Основные инвестиционные проекты в газовой сфере ЕС
Природный газ | СПГ |
- Газопровод NABUCCO - Газопровод GALSI, связывающий Алжир и Италию через Сардинию и Toscani, с ответвлением к Франции через Корсику - Газопровод Швеция ̶ Дания ̶ Германия - Распределительные сети между Германией, Нидерландами, Бельгией и Великобританией | Завершение строительства терминалов для перевозки СПГ (происходит с существенными задержками) |
Руководство ЕС идет по пути планомерного создания единой системы газоснабжения Союза. По существу, оно строит аналог того, что было сделано и успешно функционировало в СССР, но только для специфических условий рыночной экономики, когда конкуренция допускается в ранее монопольные отрасли.
Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России.
ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.
В состав ЕСГ входят 160,4 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 объектов подземного хранения газа.
В основе реакции основных транзитных стран на политику "Газпрома" лежит стремление как можно быстрее избавиться от зависимости от российского газа. Каждая страна делает это разными способами. Грузия и Украина — путем строительства новых газопроводов и транспортировки газа из Турции, Закавказья и Ирана. Беларусь — путем диверсификации топливного баланса. Все три страны стремятся уменьшить возможность контроля "Газпрома" над газотранспортной системой.
В настоящее время основные инвестиции в развитие газотранспортной системы направляются на строительство российского участка газопровода Ямал — Европа, газопроводов Северные районы Тюменской области (СРТО) —– Торжок и Починки — Изобильное, расширение Уренгойского газотранспортного узла.
Газопровод Ямал — Европа введен в эксплуатацию в 1999 году. Трасса проходит по территории России, Белоруссии и Польши. Проектная производительность газопровода — 33 млрд куб. м в год. В настоящее время введена в эксплуатацию линейная часть газопровода протяженностью 1997 км от компрессорной станции «Торжок» в России до соединения с газопроводом STEGAL в Германии.
Осуществляется строительство газопровода СРТО — Торжок от Уренгойского месторождения. Проектная мощность —– 20,5–28,5 млрд куб. м в год на различных участках. Протяженность газопровода составляет 2,2 тыс. км. Проект дает возможность увеличить мощности по поставкам газа потребителям Северо-Западного региона России, а также экспорту газа по газопроводу Ямал — Европа.
Для обеспечения транспортировки увеличивающихся объемов газа с разрабатываемых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона проводится расширение Уренгойского газотранспортного узла. Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (ФСТ) разработана и утверждена методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа, которая, в частности, предусматривает возврат инвестору средств, вложенных в строительство новых участков Уренгойской газотранспортной системы.
Газопровод Починки — Изобильное является частью системы газопроводов Россия — Турция. Проектная производительность — 26,2 млрд куб. м в год. Ввод газопровода обеспечит возможность подачи газа с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона в газопровод «Голубой поток». В настоящее время в стадии активной реализации находится проект по строительству линейного участка Петровск — Фролово — Изобильно.
Наибольшей газотранспортной системой обладает Украина. В состав ее газотранспортного комплекса входит 36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км газопроводов большого диаметра, 79 компрессорных станций, 13 подземных газохранилищ. Мощность транспортировки составляют 290 млрд. кубометров газа на входе, 170 млрд. кубометров на выходе. Газотранспортная система Украины принадлежит ДК «Укртрансгаз», являющейся 100%-ной дочерней компанией НАК «Нефтегаз Украины». [24]
В 2011 году ДК «Укртрансгаз» планирует увеличить инвестиции на реконструкцию газотранспортной системы до 2,6 млрд грн. В частности, инвестиции в реконструкцию компрессорных станций достигнут 1,5 млрд грн., газопроводов и газораспределительных станций – 1,22 млрд грн., а в оборудование подземных хранилищ газа – более 200 млн грн.
В целом планы ДК «Укртрансгаз» по капитальному ремонту за счет капитальных инвестиций на 2011 год почти вдвое превышают планы прошлого года. «То есть наблюдается четкая тенденция к увеличению объема средств, направленных на ремонты. Так, в 2010 году по сравнению с 2009 инвестиции выросли на 95,3% (на 854 млн грн.) 0 до 1,75 млрд грн.», – отметили в компании.
Следующей страной по масштабам газотранспортной системы является Узбекистан, обладающий 13,2 тыс. км газопроводов, в том числе 4 тыс. км газопроводов большого диаметра. В систему входят 24 компрессорных станции, два газоперерабатывающих завода и 4 подземных газохранилища объемом 244 млн. кубометров. Мощность транспортировки 86,5 млрд. кубометров.
Казахстан обладает газотранспортной системой протяженностью в 9 тыс. км, куда входят 22 компрессорных станции и 308 газонасосных станций, три газоперерабатывающих завода и три подземных газохранилища объемом в 3,5 млрд. кубометров. Мощность транспортировки составляет 115 млрд. кубометров, в том числе по магистральным газопроводам 77 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит АО «КазТрансГаз», дочерней компании НК «КазМунайГаз».
Беларусь обладает газотранспортной системой протяженность в 6,9 тыс. км, в том числе 2,8 тыс. км газопроводов большого диаметра. В состав комплекса входят 6 компрессорных станций, два подземных газохранилища и 223 газораспределительных станций. Мощность транспортировки составляет 51 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит ОАО «Белтрансгаз».
Азербайджан имеет 4 тыс. км газопроводов, в том числе 1200 км магистральных газопроводов, 7 компрессорных станций и два подземных газохранилища. Мощность транспортировки — 36 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит АО «Азеригаз», дочерней компании Государственной нефтегазовой компании Азербайджанской Республики (ГНКАР).
Туркменистан обладает газотранспортной системой 4 тыс. км, в том числе 3 тыс. км магистральных газопроводов, мощностью в 50 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит компании «Туркментрансгаз», входящей в структуру ГТК «Туркменнефтегаз».
Грузия обладает 1,9 тыс. км газопроводов, с мощностью транспортировки 20 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит АО «Грузтрансгазпром».
Армения обладает 1,9 тыс. км газопроводов, мощностью в 9 млрд. кубометров, и одним подземным газохранилищем объемом 190 млн. кубометров. Газотранспортная система принадлежит ЗАО «АрмГазПром».
Молдова обладает газотранспортной системой в 862 км, в которую входят 73 газораспределительные станции. Мощность системы 44,5 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит АО "Молдоватрансгаз".
Газотранспортные системы Европы, России и Америки совместно с другими источниками энергообеспечения имеют макроэкономическое значение, определяя условия и перспективы развития машиностроительного, энергетического и социального комплексов в масштабах государств и регионов.
Определяющее значение для эффективного развития трубопроводного транспорта имеет научно обоснованная политика внедрения инновационных технических решений, материалов, оборудования и технологий при строительстве, реконструкции и эксплуатации магистральных газопроводов.
Долговременные партнерские взаимоотношения газотранспортных компаний, национальных надзорных и сертификационных органов, научных центров, поставщиков-производителей оборудования и услуг для строительства и ремонта объектов ГТС, реализуемые в рамках совместных проектов (Голубой поток, Северный поток, Ямал, Сахалин) помимо прямой взаимной выгоды для Компаний позволяют в более короткие сроки и с меньшими затратами достичь повышения надежности, эффективности и экологической безопасности поставки углеводородов.[25]