воздействий за год: - КР, ед. - ТО-2, ед - ТО-1, ед. - ЕО, ед. - СО, ед. | NКР= Lо/ LКР NТО-2=( Lо/ LТО-2)- NКР NТО-1=( Lо/ LТО-1)- NКР- NТО-2 NЕО= Lо/ Lс NСО= 2Ас - NКР | 4,34 60,66 5 271,19 40,1 |
Суточное количество воздействий: - ТО-2, ед - ТО-1, ед. - ЕО, ед. | NсТО-2=NТО-2/Др NсТО-1=NТО-1/Др NсЕО=NЕО/Др | 0,24 0,76 20,67 |
Нормативы трудоемкости: - ТО-2, чел-ч - ТО-1, чел-ч - ЕО, чел-ч - СО, чел-ч - ТР, чел-ч/1000 км | tТО-2 tТО-1 tЕО tСО tТР | 20,87 9,46 0,78 0,04 13,84 |
Продолжение таблицы 5 | ||
Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта: - ТО-2, чел-ч - ТО-1, чел-ч - ЕО, чел-ч - СО, чел-ч - ТР, чел-ч | ТТО-2= tТО-2×NТО-2 ТТО-1= tТО-1×NТО-1 ТЕО= tЕО×NЕО ТСО= tСО×NСО ТТР= tТР×NТР/1000 | 1 266,1 1 844,73 4 091,03 1,67 - |
Общая трудоемкость работ по техническому обслуживаниюи текущему ремонту, чел-ч | То= ТТО-2+ ТТО-1+ ТЕО+ ТСО+ ТТР | 7 203,55 |
Норматив трудоемкости по ТО и текущему ремонту на 1000 км пробега, чел-ч/1000 км | tТОиР=1000×То/ Lо | 6,16 |
Таким образом, в результате расчетов получили общую трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту 7 203,55 чел-ч и соответственно норматив трудоемкости 6,16 чел-ч на 1000 км пробега.
3 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
3.1 Расчет стоимости транспортных средств и амортизационных отчислений
Стоимость транспортных средств автотранспортного предприятия состоит из стоимости подвижного состава, используемого для выполнения планового объема перевозок, и стоимости прочих транспортных средств, используемых для производственно-хозяйственных целей.
Балансовая стоимость подвижного состава определяется, исходя из прейскуратных цен за единицу, среднесписочного его количества и с цчетом транспортно-заготовительных расходов.
Стоимость прочих транспортных средств принимаем в размере 1,2 % от стоимости подвижного состава.
Амортизационные отчисления по подвижному составу определяются исходя из установленных норм амортизации, балансовой стоимости единицы и общего его пробега. Амортизационные отчисления по прочим транспортным средствам определяются исходя из нормы амортизации и стоимости этих средств.
Расчет стоимости транспортных средств и амортизационных отчислений приведен в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет стоимости транспортных средств и амортизационных отчислений
Показатель | Обозначение и формула для расчета | Величина показателя |
1 Исходные и нормативные величины: - списочное количество автомобилей, ед. - цена единицы подвижного состава, р. -коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы - доля прочих транспортных средств | Ас ЦПС dтз dпт | 45 000 1,06 0,012 |
2 Балансовая стоимость транспортных средств: - подвижного состава, р. - прочих транспортных средств, р. - всего транспортных средств, р. | Кпс= dтз× ЦПС× Ас КПТ= dпт× КПС КТР= dтз× КПС+КПТ | 1 097 100 13 165 1 176 091 |
Продолжение таблицы 6 | ||
Расчет амортизационных отчислений | ||
1 Исходные нормативные величины: - общий годовой пробег подвижного состава, км - балансовая стоимость единицы подвижного состава, р. - нормы амортизационных отчислений по подвижному составу на полное восстановление, % - нормы амортизации по прочим транспортным средствам на полное восстановление, % | Lо Цбпс= dтз× ЦПС НВ НПР | 1 170 000 47 700 |
2 Амортизационные отчисления по подвижному составу на полное восстановление, р. | Апсв=0,01×НВ×Цбпс×Ас/1000 | 109 710 |
3 Амортизационные отчисления по прочим транспортным средствам на полное восставновление, р. | Апсв=0,01×Нпр×Кпт | 1 053 |
4 Всего амортизационных отчислений на полное восстановление, р. | Ас=Апсв+Аптв | 110 763 |
В результате расчетов получили общую стоимость 1 176 091 рубль и общую сумму амортизационных отчислений 110 763 рубля.
