Тактика смотра служебными нарядами мест возможного укрытия правонарушителей.

Исполняя свои обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, наряды полиции должны всегда помнить, что их действия могут быть эффективны только тогда, когда они в совершенстве будут знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке. Одним из главных элементов оперативной обстановки является наличие на обслуживаемом участке мест проживания лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, и мест возможного укрытия преступников.

К местам возможного укрытия преступников (хранения похищенного имущества) можно отнести чердаки, подвалы, парки, колодцы теплотрасс, стройки, скверы. Эти и другие малолюдные места не всегда охватываются повседневными маршрутами пеших и автопатрулей и нередко остаются вне зоны их наблюдения.

На объектах транспорта местами укрытия могут быть: отстойные парки вагонов и судов; помещения вокзалов и портов; небольшие станции и пристани, прилегающие к городам; путевые будки, подвалы, коридоры и проходы служебных помещений; технические сооружения; лесозащитные полосы.

Для своевременного предупреждения и пресечения преступлений патрульные и постовые наряды полиции должны знать места наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия антиобщественного элемента. В этих целях необходимо:

систематически изучать оперативную обстановку на своем участке;

анализировать деятельность расположенных на вверенном участке работы предприятий, особенно тех, которые представляют оперативный интерес для ОВД (магазины, гостиницы и т.д.);

изучать контингент, проживающий на обслуживаемом участке (ранее судимых, состоящих под гласным административным надзором, условно осужденных, осужденных с отсрочкой исполнения приговора), их образ жизни, связи, род занятий и т.д.;

выявлять и изучать, как традиционные места возможного укрытия антиобщественного элемента, так и те, которые либо не существовали, либо не попадали в поле зрения ОВД (арендные предприятия, кооперативные и коммерческие предприятия торговли и общественного питания, различные увеселительные заведения).

Информация о наличии мест возможного укрытия антиобщественного элемента складывается из:

формального знания таких мест на обслуживаемом участке;

систематического выявления новых объектов возможного укрытия антиобщественного элемента;

постоянного, ежедневного обхода и осмотра этих мест с обязательной отметкой о происходящих там изменениях;

через предприятия путем опроса руководства и работников с целью выявления лиц, представляющих для ОВД оперативный интерес (лиц без прописки, находящихся в розыске, скрывающихся от следствия, бежавших из дома несовершеннолетних).

Осмотры таких мест могут быть обычными, повседневными, как одна из обязанностей нарядов полиции, а могут быть целевыми, специальными, когда оперативные службы располагают информацией о скрывающихся преступниках или других лицах, представляющих интерес для ОВД.

Осмотр места укрытия проводится не менее чем двумя сотрудниками полиции, желательно с использованием служебной собаки.

В ОВД при осложнении оперативной обстановки, особенно при розыске преступников, лиц, совершивших побег из под стражи, создаются специальные поисковые группы для осмотра указанных мест возможного укрытия антиобщественного элемента, среди которого часто находят убежище опасные преступники, иногда вооруженные.

К осмотру мест возможного укрытия преступников необходимо тщательно готовиться.

Источниками информации о местах укрытия могут быть показания задержанных или арестованных лиц, сообщения граждан, результаты ранее проведенных осмотров и т.д.

После определения объектов осмотра необходимо:

изучить их расположение и планировку, наличие входов, выходов, лазов, путей скрытого подхода, вероятные места нахождения укрывающихся;

четко распределить обязанности между участниками осмотра (наблюдение и охрана выходов, последовательность проверки внутренних помещений и действия по задержанию обнаруженных там лиц);

предусмотреть меры предосторожности на случай внезапного нападения или попытки скрыться.

Все эти действия осуществляет инспекторский и командный состав ППС полиции совместно с оперативным составом полиции.

На стадии подготовки к осмотру объектов могут привлекаться представители администрации предприятий, организаций и фирм, военизированной и частной охраны, коменданты и другие работники общежитий, работники ЖЭУ, дворники, сторожа, дружинники, внештатные сотрудники полиции и другие силы общественности.

