Особенности мировых рынков природного газа: европейского
Американского, азиатского, российского
Газовая отрасль, в настоящее время является важнейшей частью энергетики любого государства, одной из несущих конструкций экономики. Основным лейтмотивом развития газовых рынков является повышение эффективности государственного регулирования в сфере газоснабжения, совершенствование хозяйственных отношений путем развития рыночных механизмов и формирование конкурентной среды для:
- oбеспечения удовлетворения спроса внутренних потребителей и выполнения контрактов по поставкам газа на экспорт или импорт;
- снижения рисков возникновения дефицита или перепроизводства газа и возможного их негативного воздействия на экономику в целом;
- повышения инвестиционной привлекательности всех сфер газоснабжения и обеспечения экономических, организационных и законодательных условий эффективного участия собственных и иностранных инвестиций в развитии газовой отрасли;
- стимулирования использования альтернативных видов энергетического сырья, интенсификации процессов энергосбережения.
Особенностью развития мировой торговли газа является практическое объединение региональных рынков. Вместо существующих раздельно рынков Северной Америки, Европы и Азии образуются рынки газа Атлантического и Тихоокеанского бассейнов (связь между которыми будет значительно более жесткой, чем современные межгеографические зависимости). В итоге складывается довольно эффективный рынок с корреляцией цен в основных торговых центрах и географическим разбросом цен, определяющимся транспортными издержками от цен основных торговых центров.
Рынок Европы
Европейский газовый рынок – третий по величине региональный рынок в мире, а Евросоюз наряду с США, Китаем и Японией является крупнейшим потребителем и импортёром природного топлива. Либерализация энергетического (в частности, газового) рынка Европы – это необходимость для дальнейшего развития европейского газового комплекса, что, в свою очередь, необходимо для успешного роста европейской экономики. Газовому комплексу нужны огромные инвестиции для осуществления крупных проектов по добыче и транспортировке природного газа, а потребителям – приемлемые цены на энергоносители.
В перспективе предполагается, что после либерализации, проводимой ЕС, структура европейского рынка газа будет весьма схожа со структурой рынка газа в североамериканских штатах. Будут существовать несколько региональных центров торговли природным газом на пересечении уже существующих и возможно достроенных трубопроводов и расширения использования СПГ для межконтинентального транспорта газа.[18]
Как уже отмечалось, несмотря на общую тенденцию к глобализации, рынки природного газа в силу объективных причин сохраняют преимущественно региональный характер. Это особенно наглядно проявляется на рынке Европейского Союза, где для стран-членов ЕС и их партнеров природный газ выявляет политические, экономические, промышленные, экологические и социальные проблемы будущего. В Европейском Союзе до сих пор нет единого рынка для таких сетевых энергопродуктов, как электроэнергия и природный газ. Национальные или, в лучшем случае, региональные рынки отделены друг от друга. Это негативно влияет не только на конкуренцию и на объединение систем альтернативных источников энергии, но и на надежность энергоснабжения.
Расширение Европейского Союза в аспекте создания единого рынка природного газа означает внесение поправок в законодательство ЕС, создание новых адекватных рыночных структур и соответствующих правил поведения на энергетическом рынке в целом, и на газовом рынке в частности. Конкретно, это предполагает освобождение рыночных цен на энергоносители, разработку и соблюдение правил конкуренции для общеевропейского рынка, полное его открытие для поставщиков и потребителей на базе разгосударствления и демонополизации, гибкое регулирование, основанное на диалоге между заинтересованными сторонами. В совокупности, это должно благоприятствовать созданию оптимальной рыночной ситуации, отвечающей интересам всех участников рынка природного газа Европейского Союза.
Рынок США
В США в течение более ста лет совершенствовались рыночные институты и институты по регулированию газовой отрасли. Многочисленные месторождения природного газа, собственниками которых являются около 8000 независимых компаний, довольно равномерно распределены по территории США. В США создана весьма плотная и разветвленная сеть магистральных газопроводов протяженностью 458 тыс. км, которыми владеют 160 независимых компаний; в распоряжении 1250 газораспределительных компаний находятся газопроводы протяженностью 1421 тыс. км.