3.2 Расчет стоимости постоянных устройств, общей стоимости основных фондов и амортизационных отчислений
Стоимости постоянных устройств производственной базы автотранспортного предпрития – Кпу – следует определять исходя из среднесписочного количества автомобилей (Ас) и норматива удельных капитальных вложений на один автомобиль (Ка) с учетом влияния ряда факторов на его величину с помощью справочных коэффициентов Кiу (формула 4):
Кпу=(К1у×К2у×К3у×К4у×К5у)×Ка×Ас, (4)
где К1у – поправочный коэффициент, учитывающий влияние типа подвижного состава;
К2у - поправочный коэффициент, учитывающий влияние способа хранения подвижного состава;
К3у - поправочный коэффициент, учитывающий влияние количества прицепного состава;
К4у - поправочный коэффициент, учитывающий влияние среднесуточного пробега;
К5у - поправочный коэффициент, учитывающий влияние категории условий эксплуатации.
Исходя из условий эксплуатации подвижного состава (2-я категория) примем численные значения данных коэффициентов следующими:
- К1у = 0,97 (самосвал, грузоподъемность более 5 т);
- К2у = 1 (прицепного состава нет);
- К3у = 0,91 (среднесуточный пробег более 200 км);
- К4у = 1(хранение открытое, без подогрева);
- К5у = 1 (условия эксплуатации 2-ой категории).
Норматив удельных капитальных вложений на один автомобиль (Ка) принимаем равным 18 140 рублей.
Полученная величина стоимости постоянных устройств распределяется по укрупненным группам основных фондов в соответствии с рекомендованной их структурой в таблице 7, и далее производится расчет амортизационных отчислении. Рекомендованная величина средних норм амортизации по группам приведена в этой же таблице. В виде этой таблицы представляются результаты распределения и расчета.
В таблице 7 выполняется расчет обшей стоимости основных фондов автотранспортного предприятия, определяется их структура в процентах и общая сумма амортизационных отчислений.
Тогда КПУ с учетом всех коэффициентов и в расчете на 23 автомобиля получили 368 280,09 рублей. Стоимость основных фондов предприятия равна 1 478 545,29 рубля. Общая годовая сумма амортизационных отчислений составила 143 687 рубля.
Таблица 7 – Стоимость основных фондов и амортизационных отчислений автотранспортного предприятия
Наименование укрупненных групп основных фондов | Структура фондов, % | Стоимость фондов, р. | Амортизационные отчисления на полное восстановление | ||||||
постоянных устройств (αгрi) | всех фондов | норма отчислений, % | сумма, р. | ||||||
общая | в том числе | общая | в том числе | ||||||
на полное восстановление | на полное восстановление | ||||||||
1 Транспортные средства: - подвижной состав - прочие | - - | 74,2 0,89 | 1 097 100 13 165 | - - | 109 710 1 053 | 109 710 1 053 | - - | ||
Итого | - | 75,09 | 1 110 265 | 110 763 | 110 763 | - | |||
2 Постоянные устройства: - здания и сооружения - машины и оборудование - инструмент, инвентарь - прочие основные фонды | 12,45 3,99 7,47 | 184 140 58 925 14 731 110 484 | 1,5 6,5 | 1,5 5,5 | 5 524 7 071 2 652 17 677 | 2 762 3 830 1 473 9 944 | 2 762 3 241 1 178 7 734 | ||
Итого | 24,91 | 368 280,09 | - | - | 32 924 | 18 009 | 14 915 | ||
Всего | - | 1 478 545,29 | - | - | 143 687 | 128 772 | 14 915 |
4 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В курсовом проекте определяется потребность предприятия в материальных ресурсах, используемым только для выполнения перевозок, а именно: автомобильное топливо, смазочные и обтирочные материалы, запасные чисти и материалы для ТО и ремонта автомобилей, прочие эксплуатационные материалы.
4.1 Нормы и нормативы расхода топлива и смазочно-обтирочных материалов для автомобилей
Потребность топлива для автомобилей определяется на основе существующих линейных норм его расхода, норматива дополнительных затрат на работу в зимнее время, норматив затрат на внутригаражные цели и других нормативов.