Через них целесообразно выяснить информацию о возможных местах укрытия преступников, внутренней планировке объекта и его принадлежности, наличии посторонних лиц и т. д.

Для успешного проведения операции по осмотру возможного места укрытия, для обеспечения правильных действий при непредвиденных осложнениях обстановки нарядам полиции, поисковым группам с учетом всей совокупности информации ставятся задачи по нескольким вариантам.

Любому осмотру предшествует тщательный инструктаж, на котором:

уточняется планировка помещений, наличие входов и выходов, скрытые подходы к объекту;

количество участников группы осмотра или задержания;

определяются обязанности и место каждого из участников осмотра (все участники осмотра должны знать обязанности других участников осмотра);

время проведения осмотра, сигналы управления и взаимодействия;

особенности характера задерживаемых, их способность к оказанию сопротивления;

вид вооружения и экипировка, средства связи, электрофонари;

пути и порядок отвода задержанных;

меры личной безопасности при подходе к объекту и в процессе осмотра.

В целях обеспечения внезапности осмотр желательно производить поздней ночью или ранним утром в полном соответствии с планом, разработанным на подготовительной стадии. К объекту осмотра следует подходить бесшумно, не допуская без команды непредусмотренных действий. Пути подхода должны быть скрытыми. Время подхода необходимо рассчитывать так, чтобы вся группа могла одновременно прибыть к объекту осмотра и приступить к выполнению поставленной задачи.

Действия каждого участника подчинены команде старшего. Команды подаются тихо или специально разработанными сигналами. Разговоры и курение запрещены.

При этом старший наряда:

повторно проводит внешний осмотр объекта;

производит расстановку наряда или ее проверку, уточняя место нахождения и обязанности каждого, обращает внимание на соблюдение мер предосторожности к при подходе к объекту, так и в процессе входа в него;

отдает команду о приведении оружия в состояние боевой готовности (при наличии данных о том, что укрывшиеся лица вооружены), или проверить готовность его и специальных средств к применению;

дает команду о входе в осматриваемый объект.

В места укрытия не следует входить одновременно всей группой, через один и тот же вход, чтобы не подвергаться риску. Необходимо учитывать конкретные условия, план расположения помещения, контингент задерживаемых, их возможное сопротивление, информацию о наличии вооружения. С учетом этих условий, предусмотренных в плане осмотра, необходимо входить в помещение, где укрываются или могут укрываться интересующие ОВД лица, бесшумно, желательно с нескольких входов, минуя основной вход. В отдельных случаях входная дверь резко открывается и быстро освещается внутренняя часть помещения. Участники осмотра входят внутрь уступом, фонари держатся сбоку от туловища.

При невозможности незаметно проникнуть внутрь помещения старший наряда подает команду: «Кто здесь? Выходи!». Возможно использование отвлекающих действий, например, шума у входной двери, а проникновение в это время осуществляется через другие входы.

При проникновении на чердак необходимо соблюдать особую осторожность т.к. укрывающиеся правонарушители имеют более выгодную позицию для оказания сопротивления. В этом случае целесообразно легендировать истинный смысл проверок этих мест, привлекая работников домоуправления, лиц, проживающих в этом доме, пожарных.

При обнаружении лиц в местах укрытия подается команда: «Встать! Руки вверх!», после чего производятся действия по разделению задержанных лиц, желательно в разные помещения, если таковые есть. После этого проводится проверка документов. Сначала проводится наружный осмотр, затем проводится тщательный осмотр помещения, где укрывались задержанные с целью обнаружения оружия, похищенного имущества, и других вещественных доказательств. Все задержанные лица (в том числе обнаруженные бродяги, бездомные) доставляются в ОВД.

О результатах осмотра помещений и выявленных правонарушениях старший наряда докладывает подробным рапортом.

Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом дежурному и действует по его указанию (ст. 277 Устава ППС). В подобных случаях для осмотра и задержания привлекаются специально обученные и экипированные подразделения полиции, а наряды ППС осуществляют блокирование объекта или места укрытия. Операция по задержанию вооруженных преступников проводится по специальному плану.

Наши рекомендации