Система газопроводов имеет большое количество (29) узлов (так называемых «хабов»), являющихся рыночными площадками по торговле природным газом для 260 торгующих газом компаний. Все это обеспечило объективные условия для формирования конкурентного рынка природного газа в США.
При этом цены на энергоносители, включая природный газ, в США – свободные, а регулируемые цены (тарифы) применяются только в сферах естественных монополий, в частности на услуги по транспортировке газа как по магистральным, так и распределительным сетям. В отличие от Западной Европы, в США имеет место разветвленная по всей стране система магистральных газопроводов, позволяющая поставщикам и потребителям выбирать наиболее эффективный путь транспортировки газа. Этот путь не обязательно более короткий, т.к. уровень тарифов по системам различается – более высокие тарифы по новым трубопроводам на период их окупаемости, более низкие – по действующим.
Американская модель газового рынка – одна из старейших либерализационных моделей, которая, пользуясь лучшими достижениями либерализации, такими, как свободное ценообразование и информационная открытость рынка, идет по пути сужения границ конкурентной среды, снятия ограничений на образование вертикально-интегрированных компаний, а следовательно, отказа от структурной обособленности процесса транспорта и распределения природного газа. Можно аргументировано утверждать, что американская либерализационная модель находится на пути создания оптимального баланса между потенциально монопольным и конкурентными секторами газового и нефтегазового рынков. В мире признано, что наибольший прогресс в области дерегулирования газовой отрасли достигнут именно в США, где либерализация рынка природного газа была начата в 1978 году после нескольких десятилетий довольно жесткого регулирования. Успех либерализации рынка природного газа в Штатах обусловлен рядом обстоятельств экономического характера и совершенствованием антимонопольного законодательства. США имеют длительную историю газоснабжения, восходящую еще к эпохе использования каменноугольного газа. В стране в течение более ста лет совершенствовались рыночные институты и институты по регулированию газовой отрасли.
Рынок России
Известно, что Россия является мировым лидером по доказанным запасам природного газа. В России развитие энергетики осуществляется на основе Государственной энергетической стратегии, принимаемой правительством страны, и в соответствии с ней природный газ в предстоящие двадцать лет останется главным видом топлива. Правда, его доля в суммарном потреблении энергоресурсов будет несколько снижена. Важная роль в этом непростом деле отводится энергосбережению. В этой области в России существует ряд государственных программ.
Принимаемые руководством России меры по дальнейшему реформированию экономики, совершенствованию ценовой и налоговой политики, формированию благоприятного инвестиционного климата и внутреннего конкурентного рынка газа дают основание полагать, что в первой четверти нового века российская газовая промышленность будет интенсивно развиваться. Ее основными задачами на период до 2020 года являются:
- освоение месторождений полуострова Ямал;
- ввод в разработку новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Западной Сибири, который останется в обозримый период главной ресурсной базой;
- разработка газовых ресурсов на шельфе северных морей, в первую очередь крупного Штокмановского месторождения, и месторождений на шельфе острова Сахалин;
- освоение запасов Восточной Сибири и Дальнего Востока;
- дальнейшее развитие сети магистральных газопроводов и подземных газохранилищ.[19]
Газовая отрасль в России чрезмерно зарегулирована государством и практически полностью им контролируется через Газпром. Поставки газа на экспорт подвержены влиянию геополитических интересов России – прежде всего, сохранению традиционных партнеров и сложившихся в бывшем СССР экономических отношений, с преобладанием патерналистских подходов. Также соблюдаются интересы энергетической безопасности и осуществляются попытки влияния на европейских партнеров для достижения геополитических целей. (Табл. 2.5, с. 55).
Таблица 2.5