Для автомобилей-самосвалов используются следующие виды норм расхода топлива:
- линейная норма расхода на 100 км пробега (с учетом транспортной работы) – hскм л/100 км; она установлена по маркам и моделям автомобилей самосвалов; для принятого самосвала МАЗ-5551 hскм=28 л/100 км;
- норма расхода на каждую ездку с грузом – hс=0,25 л/езд.
В конкретных условиях эксплуатации подвижного состава величина линейных норм расхода топлива зависит от ряда факторов, большинство из которых оказывает влияние на их повышение, а такой фактор как работа на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием приводит к снижению линейных норм до 15%. Влияние этих факторов следует учитывать с помощью поправочного коэффициента Кт, который определяется по формуле 5:
Кт=1±0,01×∑dтi, (5)
где dтi – процент увеличения (снижения) линейной нормы расхода топлива за счет i-ого фактора.
Проведем корректировку линейной нормы затрат топлива для МАЗ-5551:
Кт=1-0,01×15%=0,85.
hсккм=28×0,85=23,8 л/100 км.
Норматив дополнительных затрат топлива при работе автомобилей в зимнее время устанавливается в процентах от линейного расхода топлива в зависимости от климатического района. Доля дополнительных затрат в зимнее время к годовому линейному расходу топлива определяется по формуле 6:
dзм=0,01×hзм×nзм/12, (6)
где hзм – процент увеличения линейного расхода топлива в зимние месяцы, %; hзм=8%;
nзм – количество зимних месяцев в году в районе эксплуатации подвижного состава, ед.; nзм=4 месяца.
dзм=0,01×8×4/12=0,027.
Норматив затрат топлива на внутригаражные и технические нужды принимаем равным 0,3 % от общего линейного расхода топлива с учетом дополнительного расхода в зимнее время.
Потребность в смазочных материалах определяется на основе существующих нормативов затрат на 100 л расхода топлива по видам и сортам масел и смазок, которые установлены в следующих размерах (таблица 8):
Таблица 8 – Нормы расхода смазочных материалов на 100 л топлива для автомобилей работающих на дизельном топливе
Вид и сорт масел и смазок | Норма расхода на 100 л топлива |
1 Моторные масла, л | 3,2 |
2 Трансмиссионные масла, л | 0,4 |
3 Специальные масла, л | 0,1 |
4 Консистентные масла, кг | 0,3 |
5 Керосин, л | 0,005 |
4.2 Расчет потребности топлива, смазочно-обтирочных материалов и затрат на них
Исходные и нормативные данные, порядок расчета и последовательность расчетов по определению потребности топлива, смазочно-обтирочных материалов и затрат на них представлены в таблицах 9 и 10.
Таблица 9 – Расчет потребности топлива для автомобилей и затрат на него
Показатель | Обозначение и формула для расчета | Величина показателя |
Исходные и нормативные данные: | ||
1 Общий годовой пробег автомобилей, км | Lо | 1 170 000 |
2 Общий грузооборот предприятия, ткм | Р | 5 850 000 |
3 Общее годовое количество ездок с грузом, езд. | nег | 65 000 |
Продолжение таблицы 9 | ||
4 Время работы двигателя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, ч | АЧп-р | 19 283 |
5 Вид используемого топлива для автомобилей | дизельное | |
6 Нормы расхода тплива: - на пробег автомобилей, л/100 км - на транспортную работу, л/100ткм - на одну ездку с грузом, л/езд. - на 1 час работы двигателя, л/ч | hкм hткм hег hрд | 23,8 1,3 0,25 1,19 |
7 Среднегодовая доля надбавки к нормам расхода топлива в зимнеее время, % | dзм | 2,667 |
8 Доля расхода топлива на внутригаражные и технические нужды, % | dгн | 0,3 |
9 Удельный вес (плотность) топлива, т/л | ρт | 0,00085 |
10 Прейскурантная цена топлива, р./л | Цт | 1,29 |
11 Балансовая стоимость топлива | Цтб=1,07× Цт | 1,3803 |
Расход топлива и затраты на него | ||
1 Линейный расход топлива: - на пробег автомобилей, л - на транспортную работу, л - на ездки с грузом, л - на работу двигателя, л | Qкм=0,01× hкм× Lо Qткм=0,01× hткм× Р Qег=0,01× hег× nег Qрд=0,01× hрд× АЧп-р | 278 460 76 050 162,5 229,47 |
Итого линейный расход, л | Qлт= Qкм+ Qткм+ Qег+ Qрд | 354 902 |
2 Дополнительный расход в зимнее время, л | Qзм=0,01× dзм× Qлт | 9 464,05 |
Всего линейный расход, л | Qлв= Qлт+ Qзм | 364 366 |
3 Расход на внутригаражные и технические нужды, л | Qгн=0,01× dгн× Qлв | 1 093,1 |
4 Общая потребность топлива: - в литрах - в тоннах | Qот= Qлв+ Qгн Q’от= ρт× Qот | 365 459,1 310,6 |
5 Затраты на топливо, р. | Ст= Цтб× Q’от | 504 443,2 |
6 Удельная норма расхода топлива: - по расчету, г/ткм - среднеотраслевая, г/ткм | hра=1000×106× Q’от/Р h’уд | 53,11 |
Согласно расчетам, расчетная норма расхода топлива на 1 ткм значительно ниже среднеотраслевой нормы (53,11 и 103 г/ткм соответственно).
