Тема 10. Международные перевозки
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте таблицу принципов применения нормативных источников, регулирующих международные перевозки.
2. Составьте конспект основных положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов 1956 г.(КДПГ).
Рекомендации по выполнению заданий
Рассмотрение и анализ важнейших вопросов о международных перевозках связаны в первую очередь с необходимостью изучения международных правовых актов (конвенций, соглашений, протоколов), регулирующих международные сообщения, соотношения международных источников с внутренним (национальным) законодательством, посвященным международным перевозкам.
Внутренние источники подразделяются на две группы: нормативные акты, специально предназначенные для регулирования международных транспортных отношений, и нормативные акты общего транспортного законодательства, принципы и общие положения которого могут применяться в международных перевозках.
Международные законодательные акты представляют также две группы. К первой группе относятся международные акты, регламентирующие перевозки всеми или несколькими видами транспорта. Вторую группу составляют международные правовые акты, регламентирующие осуществление перевозок отдельными видами транспорта.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы признаки международной перевозки?
2. Какие существуют виды международных перевозок?
3. Как классифицируются нормативные источники, регулирующие международные перевозки?
4. Каковы основные нормативные источники представляют группу многосторонних международных соглашений, регулирующих перевозки?
5. Каковы основные нормативные источники российского законодательства, регулирующие международные перевозки?
6. Как классифицируются договоры, на основании которых осуществляется международная перевозка грузов?
Задачи
Задача 1.
Российское автотранспортное предприятие «Донавто» осуществило в ноябре 2006 года разовую перевозку в Германию груза российского деревообрабатывающего АО «Фант». Спустя семь месяцев после выдачи груза автотранспортное предприятие предъявило иск к акционерному обществу «Фант» о взыскании стоимости транспортно– экспедиционных услуг, оказанных при перевозке груза.
В обоснование своего требования истец сослался на п.1 ст.32 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), в соответствии с которым в случае совершения злоумышленного поступка срок подачи иска устанавливается в три года.
Ответчик отклонил исковые требования на том основании, что в данном случае согласно ст.66 Устава автомобильного транспорта «Доавто» пропущен шестимесячный срок исковой давности. Суд удовлетворил требовании АО «Фант».
Правомерно ли решение суда? Каким законодательством следует руководствоваться в данном случае?
Задача 2.
На основании договора международной перевозки груза российское автотранспортное предприятие «Росинто» доставило в г.Гамбург груз фирме «Максвел». При его получении иностранная фирма обнаружила недостачу двух грузовых мест.
Перевозчик в ответ на требование фирмы «Максвел» возместить стоимость двух грузовых мест заявил, что груз им доставлен в сохранности, согласно международной накладной, в которой указано восемь мест.
Связавшись со свом представителем в России, отправившим груз, фирма «Максвел» установила, что при оформлении международной накладной была допущена техническая ошибка– вместо 10 грузовых мест в накладной указано 8.
Кто несет ответственность за последствия допущенной ошибки при оформлении международной накладной?
Рекомендуемая литература
Нормативные правовые акты
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61–ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 22.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195–ФЗ (ред.03.03.2008) // СЗ РФ. - 2002. - № 1.
3. Воздушный кодекс РФ от 19.07.97 г. (в ред. 04.12.2007) // СЗ РФ. - 1997. - № 12.
4. Кодекс Внутреннего Водного транспорта РФ от 07.03.2001 (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ. - 2001. - № 11.
5. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ. - 1999. - № 18.
6. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. (в ред. 04.12.2007 г.) // СЗ РФ. - 2003. - № 2.
7. ФЗ от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского электрического транспорта» // СЗ РФ. - 2007. - № 46.
8. ФЗ от 24.07.1998 г. № 127–ФЗ (ред. 30.12.2006) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // СЗ РФ. - 1998. - № 31.
9. Конвенция ООН о международных смешанных сообщениях.1980 г.
10. Конвенция ООН о морской перевозке грузов.1978г. (Гамбургские правила)
11. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева 14.11.1975). - М., 1993.
12. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотерма 2000».
Арбитражная практика
1. Постановление Президиума ВАС РФ № 7863/98 от 03.08.1999 №7863/98 // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 4.
2. Информационное письмо ВАС РФ от 16.02.1998 г. № 29 «Обзор судебно–арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» // Вестник ВАС. - 1998. - № 4.
Литература
1. Алиев Э.А. Международно–правовые правила автомобильных сообщений и перевозок // Транспортное право. - 2005. - № 4.
2. Антипов Н.П., Кастрюлин Д.Ф. Переход риска случайной гибели или повреждения товара по договору международной купли–продажи: теоретический аспект // Международное публичное и частное право. - 2003. - № 3.
3. Брагинский М.И., Витрянский М.И. Договорное право. - М., 2003.
4. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.
5. Гречуха В.Н. Транспортное право. Ч.1. - М., 2002.
6. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В.Баландиной. - М., 2004.
7. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под. ред. А.Н. Кзырина. - М., 2004.