Таблица 10 – Расчет потребности в смазочных материалах и эксплуатационных материалах для автомобилей и затраты на них
Вид смазочных и эксплуата-ционных материалов | Расход на измеритель | Плотность материалов, кг/л | Расход материалов | Цена мате-риала, р./т | Затраты на мате-риалы, р. | ||
величина нормы | размерность | л (кг) | тонн | ||||
1 Моторные масла | 3,2 | л/100 л | 0,85 | 11 694,7 | 9,94 | 20 000 | 212 726,4 |
2 Трансмиссионные масла | 0,4 | л/100 л | 1 461,8 | 1,243 | 26 590,8 | ||
3 Специальные масла | 0,1 | л/100 л | 365,5 | 0,311 | 6 647,7 | ||
4 Консистентные масла | 0,3 | кг/100 л | 1 096,4 | 1,096 | 23 462,5 | ||
5 Керосин | 0,005 | кг/100 л | - | 18,3 | 0,016 | 332,4 | |
6 Обтирочные материалы | л/автом. | - | - | 0,575 | 0,00029 | ||
7 Прочие эксплуатационные материалы | р/автом. | - | - | ||||
Итого | - | - | - | - | 269 966,8 | ||
8 Отношение затрат на смазочно-обтирочные материалы к затратам на топливо, %: - расчетная величина - среднеотраслевая величина | 53,5 |
По результатам расчетов, приведенных в таблице 10, получаем, что расчетная величина отношения затрат на смазочно-обтирочные материалы к затратам на топливо превышает среднеотраслевую величину. Это означает, что смазоно обтирочные материалы составляют 53,50 % от затрат на топливо.
4.3 Расчет потребности в шинах и затрат на восстановление их износа и ремонт
Проведем расчет необходимого количества комплектов шин (покрышка, камера и обводная лента), расходов на их приобретение и затрат на восстановление износа и ремонт. Порядок расчета представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Расчет потребности в шинах для автомобилей и затрат на восстановление износа и ремонт
Показатель | Обозначение и формула для расчета | Величина показателя |
Исходные и нормативные данные | ||
1 Модель и размер комплекта шин | 12,00R20 | |
2 Общий годовой пробег на автомобиле, км | Lо | 1 170 000 |
3 Количество ходовых колес на автомобиле, ед. | nхк | |
4 Норма пробега комплекта шин до выбытия, км | Lш | 131 000 |
5 Норма затрат на восстановление изнаса и ремонт шин в % от цены на 1000 км пробега, % | hш | 0,61 |
6 Поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации шин | Кш | 0,8 |
7 Цена комплекта шин: - прейскурантная, р. - с учетом транспортно-заготовительных расходов, р. | Цш Цбш=1,07× Цш | 2 640 2 824,8 |
Необходимое количество шин и затраты на них: | ||
1 Потребное количество шин, компл. | Nш= nхк×Lо/( Кш×Lш) | |
2 Расходы на приобретение шин, р. | Спш= Цбш× Nш | 189 218 |
3 Затраты на восстановление износа и ремонт шин, р. | Сиш= hш× Цбш× ×nхк×Lо/(100×1000× Кш) | 151 374,78 |
В расчете поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации шин, определяется по формуле 7:
Кш=1,0±0,01×∑dшi, | (7) |
где dшi – процент снижения (повышения) норм пробега шин и нормы затрат на восстановление износа и ремонт шин в зависимости от i-ого фактора, %.
Согласно ТКП 299-2011 временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ для грузовых автомобилей снижаются на 10 %. Дополнительно снижается норма пробега шин для автомобилей-самосвалов до 10 %. [7]
Кш=1-0,01×(10+10)=0,8.
В результате расчетов получили сумму затрат на восстановление износа и ремонт шин равную 151 374,78 рубля.
4.4 Расчет затрат на запасные части и материалы
В данном проекте не представляется возможным выполнить расчет потребности запасных частей и материалов для ТО и ремонта автомобилей в натуральном выражении. Поэтому произведем расчет затрат на них в стоимостном выражении. Исходные данные и порядок расчета представлен в таблице 12.
Для расчетов результирующий поправочный коэффициент для корректирования нормы затрат на запасные части (КЗЧ) определяется как произведение коэффициентов корректирования расхода запасных частей К1, К2, К3. Таким образом, КЗЧ=1×1,2×1=1,2.
Таблица 12 – Расчет затрат на запасные части и материалы на техническое обслуживание автомобилей
Показатель | Обозначение и формула для расчета | Значение показателя |
Исходные и нормативные данные: | ||
1 Общий годовой пробег автомобиля, км | Lо | 1 170 000 |
2 Нормы затрат на 1000 км: - на запасные части, р./1000 км - на материалы, р./1000 км | hЗЧ hМ | 22,87 4,57 |
3 Поправочные коэффициенты для корректирования: - нормы затрат на запасные части - нормы затрат на материалы | КЗЧ КМ | 1,2 0,95 |
Затраты на запасные части и материалы | ||
1 Затраты на запасные части, р. | СЗЧ= КЗЧ× hЗЧ× Lо | 32 109,5 |
2 Затраты на материалы, р. | СМ= КМ× hМ× Lо | 5 084 |
3 Общая сумма затрат на запасные части и материалы, р. | СЗЧМ= СЗЧ+СМ | 37 193,5 |
Общая сумма затрат на запасные части и материалы составила 37 193,5 р.
4.5 Расчет норматива собственных оборотных средств
Общий норматив оборотных средств автотранспортного предприятия (НОБ) складывается из нормативов по i-м статьям (Нi). В таблице 13 представлен порядок и последовательность расчетов по статьям и общего норматива оборотных средств. При этом норматив по фонду оборотных агрегатов для автомобилей принимается равным 75 % от норматива по запасным частям (НЗЧ). Норматив по прочим нормируемым средствам принимается равным 16 % от суммы нормативов по всем предыдущим статьям. Годовые затраты на малоценный интрумент, инвентарь и топливо для хозяйственных нужд определены ориентировочно по укрупненным нормативам на один списочный автомобиль.
Таблица 13 – Расчет норматива собственных оборотных средств предприятия
Статьи оборотных средств | Годовые затраты, р., Ci | Однодневный расход, р., Содi | Норма запаса в днях, Dзпi | Норматив оборотных средств, р., Нi |
1 Топливо для автомобилей | 504 443,2 | 1 401,2 | 8 407,4 | |
2 Смазочные и обтирочные материалы | 269 966,8 | 749,9 | 22 497,2 | |
3 Запасные части для автомобилей | 32 109,5 | 89,2 | 5 797,5 | |
4 Материалы для ТО и ТР автомобилей | 5 084 | 14,1 | 494,3 | |
5 Автомобильные шины в запасе | 189 218 | 525,6 | 18 396,2 | |
6 Малоценный инвентарь, инструмент | 3,45 | 0,004 | 0,96 | |
7 Топливо для хозяйственных нужд | 0,805 | 0,002 | 0,13 | |
8 Фонд оборотных агрегатов | - | - | - | 4 348,2 |
Итого | 1 000 826,2 | 2 780,1 | - | 59 941,9 |
9 Прочие нормируемые средства | - | - | - | 9 590,7 |
Всего | 1 000 826,2 | 2 780,1 | - | 69 532,6 |
Сумма норматива оборотных средств равна 69 532,6 рубля.